Лариса Шипулина
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно - развивающего занятия «Знакомство с эмоцией грусти» с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР, ОНР.
Тема: «Встреча со слугой королевы страны Чувствляндии - Грустью».
Цель: Коррекция эмоционального состояния через снятие эмоционального напряжения. Развитие способности у детей понимать свои чувства и чувства других людей.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Знакомство с эмоцией грусти“ с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Задачи: Формирование представлений детей об эмоции человека – грусти.
Развитие у детей умения осознавать свои эмоции и эмоции сверстников; изучение мимики и связанных с ней эмоциональных состояний человека. Развитие коммуникативных навыков, эмпатии, эмоциональной сферы. Формирование способности «видеть» сверстника. Развитие логического мышления, слухового внимания, речи, памяти. Воспитание дружеского взаимоотношения друг к другу.
Материалы, оборудование:
Демонстрационный материал: плоскостное изображение «слуги Грусти» (Приложение 1); иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Федорино горе»; картинки с изображением героев с разным выражением на лице (3 с радостью, один с грустью).
Раздаточный материал: тарелочки с разными узорами (по парам, изготовленные из картона; карточки с изображением ромашки (в сердцевине которой пиктограмма с изображением грусти, лепестки, на которых изображены разные сказочные герои с разным настроением (грустью, радостью, удивлением, злостью); альбомы, карандаши, любимые игрушки детей на каждого ребенка.
Содержание занятия:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия «Здравствуйте».
Все дети и педагог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав- ствуй – те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.
Воспитатель: Дети, встаньте в круг возьмитесь за руки. Давайте, поприветствуем друг друга. Проговаривая по слогам слово ««здрав- ствуй – те», будем делать маленькие шажки вперед, не отпуская рук (дети выполняют). Молодцы! Сядьте, пожалуйста, на свои стульчики (дети рассаживаются на стулья, расположенные по кругу). Игровое упражнение «Передай настроение».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «передай настроение». Я придумаю настроение: грусть, радость, злость или удивление и передаю его соседу справа (имя ребенка) должен передать это же настроение …. (имя ребенка) и т. д. по кругу, последний передает настроение мне. Затем мы отгадываем, какое настроение мы передали.
(обсуждение детьми, какое настроение было загадано)
Игра «Четвертый лишний».
На доске крепиться четыре картинки с изображением сказочных персонажей с разным выражением на лице (на трех изображена радость, на одной - грусть).
Педагог предлагает детям присесть в круг на стульчики, обращает внимание на доску: - Посмотрите на доску. Кто изображен на картинках? (предполагаемые ответы детей: «лисенок, медвежонок…» и т. д)
Воспитатель: Внимательно посмотрите на настроение у героев. Скажите, какая картинка лишняя и почему? (Предполагаемые ответы детей: «Лишний медвежонок, потому что он, грустный, а остальные герои веселые»).
Воспитатель: Правильно, дети, лишняя картинка - грустный медвежонок.
2. Основная часть.
Сюрпризный момент: «Появление гостя – слуги королевы страны Чувствляндии Грусти»
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришел гость - слуга королевы страны Чувствляндии (педагог демонстрирует персонаж). Посмотрите на него, как вы думаете, зовут этого слугу? (предполагаемые ответы детей: «его зовут слуга королевы Чувствляндии Грусть»). Сегодня слуга королевы Грусть расскажет вам об эмоции грусти, поиграет с вами в игры, которые помогут вам подружиться друг с другом, научит вас узнавать и понимать настроение других людей, даст вам очень полезные советы. (Далее рассматривается лицо- пиктограмма грусти.)
Знакомство с эмоцией грустью
Воспитатель: Дети, посмотрите на лицо слуги (рассматривание - брови опущены, рот опущен ….) Сделайте такое же лицо, молодцы!
Воспитатель: Вспомните, с какой слугой королевы страны Чувствляндии, мы уже познакомились? («радостью…») Как, вы думаете, какое чувство противоположно чувству радости? Да это горе, обида, грусть
Беседа по сказкам.
-Воспитатель: Давайте вспомним вместе с вами сказки, где герои испытывали горе. Вспомните сказку «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц». Когда герои этой сказки испытывали горе? (ответы детей) Герои этих сказок испытывали горе, когда с ними происходило что-то страшное. Зайчика из собственной избушки выгнала лиса, и он остался без дома. К козлятам залез волк и съел их. Мама-Коза испытала горе, когда узнала, что произошло. Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки.
«…Проглотил волк шестерых козлят, пошел в лес, лег под куст да и заснул крепким сном. А коза домой пришла, видит: двери отперты, лавки опрокинуты, стекла выбиты, нет козлятушек, нет ребятушек, нет нигде милых детушек. Стала коза горько плакать- рыдать….»
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение было у козы, когда она, придя, домой не увидела своих козлятушек? (предполагаемые ответы детей: «грустное, печальное.) А еще можно сказать, что коза горевала.
Воспитатель: Как герои этих сказок боролись, справляясь со своим горем? (ответы детей) Правильно, зайчик попросил помощи у зверей, мама коза - пошла спасать своих деток.
- Дети! Как, звери узнали, что у зайчика горе? (предполагаемые ответы детей: «Он плакал, грустное лицо было»).
Воспитатель: Как догадаться, что человеку грустно, тоскливо? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас каждый из нас скажет, отчего ему может быть грустно, тоскливо? Я начну: «Мне бывает грустно тогда, когда… Продолжайте по очереди по кругу. (Дети отвечают)
Воспитатель: Скажите, а можете вы чем - то помочь грустному человеку? Давайте, покажем. Выйдите ко мне, кто хочет показать грустного, печального человека (ребенок изображает). Кто хочет ему помочь справиться с грустью? Подойди к …что ты будешь говорить, делать? (предполагаемые ответы, действия детей: дети расспрашивают, почему он такой, что случилось, успокаивают, поглаживают, обнимают, предлагают поиграть вместе, предлагают игрушку и т. д.)
Чтение отрывков сказок К. И. Чуковского «Федорино горе»
Воспитатель: Ребята! Послушайте отрывок произведения К. И. