МААМ-картинки

Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста

Атаханова Альфия
Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста

Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП

"Юные учёные»

для старшего дошкольного возраста.

Цели: формирование умения сравнивать предметы по величине приемом наложения, приложения и измерение предмета с помощью условной мерки (ленты).

Задачи:

Образовательные:

— Формировать умение детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине (ширине, высоте и длине);

Публикация «Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП „Юные учёные“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

— Формировать умение определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;

— Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

— Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

— Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

— Развивать умение измерять массу предмета

— Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)

Воспитательные:

— Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

— Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

— Словесные: вопросы, художественное слово.

— Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.

— Практические: физ. минутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория.

Индивидуальная работа: вызвать желание у детей отвечать на вопросы, принимать участие в исследовательской деятельности.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Бажова “Каменный цветок”, «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы»; рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Материалы и оборудование:

Шкатулка с камнями, Карта-схема, конверт с разрезными карточками, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупы, гвоздик, монетка, стаканы с водой, мел, лимон, канат, украшения из камней, конфеты “Морские камушки”.

Ход занятия

– Посмотрите, что это лежит на полу? (ребенок поднимает свиток и отдает воспитателю).

– Давайте посмотрим, что это. (Это карта).

(На карте под цифрой 1 нарисована шкатулка, под цифрой 2 изображение лупы, пробирки, микроскопа; под цифрой 3 конверт с разрезными картинками).

– Может, её кто-то потерял? А кто же это мог быть? (оглядывается).

– Как можно найти хозяина этой карты? (Пройти по маршруту).

(Воспитатель помещает карту на мольберт)

– Рассмотрите внимательно карту, с чего начнем путь? Почему вы так думаете? (внизу карты изображена шкатулка под номером 1).

– Посмотрите, где находится шкатулка? Принеси (имя ребенка) мне ее. (ребенок приносит шкатулку и отдает воспитателю).

– Что ты можешь сказать, какая шкатулка по весу? (тяжелая)

– Как вы думаете, что может в ней находиться? (ответы детей)

- Давайте на ощупь попытаемся определить содержимое этой шкатулки?

– Посмотрим? (Воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

– Что это? (камни)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький — другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Для чего нужны камни? (ответы детей)

— Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).

— Возьмите каждый по одному камешку.

— Сегодня мы с вами не только поищем хозяина карты, но и поговорим о камнях и узнаем их свойства.

—Я думаю, вы не очень много о них знаете.

— Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на карте под цифрой 2? Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупы).

— Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).

— Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)

— Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)

— А вы хотите сегодня побыть учёными?

— Ну тогда я приглашаю вас в лабораторию. Путь в лабораторию лежит по этой узкой дороге. Пройдите так, чтобы не уронить камни они нам еще пригодятся.

(Дети идут по канату на полу).

— Вот, мы с вами в лаборатории. Займите места за столами.

— Сегодня мы исследуем свойства камней.

— Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать.

— Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: чтобы слушать.

— Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни.

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Как вы определили, что этот камень самый большой? (На глаз)

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Можно ли проверить что первый камень больше второго? Каким образом?

— Методом наложения. Верно. Какой результат получился?

— Первый камень больше второго.

— Каким еще образом можно проверить?

— Методом приложения. Отлично! Какой результат получился при таком методе?

—Результат тот же, первый камень больше второго.

— А как еще можно узнать размер камней?

— Молодцы, конечно, можно измерить лентой.

— Но как это сделать? (Ответы детей)

— Охватываем камень лентой вокруг, отмечаем соприкосновение начала ленты и разрезаем ленту. Второй камень измеряем таким же образом.

—Что же у нас получилось? (При измерении второго камня осталась лишняя длина ленты.)

— Как вы думаете, почему?

— Какой вывод можно сделать?

— Да, верно, первый камень больше второго, следовательно второй камень меньше первого.

— Итак, все ли камни одинакового размера? (нет)

— Все ли камни одинаковые по цвету? (нет)

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру. Сравнить величину можно разными способами. (наложением, приложением и измерение лентой, охватывая камень вокруг)

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

— Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение массы.

Дети, как вы думаете, можно посмотрев на камни сказать, какой из них самый тяжелый?

Можно. Самый большой- и будет самым тяжелым

А если взять камешки одного размера они будут равные по весу? Так?

Затрудняются ответить

Давайте проверим. Как мы можем это сделать?

Взять в руки

Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый.

Как вы думаете если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?

Плотный будет тяжелее

Точно? Как мы еще можем узнать вес камня. Точный вес? С помощью весов (дети взвешивают камни на весах)

Дети, какой можно сделать вывод? Камни имеют вес. Вес камня порой не зависит от его размера.

Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

“Белый камушек растаял, на доске следы оставил”

— О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.

— Найдите среди камней мел и покажите его мне.

— Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).

— Возьмите монетку и проведите по мелу. Остался след? Значит мел какой-мягкий.

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

— А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: значит, камни бывают и мягкие, твердые и прочные.

Опыт № 4. Определение температуры.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

— Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

— Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

— Как можно согреть холодный камень?

—Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

— Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха.)

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.

— Уважаемые ученные приглашаю вас немного отдохнуть и поиграть в игру «Гора». (Проводится физкультминутка “Гора”)

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)

— А сейчас я предлагаю продолжить работу, пройдите в лабораторию:

Опыт № 6. Камни издают звуки.

— Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

— Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, дорогие учёные, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Посмотрите на свои камушки.

— Что интересного вы увидели?

— Ребята, давайте посмотрим на карту, какое следующее задание?

(На карте нарисован конверт)

— Найдите, где может лежать конверт? (конверт на круглом столе, в конверте разрезная картинка)

— Что здесь лежит? (воспитатель открывает конверт, достает разрезную картинку) Как узнать, что здесь спрятано? (нужно выложить)

(Собирают портрет хозяйки медной горы).

Появляется хозяйка медной горы.

— Здравствуйте, ребята. Я вижу, вы собрали мой портрет, а вот и я Хозяйка медной горы. Вам знакома сказка про меня? Как она называется? («Каменный цветок»). Вижу вы, побывали в моей лаборатории? Что же вы тут делали? (проводили опыты с камнями). Что же вы узнали?

— Молодцы, за это я покажу вам свои камни. Камни бывают простые и драгоценные. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я принесла вам посмотреть украшения из камней. Не правда ли, очень красиво!

— Для того, чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я покажу вам этот фильм.

— Скажите, что нового вы узнали сегодня?

— Я довольна вами, вы такие молодцы, так много узнали о камнях.

— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Публикации по теме:

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи»Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи» В нашей группе "Теремок" (вторая группа раннего возраста) был реализован краткосрочный проект "Юные исследователи". Целью проекта являлось.

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит»Конспект исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный магнит» Цель: сформировать представление детей о магните и компасе. Задачи: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект исследовательской деятельности по ФЭМП «Юные учёные» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 19:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД