Получи документы

Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе с ребятами-эколятами «Тайны природы»

Татьяна Маркинова
Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе с ребятами-эколятами «Тайны природы»

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять знания детей о природе;

2. Закреплять представления о деревьях, кустарниках и травянистых растениях;

3. Обобщать знания детей о природных сообществах (лес, луг);

4. Закреплять знания о домашних и диких животных, о животных различных климатических зон;

Публикация «Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе с ребятами-эколятами „Тайны природы“» размещена в разделах

5. Обобщать знания о насекомых, пресмыкающихся, птицах, грибах;

6. Закреплять знания о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

7. Закреплять знания о взаимодействии живой и неживой природы, о значении солнца и воздуха в жизни растений

8. Закреплять знания о круговороте воды в природе.

9. Закреплять знания о поведении в природе.

Развивающие:

1. Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

2. Развивать связную речь. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

3. Развивать умение обобщать полученные знания, анализировать и сравнивать, умение делать необходимые выводы

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их;

2. Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

4. Способствовать позитивному настрою на успех

Предварительная работа:

• Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстративного материала, фотографий, набора открыток природоведческой тематики;

чтение рассказов о животных: Е. Чарушин «Олениха с олененком», «Рысь», М. Пришвин «Этажи леса» и др. ;

• беседы с детьми на темы «Экология родного края», «Правила поведения в природе» и др. ;

• загадывание загадок о природе, растениях, животных, насекомых, птицах и др. ;

• просмотр познавательных фильмов «Жизнь замечательных зверей» (телеканал «Карусель», презентаций о животных, рыбах, насекомых, птицах, растениях и др. ;

• проведение речевых игровых упражнений и дидактических игр («Кто лишний?», «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Что можно, а что нельзя?», «Лекарственные растения»).

творческая мастерская: рисование по теме: «Родная природа», лепка птиц и животных.

Индивидуальная работа:

• закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;

• приучать следить за своей осанкой в разных видах деятельности; •способствовать проявлению уверенности во время публичного выступления.

Материалы и оборудование:

Эколята – персонажи, конверты в заданиями, дидактическая игра «Что сначала, что потом», 2 стола, эмблемы команд «Лучики», «Капельки», загадки о лекарственных растениях», магнитная доска, магниты, картинки животных, птиц, рыб, насекомых для д/игры, запрещающие природоохранные знаки, карточки, медали.

Ход занятия:

Воспитатель: -

Нас в любое время года учит мудрая природа :

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит солнце – доброте. Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год обучаться нужно

Весь лесной народ учит крепкой дружбе.

- Много тайн скрывает от нас природа. Но мы с вами очень любознательные и нам открываются любые тайны! За целый год вы узнали много интересных фактов о жизни растений и животных. Поэтому вы можете ответить на многие вопросы. И сегодня на занятие к нам пришли эколята – молодые защитники природы. Они очень хотят узнать, можно ли вас принять в свой клуб защитников природы. И так, начинаем наш интеллектуальный марафон. Его проведут весёлые сказочные герои “Эколята”. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. И так, начнем.

В игре участвуют две команды.

Первая команда: «Лучики».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда: «Капельки».

Наш девиз: «Будем природу любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

Плоскостное изображение игрового персонажа

– эколенок «Умница».

- Итак, первый конкурс - разминка! Каждой команде будет заданы вопросы. Нужно ответить на как можно большее количество вопросов. Первой начнет та команда, которая отгадает загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она — огромный шар. (Земля)

Вопросы для команды «Лучики».

-Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

-Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это (Насекомые.)

-Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

-У какого дерева белый ствол? (У березы.)

-Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

-Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

-Сколько ног у жука? (Шесть.)

-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

-Кто носит свой дом на спине? (Улитка, черепаха.)

-У каких зверей есть иголки? (у ежа, дикобраза.)

-Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

-Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

-Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

-Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

-Сколько ног у паука? (Восемь.)

Вопросы для команды «Капельки».

-На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

-Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

-Карась, щука, сом, окунь - это кто? (рыбы)

-У какого зверя рыжая шубка? (У белки летом, лисы.)

-Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

-Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

-Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

- У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

-Кто в лесу плетет паутину? (Паук)

-Почему божьи коровки, в отличие от большинства насекомых имеют яркую окраску. (Они ядовиты)

-Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

-Чем питается бабочка? (Нектаром.)

-Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

-Как одним словом называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

-Какая птица днем спит, ночью летает, птиц и грызунов в лесу пугает? (Сова)

Воспитатель: - Молодцы продолжаем дальше.

Дидактическая игра «Подбери слова» :

Лес может быть густым, а может быть и (редким)

Волк - зверь большой, а ёж (маленький)

Лось могучий, то есть (крупный, огромный, большой)

Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)

Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)

Январь год начинается, а декабрь (кончает)

Плоскостное изображение игрового персонажа

– эколенок «Елочка».

Воспитатель: Теперь проверим, как команды знают «Правила поведения в природе».

1. Конкурс «Как вести себя в природе».

Дети по очереди называют правила поведения в природе

2. Ситуация

Еж пыхтит и морщится:

Что я вам – уборщица?

Лес никак не уберу. Соблюдайте чистоту

Ребята, а вы знали, что различные виды отходов перерабатываются на специальных предприятиях. Из переработанных отходов создают новые вещи, которые люди используют вновь. Это позволяет сберечь природные богатства ношей планеты.

Мусор можно поделить на несколько групп :

- бумага (бумажный мусор);

- пластик (пластиковый мусор);

- стекло;

- пищевые отходы (отходы пищи);

- не перерабатываемые отходы (батарейки, лампочки, градусники) – их нельзя выбрасывать в мусор, а необходимо сдавать в специальный пункт приема.

Из вторичной обработки бумаги можно получить – картонные коробки для упаковки, бумагу, туалетную бумагу, газеты, книги и др.

После обработки пластика – одежду и обувь, материалы для строительства, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, пластиковые изделия и др.

После обработки стекла – стеклянная посуда, строительный материал, бутылки и банки.

Воспитатель: Молодцы, обе команды дали правильные ответы и показали экологические знания. А сейчас я предлагаю отгадать загадку:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)

- Молодцы, правильно отгадали загадку. Дети, давайте представим, что мы с вами стали деревьями.

Физминутка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги - это корни, их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево, падать не давали

(Ставят один кулак на другой.)

Из глубин подземных воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело - прочный ствол. Он чуть-чуть качается

(Разгибаются, покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой в небо упирается

(Складывают ладони шалашиком, поднимают соединенные руки над головой.)

Наши руки – ветви крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно, если ветры дуют

(Качают поднятыми руками.)

Плоскостное изображение игрового персонажа

– эколенок «Шалун».

3. Конкурс "Лесные Айболиты". В лесу очень много полезных растений. Вам нужно отгадать загадки о лекарственных растениях и сказать, чем они полезны.

1. Он красивой розе брат, витамином «С» богат, если ты не виноват,

Все равно имей в виду, Может уколоть в саду. (шиповник)

(богат витамином С, лечит простуду)

2. Посмотри, какой цветок! Как вплести его в венок?

В шапке беленькой стоит, а подуешь - улетит? (одуванчик).

(отвар корня одуванчика улучшает аппетит, лечит желудок)

3. Какое лекарственное растение определяют даже слепые?

Зелёный Огонь рукою не тронь.

Рукою не тронь! Обжигает ладонь (крапива)

(крапива останавливает кровотечение, укрепляет волосы)

4. Вот цветочек на поляне, серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке. Хороши в траве (ромашки)

(ромашка аптечная помогает от простуды и кашля, лечит горло)

5. Тонкий стебель у дорожки. На конце его — серёжки.

На земле лежат листки — маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг, лечит ранки ног и рук. (подорожник)

(лист подорожника помогает при ссадинах и ранах, сок лечит желудок.)

6. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)

(помогает снижать температуру, давление, используют при простуде)

7. Назван он ласково именем мальчика, дружит с ромашкою и с одуванчиком

Строен и крепок его стебелёк, в поле растёт этот синий цветок.

Как же прозвали его (василёк)

(помогает улучшить пищеварение, широко применяется в косметологии)

8. Вкусен чай и ароматен, с ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты, что ты вдыхаешь? - Запах. (мяты)

(используют как успокоительное средство)

Плоскостное изображение игрового персонажа

– эколенок «Тихоня».

Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдем гулять, и вам нужно определить, куда же мы попали.

1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито жужжат шмели. (луг)

Что растет на лугу?

2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растут лиственные деревья. (лиственный лес)

3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес).

Какие хвойные деревья вы знаете и почему они так называются?

- Давайте назовем у животных свое место обитания.

- Ребята, скажите, а животные пустыни могут жить на севере? Почему?

(нет толстого жира и густой теплой шерсти)

- Ребята, а животные леса могут жить на лугу? (нет, в лесу много высоких деревьев им легче спрятаться и найти себе пищу)

- Ребята, а животные луга могут жить в пустыне? (нет, там слишком жарко и мало растений).

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

- А теперь скажите, растения, животные птицы относятся к живой или неживой природе? (живой) А что тогда относится к неживой природе? (луна, солнце, земля).

- Отлично, а теперь скажите, чем отличается живая природа от неживой? (растут, питаются, размножаются, дышат). Правильно, живая природа растет.

Воспитатель: - Перед вами конверты, в них карточки. Ваша задача собрать цепочку стадий развития и роста растений и животных.

Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

- Вы видите на столах карточки. Вам нужно выложить цепочку: чем (кем) был и чем (кем) стал.

Яички – гусеница – кокон - бабочка

Яйцо – птенец – птица

Икринка – головастик – лягушка

Семечко – росток – растение

Дети выкладывают на доске цепочки и рассказывают

Игра «Пирамида».

В руках у ведущего 2 конверта с заданиями. По одному игроку из каждой команды подходят к ведущему и берут по конверту. Ведущий зачитывает задания для каждой команды.

1 конверт.

В конверте лежат карточки (белка, сосна, солнце, вода, земля, воздух). Вам нужно, используя все карточки, составить пирамиду и показать, как живая природа связана с неживой.

(Белка создает себе жилище на дереве. А чтобы дерево росло, необходимо солнце, земля, воздух, вода).

2 конверт.

Изо – деятельность «Знаки поведения в природе»

Вручение командам эмблем эколят.

Публикации по теме:

«Тайны снега и воды». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Тайны снега и воды». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ««Тайны снега и воды» -конспект по экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе». Цель: развитие исследовательской.

Конспект интегрированного занятия «Знатоки природы Крыма» в формате игры-викторины в рамках проекта «Крымские чудеса»Конспект интегрированного занятия «Знатоки природы Крыма» в формате игры-викторины в рамках проекта «Крымские чудеса» КОНСПЕКТ интегрированного занятия по проекту «Крымские чудеса» (раздел «Природа Крыма») в разновозрастной группе на тему: игра-викторина.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: - Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие к цветику-Семицветику»Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие к цветику-Семицветику» Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей, полученные в течении года. Образовательные задачи: 1. Закрепить умение соотносить.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в королевство Математика» Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в королевство «Математика» Программное содержание: Обучающие задачи: •Обучать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе с ребятами-эколятами «Тайны природы»
Опубликовано: 4 мая 2025 в 09:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе с ребятами-эколятами «Тайны природы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маркинова (УИ 2894681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных