Айшат Эсамбаева
Конспект итогового занятия по развитию речи «Проделки Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Проделки Деда Грамотея»
Цель: создание условий для повторения и обобщения знаний детей по темам, пройденным за учебный год.
Задачи:
- Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;
закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Проделки Деда Грамотея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Развивающие : развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
-Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Материалы: сундучок, письмо от Деда Грамотея, картинки с заданиями, ключи к заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук; картинки о весне и осени; картинки красного и синего домиков, буквы.
Организационный момент:
Утром встали малыши
В детский сад они пришли
Вам мы рады как всегда!
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)
Ребята, с утра у меня очень хорошее настроение. А знаете из-за чего? У меня хорошее настроение потому, что я пришла на работу и увидела вас. Давайте я передам его вам (взяться за руки, улыбнуться друг другу и проводить детей на свои места).
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем его и прочитаем.
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, он заколдован. Чтобы открыть сундук надо выполнить задания. Задания не сложные. Выполнив задания и собрав все ключи сундучок откроется! Желаю успеха!
Дед Грамотей».
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:
- Говорим чётко, не спешим
-Отвечать, нужно поднимая руку.
А вот и первое задание. Справимся с этим заданием – и первый ключик наш!
Задание №1. Дед Грамотей решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в стране Деда Грамотея живут звуки и буквы, вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель кладет ключ рядом с сундучком)
Следующее задание.
Задание №2. У Деда Грамотея разбежались буквы и теперь не могут найти свои домики. Поможем им попасть в свои домики? (на столе лежат буквы, дети берут по букве и помещают возле красного и синего домика).
Хорошо, с этим заданием справились! (кладем второй ключ к сундучку)
Воспитатель: Ну, что готовы к следующему заданию?
Задание №3.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки»
в стране у Деда Грамотея живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!
«Назови признаки»
- Матрешка из дерева (деревянная)
- Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
- Дом из кирпича…
- Ваза, сделанная из стекла…
- Сок из яблок…
- Игрушка из резины….
Луч солнца….
Кораблик из бумаги…
(По окончании выполнения задания дети кладут третий ключ)
Задание №4.
Воспитатель:
-А задание такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове.
(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).
Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый, он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть. (Шар)
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое! (Радуга)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский. (Жук)
Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Как зовут его? (арбуз)
Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка «Буквы веселятся».
В этой волшебной стране все буквы любят веселиться. Слушайте и повторяйте за мной.
В старом дереве дупло. Это домик буквы О – делаем круг руками.
Рядом с нею на суку примостилась буква У – присели на корточки
В гости к ним издалека прибежала буква А – бежим на месте
У вороны на спине прилетела буква Э – машем руками – крыльями
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,
То плясать они начнут, то присядут отдохнуть – выполняем движения по тексту.
Воспитатель: Чтобы получить следующий ключик выполним пятое задание.
Задание №5. Игра «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
- тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
- диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
Игра «Что лишнее?»
(дети работают на листочках, зачеркивая предмет, который они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
- заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
- серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)
( после выполнения задания задать вопросы: Почему они зачеркнули именно этот предмет?.)
Замечательно!
Переходим к следующему заданию:
Задание № 6. «Опиши картину»
Дети делятся на 2 команды. 1 команда описывает картину о весне; 2 команда - об осени.
Молодцы и с этим заданием вы справились! Держите шестой ключик.
Воспитатель: Слушайте последнее, седьмое задание!
Дед Грамотей любит слушать разные звуки. Давайте поможем услышать ему нужные звуки в словах. Я произношу слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите заданный звук (показывать на карточках буквы)
К – кастрюля, роза, стол, крокодил;
Т – топор, трактор, окно, ракета;
Ж – этаж, шум, жара, лошадь;
И – лиса, рыба, ирис, тыква.
Дед Грамотей благодарит вас за то, что вы помогли ему услышать нужные звуки.
После выполнения задания дети получают седьмой ключ, подносят к сундучку. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит! (медали «Умники» и «Умницы»)
Дети: Медали!
Рефлексия.
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! Спасибо вам за интересное занятие.