Вера Канашина
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в математический лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
1. Образовательные
1.1. Дать детям знания из истории появления цифр и показать их значимость для людей;
1.2 .Закрепить знания детей о днях недели;
1.3 .Упражнять детей в решение задач, в счете на слух;
1.4 .Упражнять в порядковом и количественном счете;
1.5 .Закрепить знание последовательности чисел и соотнесение числа с цифрой.
2. Развивающие
Публикация «Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе „Путешествие в математический лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2.1. Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
2.2. Способствовать формированию связной речи, умению аргументировать свои высказывания;
2.3. Развивать мелкую моторику.
3. Воспитывающие
3.1. Воспитывать интерес к математике, дружеские отношения и умение работать в коллективе;
3.2. Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать друг друга;
3.3. Воспитывать самостоятельность при выполнении учебной задачи.
Материалы для занятия :
• Письмо от жителей математического леса
• Мультимедийный проектор
• Презентация «Как появились цифры»,
• Карточки с цифрами на каждого ребёнка
• Музыка
• Цифровые бабочки
• Коробочка 1 шт., с жетонами
• Игрушка «Белочка»
• Карточки с графическим заданием «Грибок для белочки»
• Карандаши
• Повязка на глаза
• Игрушка «Баба Яга»
• Иллюстрация дома Бабы Яги
• Иллюстрации с изображением «Геометрических домов» 8 шт, поднос с геометрическими дома 8 шт.
• Игрушка лесовичок
• Медальки на подносе 1 шт.
План занятия :
1. Организационный момент:
1.1. Мотивация детей на деятельность «Письмо от жителей математического леса» 1 мин
1.2. Беседа - «Дни недели» 1 мин
2. Основная часть:
2.1. Математические игры с Совой
2.1.2. Упражнение «Из каких цифр нарисованы животные» 2 мин
2.1.3. Беседа- «Для чего нужны цифры?» 4 мин
2.1.4. Выполнение задания «Разложи по порядку» 1 мин
2.1.5. Решение задач 1 мин
2.1.6. Порядковый счет по сказке «Репка» 1 мин
2.2. Упражнение «Заколдованные бабочки» 4 мин
2.3. Математические игры с белочкой
2.3.1. Выполнение графического задания «Грибок для белочки» 2 мин
2.3.2. Счет на слух в упражнении «Сколько?» 2 мин
2.4. Математические игры с Бабой –Ягой
2.4.1. Выкладывание фигур из счётных палочек. 4 мин
2.4.2. Выполнение задания «Размести геометрические фигуры» 4 мин
3. Завершающий этап
3.1. Сюрпризный момент 1 мин
3.2. Рефлеския 1 мин
3.3. Организованное завершение занятия 1 мин
Ход занятия
1. Организационный момент
1.1. Письмо от жителей математического леса
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Вам интересно, что в нем написано, кто же его прислал? (воспитатель открывает письмо)
Здравствуйте, ребята!
Приглашаем вас в наш математический лес. Сорока рассказала нам, что вы веселые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать, сравнивать и решать задачи. Хотите проверить свои знания? Если вы не боитесь трудностей, то мы ждём вас в нашем лесу в среду.
Жители математического леса.
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие? Хотите побывать в математическом лесу?
Дети: Да!
1.2. Повторение и закрепление изученного- «Дни недели»
Воспитатель: Ребята а в письме сказано что нас ждут в среду, а какой у нас сегодня день недели?
Дети: Среда!
Воспитатель: Значит, ждут нас сегодня? А какой день недели тогда был вчера?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А какой день недели будет после среды?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие дни недели бывают еще?
Дети: Понедельник, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?
Дети: Семь!
Воспитатель: Молодцы! Дни недели вы знаете хорошо. Значит, и остальных знаний у вас достаточно. Тогда в путь!
Мы закроем все глаза,
Чтоб увидеть чудеса.
1-2-3-4-5 ….
Будем дружно мы играть!
2. Основная часть:
2.1. Математические игры с Совой
1 слайд (Изображение совы)
Воспитатель: Ребятки, посмотрите на лесной опушке нас ждёт сова, пойдемте скорее.
1 слайд (Изображение совы) :
Воспитатель:Совушка Сова очень мудрая, на многие вопросы ответы знает, и нам интересные задания приготовила. Посмотрите какие цифры спрятал художник в необычных рисунках.
2.1.2. Отгадай и найди цифры
2 слайд: (Изображение щенка)
Воспитатель: Мой щенок отличный пес.
Все он цифры знает.
На него ты посмотри,и скорее их найди.
Воспитатель: Посмотрите ребятки что где нарисовано? из цифры 9 что нарисовано?
Дети: Из цифры 9 нарисован хвост. (ответы детей)
3 слайд: (Изображение цыплёнка)
Воспитатель: На меня дружок взгляни
Цифры разные найди.
Дети: Из цифры 4 нарисован хвост, из цифры один клювик (ответы детей)
Воспитатель: Все ли вы цифры нашли?
4 слайд: (Изображение кошки)
Воспитатель: Кошка очень напугалась цифры спрятали ее.
На нее ты посмотри цифры быстро отыщи.
Воспитатель: Из каких цифр нарисованы лапки?
Дети: Лапки нарисованы из цифры 1 и 2. (ответы детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все цифры нашли, которые художник спрятал, ребята для чего нам еще нужны цифры? Где вы ещё встречали цифры?
2.1.3. Для чего нужны цифры?
Дети:Для того чтобы знать время, деньги, знать сколько тебе лет. (ответы детей
5 слайд: (Изображение предметов с общим признаком)
Воспитатель: Догадайтесь, что общего в этих предметах?
Дети: На всех есть цифры. (ответы детей)
Воспитатель: А для чего изображены цифры на этом предмете?
6 слайд: (Изображение термометра)
Воспитатель: А для чего изображены цифры на этом предмете?
Воспитатель: Что можно определить этим предметом
Дети: Температуру воздуха (ответы детей)
7 слайд: (Изображение весов)
Воспитатель: Для чего нам нужны цифры в этом предмете? Для чего?
Дети: Узнать какой вес человека, вес продуктов. (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, на весах тоже есть цифры, и по цифрам мы определим вес предмета, вес человека
8 слайд: (Изображение линейки)
Воспитатель: Для чего нужны цифры на этих предметах?
Дети: Измерить длину, рост человека. (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, и на линейке тоже есть цифры, они помогают нам узнать длину предмета.
9 слайд: (Изображение дома)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти картинки и здесь есть цифры? Что обозначают эти цифры? А на вашем доме есть номер? Для чего он нужен?
Дети: Номер помогает гостям найти наш дом, квартиру. (ответы детей)
10 слайд:(Изображение первоклассника с задачами)
Воспитатель: А первокласснику для чего нужны цифры?
Дети: Решать задачки,примеры, знать оценки.
Воспитатель: Правильно вы ребятки сказали цифры нужны для того, чтобы записать число; узнать время; измерить длину предмета с помощью цифровой шкалы на линейке; найти номер дома и квартиры; решать примеры и задачи; определять температуру воздуха и воды; для определения веса предметов и др.
11 слайд:
Воспитатель: Ребята давайте на минуту закроем глазки и представим что будет если в нашей жизни не будет цифр?
Дети: Мы не сможем найти свой дом, не будем знать сколько нам лет, не сможем ходить в магазин. (ответы детей)
12 слайд: (Изображение первого счета в древности)
Воспитатель: Знаете ли вы что цифры существовали не всегда. И раньше при счете Люди использовали камешки, и палочки. Потом люди научились обозначать число, делая особая зарубки на палочках. Посмотрите как вы думаете какое число обозначено на этой палочке. А почему вы думаете число 6?
13 слайд: (Изображение счета с помощью пальцев рук)
Воспитатель: Ещё цифры древние люди обозначали пальцами. Очень сложно было складывать и вычитать. Один предмет они показывали одним пальцем, три – тремя. Показывая две ладошки они обозначали число?
14 слайд: (Изображение цифр с количеством углов)
Воспитатель: А потом люди попытались записать цифрами которые были уже похожи на цифры которыми мы пользуемся сейчас. В древние времена каждая цифра соответствовала количеству углов, изображённых на цифре. Я обозначила углы красным цветом. Посмотрите сколько углов на цифре ноль. А на цифре 1? А на цифре 8? Конечно 8 углов, так и узнавали цифры. А затем углы на цифрах сгладились и они все стали такими какими мы видим их сейчас.
2.1.4. Количественный счет
15 слайд: (Перепутанные цифры)
Воспитатель: Ребята на этой картинке цифры перепутались давайте мы с вами расположим цифры в правильном порядке начиная от самой меньшей цифры к большей. /практические действия с карточками/
2.1.5. Решение математических задач
Воспитатель: Какие молодцы все цифры знаете. А сейчас мы будем решать задачи, правильный ответ показывайте цифрой. Будьте внимательны.
1. Под кустами у реки
Живут майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Ты их можешь сосчитать? (4)
2. Вот хромой идет жучок,
Он ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках теперь ползет жучок? (5)
3. Сосчитай-ка поскорей!
Вот грибочки на лужайке
В жёлтых шапочках стоят.
2 грибочка, 3 грибочка.
Сколько вместе будет?.? (5)
16 слайд: (На слайде крупная иллюстрация к сказке "Репка")
2.1.6. Порядковый счет по сказке «Репка»
В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
А за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Все пришли до одного.
Сколько было их всего? (6)
Воспитатель: Посчитайте деда и всех остальных героев. Покажите ответ цифрой
Воспитатель: Ребята а из какой сказки эти герои?
Дети: Из русской народной сказки "Репка"(ответы детей)
- Какой по счету стоит бабка? (вторая)
- А дед? (первый)
- Кто стоит третьим? (внучка)
- Кто стоит между внучкой и кошкой? (Жучка)
- Какой стоит мышка по счету? (Шестой)
Воспитатель: Ребята, чему учит эта сказка?
Дети: Дружбе, тому, что нужно помогать друг другу и т. д. (ответы детей)
Воспитатель: Ну, молодцы, ребята, все задания выполнили со всем справились, а мы путешествуем дальше…
2.2. Заколодованные бабочки
Воспитатель: Ребята, какая удивительная музыка звучит! Это же бабочки нас зовут. Пойдемте скорее.
Воспитатель: У них случилась беда, на крылышках не хватает пятнышек, и они не могут взлететь?
Воспитатель: Как вы думаете, что мы сможем сделать, чтобы им помочь.
Дети: Можем добавить пятнышек. (ответы детей)
Воспитатель: Конечно ребятки вы правы. Нам надо добавить столько пятнышек, чтобы получилось то число которое есть на бабочке. Выбирайте себе бабочку. Подумайте сколько пятнышек вам надо добавить. Будьте внимательны.
Воспитатель: Посмотрим все ли бабочки готовы к полёту?
Воспитатель: Посмотрите у своего соседа все ли он правильно сделал?
Воспитатель: Дима сколько ты добавил пятнышек чтобы получилось число 9? И т. д. (ответы детей)
Воспитатель: Вот и освободили вы бабочек. Теперь они могут взлететь в любое время. Им очень важна была ваша помощь. Вы молодцы. А к кому дальше мы с вами отправимся я вам подскажу загадкой.
2.3. Математические игры с белочкой
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка. (ответы детей)
Воспитатель: Конечно это нас белочка к себе в гости зовет. Размещайтесь поудобней.
Белка: Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас в нашем лесу. Я вам приготовила задание. Справитесь с заданием – узнаете, что я больше всего люблю.
2.3.1. Соедени цифры по точкам
Воспитатель: Какие интересные задания приготовила нам белочка. Как вы думаете, что нам нужно сделать? Кто догадался?
Воспитатель: Конечно ребятки вы правы нам необходимо соединить точки, так чтобы получился рисунок. И на помощь к нам снова пришли цифры.
Воспитатель: С какой цифры мы будем начинать? Конечно с цифры один. Берите карандашики и приступайте, будьте внимательны. Спинки выпрямите, локоточки положите на парту.
Воспитатель: Что ребятки у вас получилось? Кто догадался какое лакомство больше всего любит белка?
Белка: Молодцы! Конечно это грибы. Красивые у вас грибы получились, аппетитные.
Воспитатель: Ребята, а все ли мы грибы белочки отдадим?
Дети: Отдадим только съедобные (ответы детей)
Белка: Мне зимой ваши грибочки очень пригодятся! Спасибо!
Воспитатель: А я вас приглашаю на грибную поляну посчитать друзей у белочки.
2.3.2. Игра «Сколько?»
Воспитатель: Вставайте в кружок, в нашей игре будет водящий и он встанет в середину круга, а мы будем идти по кругу говорить слова со мной и загадывать водящему загадку с помощью звуков. А водящий должен будет отгадать число, которое мы загадали. Слушай внимательно.
