Папки-передвижки

Конспект интегрированной образовательной деятельности «В мире животных»

Екатерина Масюкова
Конспект интегрированной образовательной деятельности «В мире животных»

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

по теме «В мире животных» произведениям

с использованием произведений литературы, живописи и музыки.

Сейчас нам предстоит увлекательное путешествие на карнавал. Давайте вспомним,что карнавал - это такой праздник, на котором все обязательно должны как-то изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы при этом тебя не узнали.

Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „В мире животных“» размещена в разделах

На праздниках в детском саду вы любите наряжаться всякими лесными зверюшками-белочками, зайчиками, мишками. А кто-то превращается в героя сказки, мультфильма. И тогда мы можем встретиться с Белоснежкой и гномами, Емелей, Несмияной, Буратино и Мальвиной.

Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным.

Во-первых, это карнавал не людей, а животных : зверей, птиц и рыб.

Во-вторых, он музыкальный. Это значит, что всех его персонажей и участников мы не увидим, а услышим, потому что о них нам расскажет музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс.

Любой торжественный праздник обычно открывают самые знатные и почетные гости. Кто же откроет наш карнавал?

Устрашающе красив, он свиреп и живогрив.

Даже хвост совсем не прост -

С кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи. Рык несется выше тучи.

Ведь не зря он - царь зверей

В жаркой Африке своей.

(Здесь и далее стихи Соболевой А.)

Конечно же, это царь зверей - Лев. Он величественен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш льва».

Ее в один голос (или, как говорят музыканты, «в унисон», но очень мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно, и даже устрашающе, в ней проскальзывает улыбка, улавливается легкий комический оттенок. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента.

Поступь льва важная, неторопливая, но в тоже время в ней ощущается мягкая и упругая походка. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, грозно рычит.

(Прослушивание пьесы «Королевский марш Льва»)

За главным распорядителем – Львом следуют гости карнавала. Кто пришел первым, отгадайте сами:

Ах, какой же он горластый!

По утрам кричит всем: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки.

На головке гребешок. Кто же это? (Петушок)

Ну, а Петины подружки-

И хохлатки, и пеструшки-

Шумно крыльями махали,

Громко клювами стучали.

Ко-ко-ко,ко-ко-ко,

Нам зерно клевать легко. (Курицы)

Итак, первыми пришли три курицы и Петух. Их голоса невозможно спутать ни с чьими другими. Куриное кудахтанье передается в музыке с большим юмором: это быстрые, суетливые повторения на одном звуке

(в музыке такой прием называется «репетицией»,

заканчивается резким скачком вверх. Куры перебивают друг друга, стараются перекричать, одна другую. Их уморительное трио написано в форме канона.

(Вы, наверное помните, что в каноне одна и та же мелодия звучит по очереди в разных голосах, и в каждом новом голосе она вступает до того, как закончилась в предыдущем).

Неожиданно куры замолкают, их бестолковая суматоха внезапно прерывается….Это запел Петух. Он красуется перед курами и очень старается произвести на них впечатление. Горделиво пропевает каждую ноту своего соло, демеонстрируя свое мастерство. И вдруг в тот самый момент, когда куры уже начали кудахтать и благодарить своего любимца за пение, голос Петуха срывается и он фальшивит, то-есть берет неправильный звук, или, как говорят, «пускает петуха». Его поклонницы-куры в смятении. Эта действительно смешная музыка основана на приеме, которые называется «звукоподражание».

(Прослушивание пьесы Курицы и Петух).

Попробуйте отгадать следующих гостей карнавала.

Легко, грациозно и быстро

По скалам, как ветер, несутся.

А после спокойно и тихо

В долине зеленой пасутся

Тонконоги и красивы, осторожны, боязливы.

Шерсть короткая, рогаты.

Как же их зовут ребята?

(Антилопы)

Это на карнавал примчались легконогие и грациозные антилопы. Очень изобретательно Сен-Санс передает в музыке их стремительный бег.

Мы не слышим мелодии, ни аккомпанемента. Да и какая музыка может поспеть за этими животными? Только одни неистовые гаммообразные пассажи фортепьяно. Они, словно порывы ветра, то взмывают вверх,то стремглав бросаются вниз, чтобы в следующий момент опять рвануться ввысь. Скачка антилоп по скалам не прекращается ни на миг, и в ней чувствуется невероятная легкость и скорость.

(Прослушивание пьесы «Антилопы»)

На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться в другой образ. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это?

Белеют бивни, словно снег.

Огромный, серый, с добрым нравом.

Идет по джунглям, носом, как рукой.

Поднять он может нас с тобой.

Он весит очень много тонн.

Друзья, конечно это … (слон)

Слон, точнее Слониха, решила стать балериной и надев легкую юбочку и поднявшись на задние ноги, тяжеловесной закружилась в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент – контрабас. Его густой тембр в очень низком регистре никак не вяжется с представлением о легкости и изяществе, которые присущи вальсу. Поэтому, звучит он так, будто передает тяжеловесные, неповторимые, неуклюжие движения танцующей слонихи. В результате получается не танец, а смешная пародия на него.

(Прослушивание пьесы «Слон»)

Еще один забавный гость карнавала животных. О ком загадка эта?

Коричневого цвета,

На двух ногах не тужит,

Ей хвост опорой служит.

Скачками побежит от льва.

Еда - листочки и трава.

На животе в кармане прижались дети к маме.

