Получи документы

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел»

Ирина Васильевна Кожинова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

«Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел»

( образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие)

Цель: развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных орнаментов.

Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел“» размещена в разделах

- учить различать и называть знакомые народные промыслы России : «Дымка», «Хохлома», «Городец» и их характерные особенности; продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-чеканки; самостоятельно выбирать колорит фона для заготовки.

- развивать у детей умения создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

- воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: Дымковские игрушки, хохлома-посуда; Городец-прялки, шкатулки (иллюстрации)

Раздаточный: краски акриловые, кисти, салфетки, маркеры, цветные магниты, губки с обувным кремом.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Городец»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.

Методические приемы:

Рассказывание рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ. Выделить разнообразные композиции по строению, колориту, составным элементам росписи.

Ход занятия:

Дети! Сегодня предлагаю вам отправиться в поход по бескрайней нашей родине - России, мы посетим много интересных мест, встретимся с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями. И, как настоящим путешественникам, я предлагаю составить маршрут нашего похода. Присядьте возле костра и послушайте сказку, которая поможет нам проложить маршрут:

«Жила-была в одном селе девушка, и прозвали ее – Марья Искусница. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. Прослышал о Марье Искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес! А Марья Искусница превратилась в Жар-птицу и стала ронять свои разноцветные перышки, на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появились новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир».

1. И упало одно перышко (украшено дымковскими узорами) в село Дымково, туда и отправимся мы сейчас (подходим к магнитной доске, оформленной изображениями дымковских узоров.

Дети читают стихотворение

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Выслушать ответы детей)

- Кто мне подскажет, какие элементы узора использовались при росписи игрушек? (Кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, мазки).

- Какую краску использовали дымковские мастера для создания узоров?

У нас на доске находятся силуэты- заготовки для дымковских изделий. Предлагаю вам сейчас разделиться на две команды и превратить заготовки в настоящие дымковские игрушки, соблюдая все правила этой росписи.

(Дети под народную мелодию выполняют задание, наклеивая элементы росписи, анализ выполненного упражнения).

2. Ещё одно пёрышко упало в Нижегородскую область, в деревню с веселым название Хохлома. Наш путь лежит туда.

Дети читают стихотворение

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

-А что же это за село такое, и чем оно знаменито? (дети отвечают)

- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? ( Разные ягоды: смородина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).

- Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).

- Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах). Обратите внимание, дети, на столах лежат хохломские изделия. В каждом не хватает какого-то элемента. Без вашей помощи тут не обойтись, дорисуйте недостающее. А я пока расскажу легенду появления Хохломской росписи:

- Ещё совсем недавно в сёлах можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

3. Дети, посмотрите, третье перышко (городецкий узор). Вы узнали этот узор? Мы недавно познакомились с этой росписью. Расскажите мне о ней.

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица). Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.

В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта : стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

4. Дети, когда мы создавали свами объемный силуэт городецкого узора, я обещала, что мы превратим его в собственное, авторское произведение искусства.

Поэтому еще одно перышко и прилетело в наш детский сад, и превратились в нём дети в народных мастеров – чеканщиков. Посмотрите, какое это интересное декоративное украшение металла (просмотр презентации). Я предлагаю вам сейчас продолжить свою творческую работу в стиле чеканки.

Но прежде чем начать работу мы с вами потренируем наши глазки.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Мастера, вы можете приступать к работе.

5. Самостоятельная работа под спокойную музыку.

В процессе работы даю советы, пояснения, слежу за осанкой детей.

Рефлексия. В завершение детских работ, оформляется выставка. Какие красочные и яркие получились у вас изделия. Молодцы, мастера-умельцы!

Публикации по теме:

Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группыФизкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Физкультурный досуг «Путешествие по местам народных промыслов» для детей подготовительной группы Подготовила и провела инструктор По физической.

Конспект интегрированного занятия по познанию в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний»Конспект интегрированного занятия по познанию в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам знаний» Вид: образовательная деятельность Тип.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие с космонавтом»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие с космонавтом» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие с космонавтом" Цель: формирование познаний о космических.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома» Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тип: интегрированное.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: "Путешествие в Африку". Задачи: -дать детям элементарные представления об.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в город финансов»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в город финансов» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Такие разные матрешки» в рамках проекта «Страна народных мастеров»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Такие разные матрешки» в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познание, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну русских народных инструментов» Цель: -познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание; -формировать у детей основы музыкальной.

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел»
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 21:50
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД