Вера Куклова
Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные камни».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование исследовательских навыков детей через знакомство с объектами неживой природы – камнями.
Задачи:
- определить свойства камней экспериментальным путем;
- формировать представления о различных сторонах изучаемого объектах (размер, форма, температура и др.);
- поощрять речевую активность детей;
- закреплять умение правильно строить ответы на вопросы, следить за логикой своего высказывания;
Публикация «Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе „Удивительные камни“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, выделять сходство и различие исследуемых объектов;
- развивать умение использовать символы в исследовательской деятельности;
- закреплять номы и правила взаимоотн6ошений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
Оборудование: рабочие листы для записей; коллекция камней на каждого ребенка; лупы; емкости для воды; салфетки; простые карандаши, письмо, бандероль.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня нам почтальон передал письмо и бандероль. Давайте прочтем его. Согласны.
«Ребята, я слышал, что вы много знаете. Вот и решил отправить вам бандероль, но не знаю с чем. Что это? Какие свойства имеет? Как можно их выяснить? НЕЗНАЙКА»
- Интересно, что же прислал нам Незнайка. Давайте попробуем определить на ощупь. (дети ощупывают сундучок). Ответы детей.
- Да, это камень. Вот мы и ответили на один из вопросов Незнайки! А на остальные вопросы будем отвечать?
- В двух словах об этом не расскажешь поэтому мы посвятим наше занятие теме «Удивительные камни». А чтобы о результатах узнал Незнайка мы будем фиксировать наши успехи.
- Сейчас давайте немного порассуждаем, обсудим, как мы сможем провести наше исследование. Что можно сделать, чтобы ответить на вопросы. Какие свойства имеет камень? Как можно их выяснить?
(ответы детей: подумать, спросить у товарища, посмотреть в специальной книге, провести эксперимент, спросить у взрослых, обратиться к интернету).
- Мы с вами будем проводить эксперименты (опыты). Пройдем к нашим рабочим местам, займем их. Перед вами все то, что необходимо для наших сегодняшних опытов. Все результаты заносим в рабочие листы.
- Итак, давайте подумаем какие помощники при проведении исследований нам помогут и которые всегда с нами? (ответы детей: глаза, нос, рот ….)
Опыт № 1. Для проведения опыта мы будем использовать только глаза. Для этого давайте их потренируем.
Гимнастика для глаз.
- Рассмотрите свои коллекции. Что можно сказать о камнях? Какой цвет, форма. (камни имеют разный цвет и форму).
В рабочих листах напротив надписи «Опыт № 1» символами запишем выводы. (на доску крепятся символы)
Опыт № 2. Продолжают работать наши глаза. Скажите, что мы еще можем сказать о камнях? Все ли они одного размера?
Найдите и положите перед собой самый большой камень, самый маленький, средний. Давайте сделаем вывод. Запишем этот вывод.
Опыт № 3. Для следующего опыта вам нужны чувствительные пальчики. Давайте разогреем их.
Пальчиковая гимнастика.
- Как вы думаете, что мы можем исследовать пальцами рук?
- Сейчас по очереди погладьте каждый камушек. Какая поверхность у камней. Одинаковая или разная?. Покажите мне самый гладкий камень. Самый шершавый. Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).
Запишем этот вывод. (на доску крепятся символы)
Опыт № 4. В вашей коллекции есть камни, которые разрезала специальная машина. Найдите их. Посмотрите на срез через лупу. Что вы видите? (узоры, дорожки, крапинки). А возьмите целые камни, посмотрите через лупу на них. Что видите? (дырочки, ямы, бугорки). Какой можно сделать вывод?
(Все камни разные по структуре, строению). Запишем и этот вывод в рабочие листы.
- Ребята, я вам предлагаю на минутку стать весами (музыкальная пауза).
- А для чего нужны весы? А если их нет под рукой?
Опыт № 5. Определим вес камней в руках. Давайте попробуем найти по весу самый тяжелый камень и самый легкий. Какой можно сделать вывод?. (камни по весу бывают разные легкие и тяжелые). Запишем этот вывод в рабочие листы.
Опыт № 6. Чтобы провести следующий опыт мы прибегнем к помощи нашей кожи. Ребята, сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?., а щеки?. А как вы это поняли? Какой можно сделать вывод?
- Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Дети, как вы будете искать самый теплый камень? Что вы будете делать? Вы можете показать самый теплый камень? самый холодный камень?
- А давайте попробуем согреть камень.
Дыхательная гимнастика.
- Возьмем камень, встанем в кружок, положим камень на ладонь и подышим на камень: вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой, щеки не надуваем
(3 раза).
- Попробуем камень приложить к щеке. Какой можно сделать вывод? (камни могут быть холодные и теплые).
Записываем результаты опыта в рабочие листы.
- Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если его положить в воду? Почему вы так думаете? А что нужно, чтобы узнать истину? (ответы детей)
Опыт № 7. Сейчас берите понравившийся камень, вставайте парами и подходите к тазам с водой. Осторожно опускаем камень в воду. Что вы наблюдаете? Что можно сказать о камне в воде? (он стал ярче). Какой можно сделать вывод? (камни тонут в воде, так как они тяжелые). Записываем вывод в рабочих листах.
-Ребята, посмотрите на доску. У нас с вами получилось необычное письмо о свойствах камней для Незнайки. Письмо в схемах. Кто хочет прочесть его?
- Молодцы, исследовательская работа закончилась. Сдаем подписанные рабочие листы. Их вместе с фотографиями мы отправим Незнайке. Я думаю, он останется доволен. Убираем свои рабочие места. А на память о нашем исследовании я дарю вам необычные камни, исследуйте их дома и расскажите о его свойствах.