В теплой сумке детвору

Носит только … (кенгуру)

Вы помните что кенгуру не умеет ходить, бегать, а может только прыгать, отталкиваясь от земли, поэтому и музыка, характеризующая это животное, тоже «прыгающая». Отрывистые легкие аккорды фортепьяно,прерывистое паузами, как будто отскакивают от клавиш Этот прием извлечения звука называется «стаккато». Все аккорды звучат с форшлагом -очень коротким предваряющим звуком, который создает эффект толчка при прыжке. Каждая фраза, ускоряясь вначале завершается осторожным замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается и робко озирается по сторонам. Оглядевшись, кенгуру вновь продолжает свои прыжки.

(Прослушивание пьесы «Кенгуру»).

Затем Сен-Санс предлагает нам переместиться в необычный мир.

Целый день снуют,

Толкуются эти крошки за стеклом :

То гурьбою соберутся,

То плывут в воде гуськом.

Водоросли, как аллеи, дно песчаное светло,

Вот одна, других резвее, бьется боком о стекло.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнута дугой

Чешуинки так и блещут у красавицы такой.

Это конечно, подводное царство. Пьеса носит название «Аквариум».

С первых же звуков мы слышим красивейшие переливы прозрачных и холодных, «водяных» красок. Такое «струящееся», поистине волшебное звучание во многом создают звенящие тембры необычных инструментов –старинные челеста и фисгармонии флейта,скрипки и фортепьяно.

Слушая музыку, мы словно видим чудесную картину сверкающих разноцветных бликов на воде, отражение в ней солнечного света. Мелодия плавно скользит по соседним звукам. И каждый из них окутан прозрачным облачком пассажей и усвоен легким эхом. Музыка искрится и перелистывается всеми цветами радуги.

(Прослушивание пьесы «Аквариум».)

Из подводного царства мы переносимся в заросли глухого леса, где изредка подает свой голос птица.

На дереве высоком сижу я ну суку.

И слышно издалека мое ку-ку,ку-ку.

Белые полоски на груди.

Ты меня послушать приходи!

Всем одно и то же я твержу,

Время беззаботно провожу (Кукушка).

Пьеса носит название «Кукушка в чаще леса».

Тихие, строгие и сдержанные аккорды мерно чередуются друг с другом, напоминая осторожные шаги шаги путника, пробирающегося в глухом лесу, среди старых вековых деревьев. Мы словно ощущаем сумрак и прохладу темного дремучего и угрюмого леса. Голос кукушки неизменно повторяет 2 звука. Кларнет, который имитирует, звучит приглушенно, таинственно, словно доносится из далека. В такой мрачной чаще немного страшновато, и это чувство тоже передано Сен-Сансом в музыке.

(Прослушивание пьесы «Кукушка в чаще леса»)

Следующая пьеса - одно из лучших и самых известных сочинений композитора. Оно посвящено еще одной птице.

Горделивый, белокрылый,

Он белее белых линий.

Скользит бесшумно над водой.

Шея выгнута дугой.

Им любуются всегда

Все на берегу пруда. (Лебедь)

Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Сен-Сансу удалось великолепно выразить ее характер- величественный, гордый ее мягкое скольжение по гладкой поверхности воды. Теплый, «бархатный» тембр виолончели звучит на фоне спокойного, покачивающегося аккомпанемента фортепьяно, подражающего легкому плеску воды.

Еще при жизни Сен-Санса «Лебедь» из «Карнавала животных» обрел свою самостоятельную жизнь. Эта пьеса исполнялась в концертах, многочисленных переложениях для различных инструментов и для хора. Она всегда имела громадный успех у публики. На эту музыку выдающийся русский балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для великой русской балерины Анны Павловой. Сейчас, мы увидим его в исполнении нашей современницы, замечательной балерины Майи Плесецкой. А звучать будет музыка Сен-Санса.

(Просмотр видеозаписи балетной миниатюры

«Лебедь» К. Сен-Санса).

До сих пор участники карнавала представали перед нами по отдельности, мы знакомились с ними. Наконец, они собрались все вместе в Финале - так называется последняя пьеса «Карнавала животных».

Карнавальное представление завершается жизнерадостным танцем Вновь, но уже в последний раз, перед нами мелькают, как карнавальные маски, образы знакомых животных,напоминая о себе короткими музыкальными фрагментами. Нас захватывает всеобщее веселье, праздничная, ликующуая, солнечная атмосфера.

(Прослушивание Финала «Карнавала животных»)

Такой эффектной радостной феерией заканчивается эта удивительная, изобретательная, полная добродушной улыбки «зоологическая фантазия» Сен-Санса.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Приключения Колобка» Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Речевое развитие и Художественно-эстетическое.

«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «День Победы» Задачи: Формировать представление о героических поступках и патриотических чувствах людей; Способствовать расширению социальных представлений.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем ёжику!»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Поможем ёжику!» ГБОУ школа №1560 «Лидер» Дошкольное отделение «Солнышко» Г. Москва Воспитатель: Капустина Ирина Евгеньевна Интегрированная непосредственная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в сказку» Тема «Путешествие в сказку» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Поможем весне» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра» Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра» Цель: развивать выразительность.

Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Наша русская матрешка» Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Солёные картинки в подарок к 8 Марта»Конспект интегрированной образовательной деятельности «Солёные картинки в подарок к 8 Марта» Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Солёные картинки в подарок к 8 Марта». (лепка из соленого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной деятельности «В мире животных»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 17:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД