Папки-передвижки

Конспект комплексного музыкально-познавательного занятия в старшей группе «Такая разная вода»

Марина Кесслер
Конспект комплексного музыкально-познавательного занятия в старшей группе «Такая разная вода»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия. Обобщить знания детей о воде средствами музыкального искусства и познавательных действий.

Задачи.

1. Познакомить детей с новым свойством воды, новым песенным и танцевальным репертуаром о воде.

2. С опорой на знания детей о воде дать возможность каждому ребенку проявить себя творчески в опытно-экспериментальной работе и музыкальной деятельности.

Публикация «Конспект комплексного музыкально-познавательного занятия в старшей группе „Такая разная вода“» размещена в разделах

3. Формировать начала музыкальной культуры : исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, эмоциональную отзывчивость и др. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам родного края, развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Вид занятия : фронтальная организованная образовательная детская деятельность совместно со взрослыми.

Место занятия в Образовательной программе ДОУ. Основная часть Образовательной программы + Региональный компонент.

Детские виды деятельности: коммуникативная, речевая, музыкальная, игровая, двигательная.

Методы и приемы организации детской деятельности: опора на знания детей, мотивация деятельности, согласие детей на музыкальную и познавательную деятельность, коммуникация, соревновательный момент танцевальном творчестве, стимулирование интереса к занятию через сюрприз (танец-сюрприз, игру, электронные образовательные средства (видеоролики, аудиозаписи, распевка "Шутка - прибаутка", портрет композитора, шумовые записи, музыкальное сопровождение, проблемные вопросы, творческое танцевальное задание, активное участие каждого ребенка в музыкально-познавательной деятельности.

Целевые ориентиры развития детей:

- У ребенка развито эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке; сформирована музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой; развиты музыкальные способности (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность).

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Материалы и оборудование. Электронные средства обучения (ноутбук, телевизор, музыкальный центр) ". Видеоролики: "Ириклинское водохранилище", "Круговорот воды в природе", распевка "Шутка-прибаутка", презентация "Ритмический рисунок". Аудиозаписи: шумовые записи воды для игры "Угадай что звучит, "Я рисую море", "Злую тучку наказали", "В небе туча хмурится", "Минус песни Синяя вода", "А рыбки в море плавают вот так", портрет В. Шаинского, оборудование для опыта круговорота воды. Костюмы детям для танца "Капельки, или злую тучку наказали" (сразу одеты)

Предварительная работа. Освоение музыкального штриха "Легато". Знакомство детей с короткими и длинными звуками (целая нота, половинная, четвертная, восьмая) на примере яблока.

Слушание песни "В небе туча хмурится" Владимира Шаинского на слова С. Козлова. Разучивание индивидуального танца "Капельки, или злую тучку наказали" (индивидуально, сюрпризом для остальных ребят). Разучивание песни "Синяя вода" (слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского). Просмотр мультфильма "Далеко-далеко на юге". Знакомство со свойствами воды, Ириклинским водохранилищем и ИГРЭС на познавательных занятиях. Подготовка выставки рисунков с экологическими знаками "Не загрязняй воду", "Не загрязняй берега", "Экономь воду".

План занятия :

1. Организационный момент.

Приветствие. Музыкальная грамота- закрепление музыкального понятия "Легато" и введение нового музыкального термина "Стаккато"

2. Основная часть занятия.

- Музыкально-дидактическая игра на слуховое внимание "Угадай, что звучит"

Мотивирование детской деятельности и переход к основной теме занятия.

- Слушание новой песни "Я рисую море", мотивирование для слушания (если она вам понравится - мы ее выучим)

- Обобщение знаний по теме "Вода" : Для чего нужна вода? Ириклинское водохранилище. Экологическая выставка рисунков. Новый материал "Круговорот воды в природе".

- Индивидуальный танец - сюрприз "Капельки, или злую тучку наказали"

- Музыкальная грамота. Упражнение на развитие ритмического слуха. Пение и прохлопывание ритмических рисунков с нотами разной длительности (восьмые и четвертные)

- Распевка "Шутка-прибаутка" с видео на экране.

- Пение знакомой песни "Синяя вода", закрепление музыкального штриха "Легато"

- Разучивание новой песни "В небе туча хмурится" под аккомпанемент музыкального руководителя.

- Творческое танцевальное задание для всех детей "А рыбки в море плавают вот так"

3. Заключительная часть занятия.

Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Дети входят в зал под запись песни "Хорошее настроение", встают полукругом перед инструментом и педагогами.

Воспитатель. Ребята поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются обычным приветствием) Теперь поприветствуйте музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы познакомимся с новым музыкальным штрихом "Стаккато". Музыкальные штрихи - это особенности исполнения звуков.

Стаккато - значит нужно петь отрывисто, с паузами. Дает образец пения стаккато: "Здрав-ствуй-те ре-бя-та!", дети отвечают "Здрав-ствуй-те!". Как вы пропели приветствие? (Стаккато - отрывисто, с паузами)

Затем детей приглашают сесть вокруг инструмента.

II. Основная часть.

1. Музыкально-дидактическая игра на слуховое внимание "Угадай, что звучит"

Музыкальный руководитель. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру, которая позволит проверить хорошее ли у вас слуховое внимание. Хотите? (Детям включают шумы, а они отгадывают что звучит. Включают шумы: дождь, капель, шум моря и слушают только начало записи для экономии времени)

Проблемный вопрос. Звучание чего мы слышали во всех отрывках? (звучание воды)

Верно. Я вам открою секрет, что сегодняшнее занятие посвящено воде. Вы любите воду? О воде вы уже много что знаете. Сегодня я предлагаю вам обобщить ваши знания о воде и узнать что-то еще новое. Согласны? И еще один сюрприз: занятие будет не только музыкальное, а еще и познавательное. Можно сказать музыкально-познавательное. Участвовать мы будем вместе: я, воспитатель и вы.

Повсюду, всем вода нужна :

Она и кораблям важна,

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

2. Слушание песни "Я рисую море"

Хотите послушать красивую песню "Я рисую море"? (музыка Ольги Дубовой

слова Владимира Орлова). Если она вам понравится, позже мы её выучим и будем петь.

Слушание песни "Я рисую море"

Краткая беседа: Как вы думаете, какие чувства испытывает девочка к морю? (Она очень любит море, поет о море нежно, с грустинкой, даже решила сама нарисовать море) Какой характер мелодии? (мелодичная, спокойная, тихая, плавная музыка) Понравилась вам песня? Значит на другом занятии мы ее выучим.

2. Обобщение знаний по теме "Вода"

Воспитатель. Теперь поговорим о воде. Для чего нужна вода?

Дети. Для питья людям и животным, для приготовления еды, для полива растений, для мытья посуды, для стирки, и других бытовых нужд человека.

Воспитатель. Для чего нужны людям водные просторы Земли (реки, озера, моря, океаны) ?

Дети. Вода больших водоемов используется также для питься людей и животных. Летом люди отдыхают на море, купаются в речках. По воде ходят корабли, перевозят грузы. В них водится много рыбы, которую употребляют в пищу люди и животные, и птицы. Воду используют гидротурбины электростанций, чтобы вырабатывать электричество.

Воспитатель. Наша ГРЭС при выработке электроэнергии использует воду Ириклинского водохранилища.

Видеоролик "Ириклинское водохранилище", 1 мин

Пока дети смотрят видео (оно без текста, воспитатель комментирует: "Узнаете наши любимые места? Это наша Родина, наш родной край. Наше любимое море, хотя правильно оно называется Ириклинское водохранилище"

После просмотра вопросы детям:

-Посмотрите на выставку рисунков, которые вы сами нарисовали. Вы с какой целью нарисовали эти экологические знаки и рисунки о природе? (Чтобы люди не загрязняли воду, не загрязняли берега, леса, всю природу. Чтобы люди берегли воду, ведь водные запасы не бесконечны. Они могут закончиться)

- Для кого вы нарисовали эти рисунки? (Для всех ребят детского сада, и для взрослых) Замечательно, мы оставим эту выставку в зале, чтобы все ребята детского сада познакомились с ней. Спасибо вам за ваши рисунки.

Воспитатель. Чтобы успешно использовать воду в хозяйстве страны, нужно знать свойства воды. Вы уже знакомы со свойствами воды. Давайте быстро их перечислим (вода прозрачная, бесцветная, вода растворяет сахар и соль, вода на морозе застывает в лед или снег, и наоборот, в тепле лед и снег превращаются в воду)

Новый материал

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо знаете свойства воды. А сегодня я покажу вам новое свойство воды.

Занести из подсобного помещения столик: уже кипящий чайник (воды меньше, чтобы закипел быстро, установить над парящим чайником стеклянную банку, сверху на банке кубики льда (внутри банки уже имеются капельки воды). Чтобы сэкономить время занятия можно назначить помощника, который в подсобке вскипятит чайник и дождется образования капель внутри банки.

Посмотрите, чайник кипит, на чайнике перевернутая банка. Вода при кипении во что превратилась? (В пар) Пар поднялся вверх почему? (пар легкий) Этот процесс называют испарение. Пар осел с внутренней стороны стекла. Сверху на стекле кубики льда. Я вам открою секрет, что их положили туда для охлаждения банки. Лед охладил пар и он превратился во что? (В капельки воды) Когда капель воды набирается много, они тяжелеют и что с ними происходит? (Падают вниз) Давайте сделаем выводы: что происходит с водой при высокой температуре?

Дети. При большой температуре вода кипит. Вода превращается в пар, пары воды становятся очень легкими и поднимаются вверх. При охлаждении пар превращается снова в капли воды и, когда их много, капли падают вниз.

Воспитатель. Этот процесс называется "Круговорот воды в природе". Вода ходит по кругу : вверх, а потом снова падает вниз. Запомнили? Повторите, как называется увиденный процесс? ( Дети закрепляют новые термины:"Круговорот воды в природе"). Вот это свойство воды помогает нам понять, откуда возникает дождь. Посмотрите мультфильм про путешествие капельки воды.

Дети садятся к экрану.

Мультфильм "Круговорот воды в природе", 1,3 мин. (вовремя выключить, не до конца)

3. Индивидуальный танец "Капельки, или злую тучку наказали", 2,5 мин

Музыкальный руководитель. На индивидуальных занятиях девочки подготовили танец "Капельки". Его еще никто не видел. Это сюрприз. Хотите посмотреть?

Группа детей исполняет индивидуальный танец "Капельки. Или злую тучку наказали",

2,5 мин

4. Упражнение на развитие ритмического слуха. Включить презентацию "Ритмический рисунок"

Музыкальный руководитель. Спасибо девочки. Давайте похлопаем им за такой приятный сюрприз. Но не просто похлопаем, а воспроизведем хлопками ритмический рисунок слова "Спасибо". В слове "спасибо" сколько слогов? (3 слога.)

--- Смотрите ритмический рисунок на экране:. Какие это ноты по длительности? (восьмые). Один хлопок - одна восьмая нота (выполняют хлопки).

---Следующий ритмический рисунок на экране: Какие по длительности ноты во втором рисунке? (восьмая, четвертная и восьмая) А чем отличается восьмая от четверной? (Четвертная длиннее восьмой в 2 раза). Значит второй слог проговариваем дольше, чем 1 и 3 слоги: спа- сиииии-бо. (Руководитель хлопает вместе с детьми и проговаривает слоги). Молодцы.

Настало время для пения. Петь будем? (Да) Для начала нужно нам нужно распеться, чтобы подготовить голосовые связки к пению.

5. Распевка "Шутка-прибаутка" с видео на экране, 1.5 мин

Видите, даже в распевке телят тоже водичкой напоили.

6. Пение знакомой песни "Синяя вода", 2.5 мин

Распелись, теперь можно петь. Я предлагаю спеть уже знакомую песню. Коли уж сегодня мы говорим о воде, то вспомните, какую песню мы знаем о воде. ("Синяя вода" из мультфильма «Катерок») Кто помнит авторов песни? (Слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского). Показать портрет В. Шаинского на экране, спросить, знаком ли детям этот композитор? (Знаком, он написал много детских песен к мультфильмам. Это Шаинский Владимир Яковлевич)

Споем? (Да) Напоминаю, что песня поется протяжно, гладко и связно. Как в музыке называется эта особенность пения, кто запомнил? (Легато). Во время пения легато нужно вдыхать воздух бесшумно глубоко, а выдыхать медленно. ( Показать одну фразу: синяя вода.)

Все дети поют песню "Синяя вода" под аккомпанемент музыкального руководителя.

7. Разучивание новой песни "В небе туча хмурится" под аккомпанемент музыкального руководителя

Музыкальный руководитель. Сегодня мы разучим еще одну песню Владимира Шаинского на слова С. Козлова. На прошлом занятии мы слушали песню "В небе туча хмурится" из мультфильма «Далеко-далеко на юге». Она вам понравилась. Будем разучивать эту красивую песню? (Да)

- Прослушайте ее еще раз. (Слушание в грамзаписи.) Какие чувства вызывает у вас эта песенка? (В этой песне хорошо, когда идет дождик. Все радуются дождю: жестяное ведро, цветы, крыльцо.)

Музыкальный руководитель. Чтобы запомнить мелодию, давайте споем 1 куплет без слов на слог "ла". (Дети исполняют под аккомпанемент муз. руководителя, вместо слов поют ла-ла.)

- Давайте запомним слова:

В небе туча хмурится, хмурится, хмурится

Скоро грянет гром, скоро грянет гром

(дети повторяют текст 1 раз)

Дождь пойдет по улице, улице, улице

С жестяным ведром, с жестяным ведром

(дети повторяют текст1 раз)

Спеть 4 строчки под аккомпанемент

Застучат по донышку, донышку, донышку

Капельки воды, капельки воды

(дети повторяют текст 1 раз)

Тоненькие горлышки, горлышки, горлышки

Вытянут цветы, вытянут цветы.