Воспитатель: Беремся за руки
- Вот огромное дупло,
В нём и сухо и тепло.
В нём для белок место есть,
Посчитай их ровно….
Воспитатель: Считай сколько звуков было? (Повторить игру 3 раза).
2.4. Математические игры с Бабой -Ягой
Воспитатель: Ребята, что-то темно становится и похолодало вроде. Я вижу избушку на курьих ножках.
Воспитатель: Как вы думаете кто живет в этой избушке? Опишите какая она? Расскажите всё что про нее знаете про ее внешний вид, характер. (ответы детей)
Воспитатель: Дима очень много знает про Б. Я предлагаю его послушать. /рассказы 2 -3 детей /
Дети: Баба Яга очень страшная, неряшливая она пугает людей. Живёт Баба Яга в темном лесу, в ступе летает владения свои охраняет.
Воспитатель: Я соглашусь с вами ребятки Баба Яга носит теплую жилетку из овчины, а на носу у нее бородавка. Баба яга кажется страшной, угрюмой, с большими костлявыми руками, тяжелым взглядом, растрепанными волосами, косматая, неряшливая. По поглядывает да нас поджидает.
(Появляется Баба яга - игрушка).
Баба Яга: Давно я вас поджидаю, касатики. Задание вам приготовила. Никто еще с ним не справился и вам не по зубам. А задания мои можно выполнить с помощью поленьев. Вам нужно выложить поленницу из дров, но не простую. Справитесь, отпущу вас, а нет, несдобровать тогда вам. Готовы? Тогда располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
2.4.1. Решение логических заданий со счё тными палочками:
Баба Яга: Отсчитайте 6 поленьев (используются счётные палочки) и положите перед собой, выложите из них домик.
Баба Яга: Быстро справились слушайте дальше. Переложить 2 полена так, чтобы получился флажок.
Баба Яга: Возьмите из коробочки ещё по одному полену, сколько получилось у вас поленьев? Было сколько? А теперь? Правильно 7. Из них выложите 2 квадрата
Баба Яга: Теперь уберите два полена в коробочку, сколько поленьев осталось? Правильно 5. И из них выложите 2 треугольника.
2.4.2. Работа с геометрическими фигурами
Баба Яга: Какие умницы поленницу из дров вы быстро выложили со всем справились. Раз такие вы умные, то и ещё с одним заданием легко справитесь. Возьмите по одной карточке, внимательно посмотрите на дома, и заполните пустую клетку подходящим для нее домиком.
Воспитатель: Ребята посмотрите на свои карточки и скажите на что мы будем обращать внимание при выборе подходящего домика?
Дети: На форму и цвет крыши, на окна.
Воспитатель: Мы с вами будем смотреть на то, чтобы дома не повторялись в ряду. У них должна быть разная форма крыши и ее цвет, так же обратим внимание на форму окна. /практические действия с карточками/
Баба Яга: Ну, молодцы! Не ожидала, что сообразительные вы такие. Хвалю и отпускаю вас. Счастливого пути!
Воспитатель: Какие вы, ребята, эрудированные! Не подвели друг друга! Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу (появляется лесовичок).
3. Завершающий этап
3.1. Сюрпризный момент
Лесовичок: Приветствую вас гости дорогие. Всю дорогу за вами наблюдал и доволен остался. Хочу подарок вам сделать. Возьмите себе на память эти сувениры. Они вам своей необычной красотой настроение поднимать будет и о путешествии в наш лес напоминать. (Дети берут сувениры и благодарят Лесовичка).
3.2. Рефлеския
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок, а нам с ребята, пора в детский сад возвращаться, где ждут нас новые чудеса. Закрывайте глаза и посчитаем в обратном порядке.
Мы закроем все глаза, чтоб увидеть чудеса
5-4-3-2-1…. Вот мы и дома!
- Чем понравилось вам путешествие в математический лес?
- У каких сказочных героев вам было легко выполнять задания?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Что нам помогло справиться с заданиями?
3.3. Организованное завершение занятия :
Воспитатель: /вручение медалек/
Всем спасибо за вниманье,
за задор, веселый смех,
за улыбки, понимание-
это наш большой успех!
Вот настал момент прощанья-
Будет краткой моя речь:
Говорю вам до свидания, до счастливых новых встреч!