Анастасия Сергеевна Шестакова
Конспект интегрированного занятия «По следам зайца» по сюжету сказки «Всяк по-своему» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
1. Закрепить в памяти детей содержание сказки Г. А. Скребицкого «Всяк по - своему». Учить строить высказывания. Упражнять в подборе существительных к прилагательному (хвост - пушистый, беличий, лисий, рыжий и т. д.) Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами (медведь- медвежонок - медвежата, и т. д.) Формировать умение связно, последовательно рассказать некоторые события из сказки (рассказ о зайце). Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения (доказать, что лисий хвост отличается от беличьего). Продолжать работу по закреплению природоведческого словаря: названия животных, их особенностях. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „По следам зайца“ по сюжету сказки „Всяк по-своему“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Следы. Наблюдения за следами птиц и животных
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Закрепить правила счета (слева направо, дотрагиваясь указкой)
Учить решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; при решении задач пользоваться математическими знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине (у лисы длинный хвост, у белки короткий).
Закреплять знания детей о последовательности месяцев, времен года (составлять календарь, используя картинки, называя названия месяцев и времен года)
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «после».
3. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге, и др.)
Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых диких лесных животных (заяц, лиса, медведь, белка и др.)
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Формировать знания у детей о некоторых отличительных особенностях диких животных (заяц меняет шерсть, у белки пушистая рыжая шерсть, еж запасается жиром на зиму и т. д., о их частях тела (хвосты животных)
Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года, месяцах, их некоторых характеристиках.
Оформлять с детьми календарь, подбирая картинки времен года. Обогащать представления детей о сезонных изменениях (составление календаря, вопросы по картинкам)
Развивающие задачи: Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать память, воображение, мышление. Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к чтению художественной литературы, желание слушать и запоминать ее содержание. Воспитывать бережное отношение к животным и природе. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и выслушивать других, не перебивая сверстников. Воспитывать интерес к жизни животных.
Материалы и оборудование: следы заячьи, с изображениям цифр; изображения времен года, макет дерева, грибы с примерами из картона, игрушки зайца, белки, бобра, лося, ежика; 2 изображения животных: медведя, лисы, барсука, белки, лося, бобра, ежа, волка.
Предварительная работа: чтение сказки Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему», беседа о бобре, барсуке, об особенностях жизни лесных животных зимой, игры на повторение и закрепление названий месяцев года, беседа по сказке Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему».
Ход занятия:
В: Ребята, в этот зал мы пришли не просто так, посмотрите, как здесь все необычно. Чтобы узнать, чем мы с вами сегодня будем заниматься, отгадайте загадку:
Бывает он серый и белый бывает,
Следы оставляет, умело петляет,
Боится лисы он, боится и волка,
Его же боится капуста лишь только.
Д: Заяц!
В: Правильно, это заяц! Вспомните, какую мы сказку с вами недавно читали про зайца?
Д: Всяк по-своему.
В: С какими лесными жителями заяц встречался?
Д: Заяц встречался с белкой, барсуком, бобром, ежиком
лосем.
В: Правильно, а с какими животными заяц не встречался, но боялся встречи с ними?
Д: Лиса, волк.
В: Молодцы! Ребята, а почему этих животных называют дикими?
Д: Потому что эти животные живут в лесу, боятся людей, сами себе добывают пищу.
В: Правильно! Посмотрите на доску? Кого вы видите?
Д: Животных: медведя, белку, бобра, лису, ежика, волка, барсука, лося.
В: Сколько их всего?
Д: 8
В: Как вы узнали?
Д: Сосчитали.
В: Сосчитай, Даша
В: Правильно сосчитала?
В: Скажите мне правила счета.
Д: Слева направо, правой рукой, дотрагиваться до предмета указкой.
В: А какой по счету медведь?
Д: Первый
В: Какая по счету лиса?
Д: Вторая
В: Какой по счету ежик?
Д: Третий
В: Какой по счету волк?
Д: Четвертый
В: Белка?
Д: Пятая
В: Бобр?
Д: Шестой
В: Барсук?
Д: Седьмой
В: Лось?
Д: Восьмой
В: Молодцы, а теперь посчитаем вместе
Д: Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой.
В: Молодцы!
В: Правильно! Не все эти животные встречались нам в сказке «Всяк по-своему». Вспомните и скажите, кого из животных в сказке мы не встречали?
Д: Медведя, лису, волка.
В: Молодцы! А как вы думаете, почему они здесь есть, что объединяет всех животных?
Д: Они лесные, дикие.
В: Молодцы! Но все ли животные здесь? Посмотрите внимательно, может быть, здесь кого-то не хватает?
Д: Зайца не хватает!
В: Интересно, куда же он подевался? Заблудился, наверное, вспомните, как заяц спасается от врагов?
Д: Путает следы.
В: Да, наверное, так свои следы запутал, что и сам заблудился! Найдем его?
Д: Да!
В: Тогда отправимся в путь! Видите следы? Как вы думаете чьи они?
Д: Заячьи
В: Правильно! Мы отправимся по этим следам, чтобы найти зайца. Но мы не просто будем идти по этим следам, а решать различные задания, которые приготовили нам дикие животные. Первый след. Какая цифра на нем?
Д: 1
В: Правильно, посмотрите, кто нас встречает?
Д: Медведь
В: Верно! Как выглядит медведь?
Д: Он большой, коричневого цвета, косолапый, у него длинные лапы с большими когтями.
В: Правильно! Ребята, для того, чтобы пройти дальше по следам, нам нужно справиться с заданием, которое приготовил нам медведь. Дело в том, что животные из сказки расстроены, проснулись утром, а хвосты у них перепутаны, не поймут, где, чей хвост. Лес у нас волшебный, вот такое и случилось, помогите каждому найти свой хвост.
В: Чей это хвост? Что помогло отгадать?
Д: Это хвост лисы, мы отгадали, потому что у лисы рыжий, пушистый хвост, с беленькой кисточкой на нем.
В: А как по-другому сказать, что это хвост лисы? Хвост какой?
Д: Лисий.
В: Молодцы! Как вы думаете, зачем лисе нужен хвост?
Д: С помощью хвоста, лиса заметает свои следы.
В: Молодцы! А этот хвост, посмотрите, какой красивый! Чей он?
Д: Это хвост белки, мы угадали, потому что он пушистый и рыжий, с беленькой кисточкой.
В: У лисы лисий хвост, а у белки?
Д: Беличий.
В: А может быть это хвост лисы? Ведь у нее тоже рыжий, пушистый хвост, с беленькой кисточкой?
Д: Нет, это беличий хвост, потому что он с изгибом и маленький, а у лисы прямой и большой.
В: Молодцы! Внимательные! А зачем белке нужен хвост?
Д: У белки хвост вместо руля, он помогает ей забираться высоко на дерево.
В: Молодцы! А это чей такой большой хвост?
Д: Это хвост бобра, он большой и плоский, нужен бобру, чтобы плавать.
В: А как по-другому его назвать?
Д: Бобровый хвост.
В: Молодцы! А это чей такой маленький хвостик?
Д: Заячий, он маленький и серый, подходит зайцу.
В: Правильно, молодцы! Вот еще хвост, чей он?
Д: Волчий, он серый, и не пушистый, на нем мало шерсти.
В: Молодцы! Справились с заданием, и мы стали на шаг ближе к нашему зайцу.
Посмотрите, вот еще след, какой он по счету?
Д: Второй.
В: Какое животное нас здесь встречает?
Д: Белка.
В: Да, это белка, и она тоже приготовила для нас задание. Но для начала вспомним, что делала белка, когда заяц встретился с ней?
Д: Она собирала грибы и вешала их на ветки.
В: А для чего она это делала?
Д: Она готовилась к зиме, собирала запасы.
В: Правильно! Ребята, белка приготовила нам игру. Посмотрите вниз, что вы видите?
Д: Грибы.
В: Посмотрите. Что вы видите на них?
Д: Цифры, математические знаки.
В: Какие цифры? Назовите?
Д: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять.
В: Назовите математические знаки
Д: Знаки плюс, минус, равно.
В: Белка попросила нас развесить на ветки грибы. Но прежде чем повесить гриб, нужно решить пример, который написан на нем. Теперь каждый возьмите себе гриб. И решите пример, тот, кто решил, поднимайте руку.
Ваня решил, читай свой пример, и говори ответ, который у тебя получился.
Ваня: 3+4, в ответе получилось 7.
В:Молодец, ребята, правильно Ваня решил пример?
Д: Да!
В: Молодец, Ваня, вешай гриб.
В: Молодцы! Мы справились с заданием и идем дальше! И следующий след, под какой цифрой?
Д: Три
В: Посмотрите, кто нас тут поджидает?
Д: Бобр
В: Верно, вспомните, что делал бобр, когда его встретил заяц?
Д: Он грыз осину.
В: А для чего он это делал?
Д: Чтобы утеплить свое жилье к зиме.
В: Правильно! А бобр ребята, где живет в лесу?
Д: Нет. Он живет под водой, в лесной речке.
В: Молодцы, верно! Ребята, бобр тоже приготовил нам игру. Она называется «Назови ласково». У каждого животного есть детеныши, так как они маленькие, называем мы их ласково. Скажите мне, как мы назовем детенышей зайца?
Д: Зайчата
В: А если один?
Д: Зайчонок.
В: Правильно, молодцы. Теперь я буду говорить вам названия животных, а вы назовете мне их детенышей.
В: Лиса
Д: Лисята
В: А один?
Д: Лисенок
В: Белка
Д: Бельчата, один бельчонок.
В: Медведь.
Д: Медвежата, медвежонок
В: Волк
Д: Волчата, волчонок
В: Лось
Д: Лосята, лосенок.
В: Олень
Д: Оленята, олененок.
В: Еж
Д: Ежата, ежонок
В: Бобр
Д: Бобрята, бобренок.
В: Молодцы. Мы справились с заданием бобра. И отправляемся дальше, следующий след, какой по счету?
Д: Четвертый
В: Кто нас здесь встречает?
Д: Ежик
В: Вспомните из сказки, что делал ежик, когда заяц встретил его?
Д: Наедался едой, чтобы запастись жиром на зиму.
В: Правильно, а зачем ему запасаться?
Д: Чтобы не замерзнуть, ведь он спит под листьями
В: Молодцы! Ежик тоже просто так нас не отпустит! Но он не хочет говорить нам задание, пока мы вместе с ним не сделаем разминку!
Ритмическая физкультурная минутка под музыку «Три веселых зайчика»
Молодцы!
В: Ежик оставил нам загадку и просьбу от одного лесного жителя, а от какого вы узнаете, отгадав эту загадку. Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу, кто это?
Д: Медведь.
В: Правильно! Ребята, что делает зимой медведь?
Д: Спит в своей берлоге.
В: Правильно, а как он узнает, что наступила весна, как он просыпается?
Д: Потому что в берлогу поступает растаявшая вода и он просыпается.
В: Верно! А еще у медведя в берлоге есть календарь. Но вот в чем беда, все времена года в этом календаре перепутаны. Медведь просит нас с вами разложить по порядку все времена года, и он наведет нас на следующий след.
Посмотрите, на столе лежат картинки, как вы думаете, что они обозначают?
Д: Времена года
В: Верно, это времена года, каждая картинка относится к одному времени года. У меня есть вот такой календарь, но он пустой, нам нужно подобрать картинки и вставить в этот календарь.
Скажите, какие картинки подойдут к зимним месяцам?
Д: Вот эти.
В: Почему вы так решили?
Д: Здесь снег, узоры на стекле, дед мороз, снеговик.
В: Верно, вставим картинки в календарь. А назовите мне зимние месяцы по порядку?
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: Молодцы!
В: Какие картинки подойдут к весенним месяцам?
Д: Вот эти
В: Почему?
Д: Потому что солнце светит, грачи, снег тает, текут ручьи, первая трава появилась, почки распустились.
В: Молодцы! А назовите мне названия весенних месяцев?
Д: Март, апрель, май.
В: Правильно! Вставим картинки в календарь. А теперь выберите картинки, которые подходят к летним месяцам
Д: Вот эти
В: Почему вы их выбрали?
Д: Потому что, солнце светит, дети купаются в речке, на полях зеленеет трава и цветы цветут, листья на деревьях распустились.
В: Правильно. Назовите летние месяцы по порядку
Д: Июнь, июль, август
В: Молодцы! Вставьте картинки в календарь. Какие месяцы у нас остались?
Д: Осенние. На этих картинках желтые листья, дождь, пасмурная погода, птицы улетают на юг.
В: Назовите месяцы осени по порядку.
Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Вставьте картинки в календарь, молодцы! Ребята мы справились с заданием, собрали календарь для медведя, и отправляемся дальше, и нас встречает еще один лесной житель, посмотрите, кто это?
Д: Это лось.
В: Верно, это лось, и вот последний след зайца, под какой цифрой?
Д: 5
В: А что делал лось, когда его увидел заяц? Один ли он был?
Д: Нет, он был не один, с ним были еще другие лоси, они обгладывали кору осины.
В: Молодцы, правильно. Последнее наше задание, которое приготовил нам этот лесной житель, называется «Расскажи о зайце».
Ребята, так как в сказке лось не разговаривал с зайцем и не видел его, он ничего о нем не знает. А как он может нам помочь, если он даже не видел зайца? Чтобы лось помог нам найти зайца, мы с вами должны рассказать ему о нашем герое. Расскажите о его повадках, о том, как он изменился зимой, где он спал, как прятался от врагов, чем питался. Маша расскажи нам.
М: Заяц к зиме сменил шубку, у него была серенькая шубка, а стала белой. Заяц рыл в снегу нору и спал в ней, так ему было теплее. Питался заяц березовыми сережками и корой деревьев. Еще заяц путал свои следы, чтобы лиса не смогла его отследить.
В: Молодцы! Мы справились с заданием! Посмотрите, кто это сидит в углу?
Д: Заяц.
В: Ну вот мы и нашли зайца. Скажите ребята, сложно было искать его? Расскажем зайцу, какие задания мы выполняли, чтобы найти его, что было сложным, кого мы встретили на пути.
Д: …
В: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как мы с вами справлялись с заданиями, отвечали на вопросы, но нам пора отправляться в группу, скажем гостям «До свидания».
Д: До свидания!