Марина Емельяненко
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой»
Конспект организованной образовательной деятельности.
«Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой».
Цель:
• Обогащать детей новыми впечатлениями путем активного участия в развлечениях.
• Дать возможность приобрести новые двигательные навыки. Через исполнение стихов способствовать развитию чистоты речи, обогащать речевые интонации.
• Развивать у детей творческие способности, организаторские навыки.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой“» размещена в разделах
• Радостными эмоциями поднимать жизненный тонус, создавать бодрое настроение, положительно влиять на укрепление нервной системы детей.
Задачи:
Образовательные :
• Продолжать знакомить детей с творчеством детской поэтессы И. Токмаковой.
Развивающие:
• Способствовать развитию любознательности у детей.
• Развивать свободное общение со сверстниками и взрослым в ходе образовательной деятельности.
• Развивать у детей восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук в процессе художественного творчества.
Воспитательные:
• Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
• Воспитывать у детей эстетический вкус на основе словесного искусства и художественного творчества.
Предварительная работа:
• В свободное время слушаем и заучиваем стихи И. Токмаковой,
• Дома с родителями перечитывается цикл стихотворений «Гномов маленький народ» и рисуют иллюстрации к будущей книге.
• Оформляем свою групповую книгу «Гномов маленький народ».
• Театрализованная постановка пьесы И. Токмаковой «Кукареку».
• Оформляется выставка книг и детских работ.
Оборудование:
• Портрет Ирины Петровны Токмаковой, ее произведения.
• Презентация, ноутбук, проектор.
• Посылка.
• Детский игрушечный магнитофон.
• Магнитофон, CD с записью песни «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского, сл. И. Токмаковой).
• Маски: петушок, курочка, лягушка, хрюшка, кошка.
Ход организованной образовательной деятельности.
(Дети стоят в кругу.)
Упражнение «Доброе приветствие» (стоящие по кругу дети по очереди без слов здороваются друг с другом).
Воспитатель:
Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем хором, дружно:
Дети:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И внимательно глядим.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Сегодня утром я получила посылку. Только открыть её я не смогла. Может быть, вы мне поможете?
Как вы думаете, что для этого надо сделать? (ответы детей.)
Посмотрите, здесь есть какой-то листочек (на листке написано) :
«Посылку сможете вы открыть, когда отгадаете загадку.
Загадка.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга.)
Когда дети отгадали загадку, воспитатель достает из посылки книги И. П. Токмаковой.
Воспитатель:
Посмотрите сколько здесь книг (дети рассматривают книги из посылки).
Воспитатель:
Одна из них называется «Поиграем» (воспитатель открывает книгу и предлагает детям поиграть).
«Поиграем!»
На лошадке ехали, Руки согнуты в локтях перед собой;
До угла доехали. ходьба, высоко поднимая колени.
Сели на машину, Руки согнуты в локтях перед собой,
Налили бензину. ладошки сжаты в кулаки и движутся
На машине ехали, поочередно вверх-вниз, имитируя управление рулём;
До реки доехали. бег на месте.
Трр! Стоп! Разворот. Притопнуть ногой, повернуться кругом.
На реке - пароход. Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль.
Пароходом ехали, Пружинящие полуприседания,
До горы доехали. руками имитировать бинокль.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт
Самолёт летит, Прямые руки в стороны,
В нё м мотор гудит: покачивание корпусом.
У-у-у-у,
Я лечу, лечу!
Воспитатель:
Ребята, где это мы оказались? По-моему, перед нами Чудная страна! Я знаю, что вы умеете слушать, и сегодня вы услышите много интересного. Ведь в этой Чудной стране все – и звери, и птицы, и люди, и деревья – говорят стихами Ирины Петровны Токмаковой.
«Чудная страна»
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране.
Ты почему не веришь мне?
Воспитатель:
У ботинка есть язычок, так почему ему не лакать молоко. У картошки есть глазок, должна же она куда-то смотреть. Отчего бутылке не петь, если у нее есть горлышко? А старинные стулья на гнутых ножках так и просятся в пляс!
Воспитатель:
И эту страну придумала для нас Ирина Петровна Токмакова. Детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов.
Чудная страна И. П. Токмаковой всегда готова встретить вас, стоит только закрыть глаза и вообразить …
.
За речкой лес. Далекий лес.
Туда спешу с утра я.
Ключи несу. И все в лесу
Калитки отпираю…
… Чтоб лес открыть,
Нужна не прыть,
Нужны глаза и уши.
Мои ключи: смотри, молчи,
И примечай. И слушай.
Воспитатель:
Одна из книг Ирины Петровны так и называется «Разговоры». Если внимательно прислушаться к звукам, которые наполняют лес, можно услышать лесные разговоры:
… Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую пленку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры…
Тихо, тихо, ни словечка!
Мы нажали кнопку.
Так о чем спросила речка
Узенькую тропку?
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем все на свете.
Помолчи. Послушай.
Воспитатель:
Давайте и мы послушаем эти разговоры (дети читают наизусть стихотворения из цикла «Разговоры»).
«Разговор ветра и осинок»
- Здравствуй, Ветер,
Ветер, здравствуй!
Ты куда летишь, вихрастый?
Что поднялся до зари?
Погоди, поговори!
- Я спешу, осинки, в город,
Я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам.
Площадям и переулкам,
Фонарям, тоннелям гулким,
Перекресткам и домам
Я приветы передам.
От тропинок и дорожек,
От рябинок-тонконожек,
От калиновых кустов,
От малиновок, дроздов.
Чтобы город стал весенним,
Чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной,
Светлой радостью лесной.
«Разговор старой ивы с дождем»
- Восемь - у дороги,
Девять - на лугу.
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две - под старой елью,
Возле стога -шесть.
- Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
- Тороплюсь ромашки
Все пересчитать,
Десять - на опушке,
Под осиной - пять.
Ну как просчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды!
Воспитатель:
Стихи Ирины Петровны Токмаковой легко запоминаются, они музыкальны, а на одно из них даже написана песня. Она называется «Спляшем, Пегги» (муз. В. Берковского).
(Звучит фонограмма песни, дети выполняют движения и пальчиковую гимнастику под музыку песни)
У Пэгги жил весёлый гусь. правой рукой, изображаем, "гуся".
Он знал все песни наизусть. левой рукой изображаем "гуся".
Ах, до чего ж весёлый гусь! двумя руками одновременно изображаем "гусей".
Спляшем, Пэгги, спляшем! дети ставят руки на пояс и пританцовывают.
У Пэгги жил смешной щенок, правая рука - упражнение "собака".
Он танцевать под дудку мог. левая рука - упражнение "собака".
Ах, до чего ж смешной щенок! двумя руками изображаем "собак".
Спляшем, Пэгги, спляшем! дети пританцовывают.
У Пэгги старый жил козёл, правая рука - "коза".
Он бородой дорожки мёл, левая рука - "коза".
Ах, до чего ж смешной козёл! двумя руками- "козы".
Спляшем, Пэгги, спляшем! дети пританцовывают.
Воспитатель:
Стихи Ирины Токмаковой можно не только слушать, но и смотреть. А сейчас ребята представим себя в театре. Всем нравится смотреть спектакли?
(дети показывают инсценировку стихотворения «Кукареку»).
«Кукареку»
Рассказчик (воспитатель) :
Захотел Петушок
Сочинить стишок,
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось,
Ничего от него не осталось:
Ни ку, ни ка, ни ре…
Увидал он Хрюшку во дворе.
Петушок (ребенок) :
— Хрюшка,
Рассказчик (воспитатель) :
— говорит Петушок,-
Петушок (ребенок) :
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Рассказчик (воспитатель) :
Хрюшка головой покачала:
Хрюшка (ребенок) :
— Нет, кукареку я не встречала.
Не печалься, тебе я хрю-хрю
Вместо него подарю.
Рассказчик (воспитатель) :
Говорит Петушок:
Петушок (ребенок) :
— Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Рассказчик (воспитатель) :
Собрался Петушок,
Взял дорожный мешок
И пошёл шагать -
Пропажу искать.
Видит — навстречу Кошка,
Кошка идёт, мягконожка.
Петушок (ребенок) :
— Кошка,
Рассказчик (воспитатель) :
— говорит Петушок,-
Петушок (ребенок) :
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Рассказчик (воспитатель) :
Кошка головой покачала:
Кошка (ребенок) :
— Нет, кукареку я не встречала.
Не грусти, я тебе удружу -
Мяу-мяу тебе одолжу.
Рассказчик (воспитатель) :
Говорит Петушок:
Петушок (ребенок) :
— Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Рассказчик (воспитатель) :
Вздохнул Петушок,
Подтянул ремешок,
До реки дошагал -
Очень устал.
Видит — скачет Лягушка,
Известная всем болтушка.
Петушок (ребенок) :
— Лягушка,
Рассказчик (воспитатель) :
— говорит Петушок,-
Петушок (ребенок) :
Я хотел сочинить стишок:
Написать кукареку
И к нему ещё строку.
Но кукареку потерялось.
Ты не знаешь, куда оно девалось?
Рассказчик (воспитатель) :
Лягушка головой покачала:
Лягушка (ребенок) :
— Нет, кукареку я не встречала.
Ты возьми себе лучше ква-ква -
Для стихов неплохие слова.
Рассказчик (воспитатель) :
Говорит Петушок:
Петушок (ребенок) :
— Нет, спасибо,
Мне кукареку найти бы.
Рассказчик (воспитатель) :
Грустный Петушок
Срезал посошок,
На закат взглянул,
Домой повернул.
Дома ужин ждёт,
Дома — детки.
Глядь — на крылечке Наседка.
Наседка (ребенок) :
— Муженёк,
Рассказчик (воспитатель) :
— кричит,
Наседка (ребенок) :
— я так устала,
Всё кукареку твоё искала!
Утащили его цыплята,
Непослушные наши ребята,
Целый день с ним они провозились,
Говорят — кукарекать учились.
Впредь храни ты его аккуратно,
А теперь получай обратно!
Рассказчик (воспитатель) :
Тут Петушок
Сочинил стишок:
Написал — кукареку!
И ещё кукареку!
И третью строку -кукареку!
Воспитатель:
Есть у Ирины Петровны и еще один город под названием Букваринск.
«Букваринск»
Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времён
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
А — аптекарь,
Б — бочар,
В — валяльщик,
Г — гончар
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
З — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик,
М — маляр,
Н — носильщик,
О — овчар,
П — писатель,
Р — радист,
С — сапожник,
Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель,
Х — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,
Ш — шофёр, большой шутник,
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист,
а дальше
Я — это я, мои друзья!
Воспитатель:
Придумала Ирина Токмакова и «Гномов маленький народ» - это и утренний гном, и грустный, и брусничный, и гномик, который пишет, и странный гном, и маленький, и восьмой гномы. У них есть даже свой Новый год, который они празднуют летом.
Воспитатель:
На слова Ирины Токмаковой есть много песен. Это и колыбельные и разговоры. Некоторые из них вы знаете по мультфильмам.
Давайте все вместе посмотрим отрывок из мультфильма «Волшебник Изумрудного города».
Воспитатель:
Подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Вернуться домой нам поможем стихотворение Ирины Токмаковой «Счастливого пути!»
«Счастливого пути!»
(Из голландской народной поэзии)
Карета кое-как ползёт,
Усталый конь её везёт.
Счастливого пути!
Усталый человек идёт,
Рукой с лица стирает пот.
Счастливого пути!
Пусть тот, кто едет и идёт,
Всегда свой путь домой найдёт.
Счастливого пути!
Воспитатель:
Ребята, наше путешествие в Чудную страну стихов Ирины Токмаковой закончилось
Давайте поблагодарим друг друга за это интересное путешествие.
(Один ребенок становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное путешествие!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, замкнуть круг и завершить церемонию благодарности безмолвным легким пожатием рук.)
Воспитатель:
Ребята, кому понравилось наше путешествие, поднимите вверх руки и похлопайте, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Всем спасибо!