МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки»

Елена Ковалева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки»

МБДОУ «Детский сад № 104»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе

(ознакомление с окружающим миром +музыка)

«В светлой горнице

у хозяюшки Марьюшки»

Составила: воспитатель 1 квалификационной

категории Ковалева Е. А.

Рязань – 2014

Цель:

Приобщение дошкольников к народной культуре

Задачи:

• знакомство с особенностями русского старинного быта;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки“» размещена в разделах

закрепление знаний элементов русского национального костюма: женского и мужского (сарафан, косоворотка, рубаха, порты, душегрейка, картуз, лапти, кокошник, платок, рубаха, кушак, кичка)

развитие и обогащение речи: изба, горница, веретено, прялка, ухват, коромысло;

• развитие эстетического восприятия детей посредством народной музыки;

• воспитание интереса к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

1) беседы и чтение о русском народе;

2) знакомство детей с русскими народными сказками, загадками, считалками, скороговорками;

3) слушание аудио записей русских народных сказок, песен;

4) экскурсия в музей детского сада «Русская изба».

Материал, оборудование: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, деревянные ложки; русские народные костюмы; прялка, веретена, ухват, коромысло.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлем!

- Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

- В каком городе мы живем? (в Рязани)

В: Да ребята, мы с вами живем в современном городе, в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере.

А вам интересно узнать, как жили раньше русские люди, во что одевались, чем занимались, как отдыхали? (ответы детей)

В: Тогда, я приглашаю вас в путешествие во времени, хотите? Но нам нужно переодеться в другую одежду, в какой раньше на Руси ходили.

(Дети переодеваются в русские рубахи)

В: У меня в руках волшебный клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

В: Ты катись, катись, клубок.

С овражка на мосток.

Ты клубочек не спеши,

Нам дорогу покажи.

(Клубочек прикатился в музыкальный зал)

В:Ребята, посмотрите, сколько гостей здесь собралось. Давайте с ними поздороваемся, как здоровались раньше на Руси.

Низкий поклон Вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет.

Кто за веселье здесь нас осудит?

Нету веселья – и жизни нет.

Над головою чистого неба,

Нам бы хотелось Вам пожелать.

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

В: Ребята, влево, вправо повернитесь,

Вокруг себя вы покружитесь,

В избе русской очутитесь!

В: Ребята, где это мы с вами очутились? (в русской избе)

В: Смотрите, никого нет.

Вот в печи огонь горит,

На печи горшок стоит.

Каша тут в горшке варилась, (смотрит в горшок)

А хозяйка отлучилась.

Мы на лавочку пойдем,

И хозяйку подождем.

Дети садятся на 2 лавочки.

Слышится песня

Рано утром по воду,

Я на реченьку пойду.

Принесу ведро водицы,

И умыться, и напиться.

Входит хозяйка : (снимает ведра с коромысла)

Х: Здравствуйте, гости, дорогие, добрые молодцы и красные девицы! Меня зовут хозяюшка – Марьюшка.

Д: Здравствуй, хозяюшка!

Х: Гость на пороге – хозяину радость! С чем пожаловали?

В: В гости мы пришли сюда,

Для того, чтобы спросить,

Как же в прежние года,

Люди жили на Руси.

Х: Милости прошу в мою русскую избу!

Сядем рядком, поговорим ладком.

Х: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Х: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Раньше русские люди строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называется горница, здесь я принимаю гостей (показывает руками)

Х: А вы знаете, что главное в избе? (ответы детей) Да, печка, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ой, ты печка сударушка,

Помоги нам боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

В: Хозяюшка-Марьюшка, наши дети тоже умеют сдавить русскую печь.

Р: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Х: Молодцы, ребятушки, а теперь давайте пройдем вот сюда. Кто мне скажет что это?

Дети подходят к столу, на столе скатерть (ответы детей)

Х: А что стоит на столе? (посуда) А какая это посуда? (ответы детей) Из чего сделана эта посуда?

В: Посмотрите, какие красивые ложки есть у хозяюшки-Марьюшки.

Эти ложки непростые, золотые, расписные!

Этими ложками можно не только есть, на них еще можно играть, правда, Марьюшка!

Х: Правда, ребятушки. Давайте на ложках играть.

Динамическая пауза

(игра на ложках под русскую народную музыку)

В: Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали ложки, миски, плели лапти, вязали, вышивали. А еще пели песни и сочиняли загадки.

Х: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достает шкатулку с загадками)

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают глотает. (печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает (ухват)

3. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

Кашу сварит… (чугунок)

4. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар)

5. Воду я ношу с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра (коромысло)

6. Сама не ест.

А людей кормит (ложка)

7. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею (веретено)

8. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали (прялка)

В: Ребята, давайте покажем хозяюшке-Марьюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили люди раньше. Поиграем в игру «Что было и что стало»

(Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают)

Дидактическая игра «Что было и что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас… (сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)

4. Раньше воду из колодца носили, а теперь (льется из водопровода)

5. Раньше в сарафанах ходили, а теперь (в платье)

6. Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше… (в сундуках)

В: Хозяюшка-Марьюшка, а у тебя есть сундук?

Х: Конечно, есть!

В: Ну-ка, Марьюшка, дружок,

Открывай свой сундучок.

Что под крышкою хранится,

Может нам это сгодится!

Х: Ну, что ж, отопру сейчас замок,

И открою сундучок (открывает сундук)

В: Ну, ребятки, подходите,

И внимательно смотрите.

Выбирайте, доставайте,

Одежду верно называйте.

(дети подходят, достают одежду, называют (сарафан, рубаха, косоворотка, кушак, кокошник, лапти, кичка, душегрейка, порты, платок, картуз)

Х: Вот, ребятки, в таких одеждах раньше русские люди работали, и на гулянья ходили, пели, плясали и хороводы водили.

В: А на вас, ребята, какая сейчас одежда? (ответы детей)

А вы умеете петь песни и водить хороводы? (да)

Давайте покажем хозяйке-Марьюшке и нашим гостям, как мы умеем водить хоровод.

Динамическая пауза (хоровод)

Х: Молодцы, ребятушки, очень мне понравился ваш хоровод.

Х: А еще, ребятки, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку, и увидим, как жили люди на Руси.

Садитесь на лавочки, будем смотреть.

Просмотр презентации

В: Хозяюшка-Марьюшка, нам пора домой, в детский сад.

Х: Ну, ребятушки, прощайте,

На дорожку угощайтесь (достает поднос с баранками)

Вот вам, ребятушки,

Баранки да сушки!

В и дети: Спасибо!

Мы и сами поедим,

Людей добрых угостим (ребенок несет на подносе угощение гостям).

В: До свидания, Марьюшка!

Спасибо тебе за хлеб-соль,

Отправляемся домой!

Дети и воспитатель уходят.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД