Ольга Малянова
Конспект интегрированного занятия по обучению детей родному языку.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по обучению детей родному языку.
Комплексная программа образования и развития детей 5-6 лет
«Предшкольная пора»
Тема: «Проведение звукового анализа слова Луна»
Цель: проводить звуковой анализ слова в процессе моделирования
Программное содержание:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по обучению детей родному языку,» размещена в разделах
Образовательная – учить детей различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки; продолжать учить детей определять и называть первый звук в словах; формировать представление о планете Луна.
Развивающая – развивать умение интонационно выделять звуки в слове, называть его изолированно, развивать умение называть пары звуков по твердости-мягкости; развивать речевое внимание и фонематический слух.
Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к родной планете; воспитывать доброжелательное, внимательное отношение к другим.
Здоровьесберегающая – создать благоприятную психологическую атмосферу в группе; обратить внимание на правильную посадку детей; в произношении звуков развивать подвижность органов речи; следить за утомляемостью детей (своевременно проводить физминутки)
Демонстрационный материал: схемы и фишки для звукового анализа, кубы синего, зеленого и красного цвета, фотографии из космоса с изображением Луны, кукла «Дядюшка Эхо».
Раздаточный материал: зеленые, синие, красные фишки (по количеству детей)
Герой из мультфильма: Лунтик
Пособие: рабочая тетрадь «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» (стр. 54, «Готовимся к школе» (раздел «Слуховое внимание» стр. 15)
Ход занятия
1. Стук в дверь
- Ребята, давайте посмотрим, кто же к нам пришел? (открывает дверь, входит Лунтик)
- Здравствуй Лунтик! Мы очень рады тебя видеть.
- Здравствуйте ребята. Ух-ты, как вас много! Но так не честно…Вы все знаете, как меня зовут, а вас совсем не знаю. Давайте познакомимся?
- Давайте! Ребята, тихо произнесите своё имя. Определите, какой звук в нем первый: «строгий», «ласковый» или «волшебный». Определили? А теперь подойдите к соответствующему по цвету кубу (Дети находят каждый свой куб, а Лунтик подходит к красному кубу)
- Проверим, правильно ли вы нашли свой куб.
Дети по очереди называют свои имена и садятся за столы. Выясняется, что Лунтик не правильно нашел свой куб. Воспитатель вместе с детьми исправляет его: звук [л] «строгий», обозначается синей фишкой – синий куб.
Лунтик спрашивает у детей : «Ребята, вам нравится ходить в детский сад? Чем вы занимаетесь в детском саду?» (Мы играем, ходим на прогулку, поем песенки, учим стихи, изучаем звуки)
- Звуки, это интересно! Ведь звуки мы слышим и произносим, но написать и увидеть мы никогда не сможем. Давайте поиграем в такую игру: вы будете произносить звуки, а я слушать, как вы их произносите.
- Как шуршат листья? [ш]
- Как жужжат жуки? [ж]
- Как летают большие комары? [з]
- Как летают маленькие комарики? [з’]
- Когда мы качаем колесо большим насосом, какой звук мы слышим? [c]
- Когда мы качаем колесо маленьким насосом, какой звук мы слышим? [с’]
- А теперь я буду произносить звуки, а вы должны показать соответствующие фишки.
2. Рассказ воспитателя о Луне
Лунтик обращается к детям: «Какие вы молодцы! А вот отгадаете загадку?»
В голубой станице девица круглолица
Ночью ей не спится – в зеркальце глядится. (Луна)
- Правильно, Луна – это моя родина, я родился на Луне….(загрустил) Я совсем забыл, мне надо спешить к своим друзьям на цветочную поляну. А чтобы вы не забывали про меня, я хочу оставить вам на память вот такие фотографии.
Лунтик прощается с ребятами и уходит.
Воспитатель показывает детям фотографии и комментирует.
1 фото
Луна – это планета. Земля, на которой живем мы с вами – это тоже планета. На Земле живут люди, животные, летают птицы, растут растения. А на Луне нет жизни, потому что там нет воздуха. Она не светится, как нам кажется. Просто Луна отражает солнечные лучи, как зеркало.
2 фото
Посмотрите, вот Солнце, а вокруг множество разных планет: и большие, и маленькие…Вот наша Земля, а рядом Луна. Она всегда находится рядом, поэтому её называют спутником Земли. Она гораздо меньше Земли.
3 фото
Наших космонавтов всегда интересовала Луна. И вот первый астронавт на Луне. Посмотрите, ни травинки нет на этой планете, ни цветочка, холодно и темно. Скучно….Как же здорово, что мы живем на такой красивой планете, как Земля!
3. Звуковой анализ слова Луна
Воспитатель вешает на доску четырёхзвуковую схему слова и вместе с детьми проводит звуковой анализ слова «луна». Один ребенок у доски, остальные открывают рабочие тетради на стр. 54 (каждый ребенок работает с фишками). По окончании анализа воспитатель спрашивает, во что превратилась у нас схема. Дети отвечают – в модель слова «луна».
Игра «Кто здесь живет?»
Воспитатель ставит на клеточку модели слова луна знак «!» и спрашивает, кто живет в этом «домике». Дети должны определить звук и правильно его произнести.
Физминутка
4. Самостоятельная работа
Воспитатель предлагает открыть пособие «Готовимся к школе» на стр. 15
- Посмотрите, что изображено на картинке слева? (ручка)
В первой клеточке стоит знак «!» - это значит надо определить первый звук в этом слове. (Воспитатель читает слово с указкой по схеме, выделяя первый звук в слове: «р-р-ручка»)
- Какой же первый звук в слове ручка? ([р] – «строгий» звук)
- Посмотрите на картинки слева, определите, есть ли в этих словах «строгий» звук [р], раскрасьте кружочки соответствующим цветом (синим). Выполняем самостоятельно.
Воспитатель вместе с детьми проверяет самостоятельную работу: р-р-рыба – первый «строгий» звук [р], луна – нет данного звука, р-р-ракета – первый «строгий» звук [р], топор-р-р – последний «строгий» звук [р]
Игра «Дядюшка Эхо»
- Это кто тут сидит? Дядюшка Эхо, мы с нетерпением ждем, когда ты с нами поиграешь в свою любимую игру «Эхо».
Воспитатель называет слова, интонационно выделяя один звук, бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч, повторяя слово так же.
4. Подведение итогов
- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии?
- С каким слово проводили звуковой анализ?
- Кто приходил к нам в гости? (Лунтик, дядюшка Эхо)
Воспитатель поощряет активных детей вырезанными из картона звездами.