(дети повторяют текст 1 раз)

Спеть 4 строчки под аккомпанемент

Спеть весь куплет (8 строчек) под аккомпанемент

Музыкальный руководитель. На следующем занятии мы продолжим разучивать эту песенку.

8. Творческое танцевальное задание.

Музыкальный руководитель. Ребята, не хотите ли вы потанцевать? (Да) Выходите в середину зала, становитесь кто где захочет. Я предлагаю вам творческое танцевальное задание. Мы сегодня говорили о воде, о море. А в море водится много разной рыбы. Представьте, что вы рыбки. Кто какой рыбкой хочет быть? (щукой, ершом, сигом, плотвой, карпом, акулой, дельфином) Я сейчас включу веселую музыку, а вы -рыбки- будете танцевать. Танцуйте как хотите. Ну конечно красиво подражайте рыбкам. Кто интереснее придумает красивые движения танца, оценят гости.

Включить музыку "А рыбы в море плавают вот так", 3 мин

Воспитатель и муз. рук танцуют вместе с детьми. Гости хвалят всех детей. Дети не уходят.

III. Заключительная часть занятия. Итог занятия.

Музыкальный руководитель. Занятие подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Как происходит водоворот воды в природе. Выучили новую песню 1 куплет "В небе туча хмурится". Придумали и исполнили каждый свой танец рыбок. Слушали новую песню "Я рисую море". Узнали что такое легато и стаккато в музыке (особенность исполнения музыки). Девочки выучили новый сюрприз - танец "Злую тучку наказали" и показали нам.

Обратить внимание детей: не перечислять что делали на занятии, а рассказать что нового узнали. Как вы оцените свою работу на занятии (жестами) : отлично, хорошо, или плохо?

Дети показывают как они оценивают себя жестами.

Музыкальный руководитель. Будем прощаться с гостями. Попрощаемся стаккато:"До сви-да-ни-я ре-бя-та". Дети отвечают:"До сви-да-ни-я"

Под музыку "Хорошее настроение" дети вприпрыжку выходят из зала.

Публикации по теме:

«Такая разная осень». Стихотворения Дизайн счастья Каждый час юной Осени дорог. Очень многое нужно успеть: Сшить роскошных нарядов ворох: Серость будней – в праздник одеть.

Такая разная Швейцария. Два города — Цюрих и Люцерн (фоторепортаж)Такая разная Швейцария. Два города — Цюрих и Люцерн (фоторепортаж) Совсем недавно я рассказывала о Рейнском водопаде, который находится в Швейцарии. Сегодня предлагаю немножко познакомиться с двумя городами.

Информационно-исследовательский проект «Такая разная капуста!» Дружкова М. А. Цель: Создание мотивации у детей подготовительной группы на ЗОЖ с помощью постановки и разрешения проблемы с включением в.

Интегрированное занятие «Такая разная осень» для детей старшей группыИнтегрированное занятие «Такая разная осень» для детей старшей группы ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ТАКАЯ РАЗНАЯ ОСЕНЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Цель – Обобщение знаний детей о времени года «Осень». Под музыку.

Конспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группеКонспект комплексного занятия «Мой любимый Минск» в старшей группе Уже более 950 лет стоит на реке Немиге наш прекрасный город Минск. Ежегодно, во 2-ю субботу сентября, наш Минск отмечает день города. В.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна» Конспект комплексного занятия в старшей группе по теме: «Весна». Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗ в средней группеКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗ в средней группе Цель: В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и состояниями воды. Активизировать диалогическую речь, пополнять.

Осеннее оформление группы детского сада «Такая разная осень!»Осеннее оформление группы детского сада «Такая разная осень!» При оформлении группового помещения к осеннему сезону были поставлены следующие задачи: 1. Улучшение эстетического состояния группы, создание.

Проект «Такая разная вода» для дошкольников средней группыПроект «Такая разная вода» для дошкольников средней группы Актуальность В обычной жизни люди редко задумываются о роли воды на нашей планете. Между тем, ничто живое не может появиться, развиться.

Социально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группеСоциально-значимый познавательно-исследовательский проект «Такая разная — страна бумажная» в старшей группе Фотоотчёт о реализации социально-значимого познавательно-исследовательского проекта «Такая разная - страна бумажная» На занятии по продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного музыкально-познавательного занятия в старшей группе «Такая разная вода»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 16:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного музыкально-познавательного занятия в старшей группе «Такая разная вода»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кесслер (УИ 495660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД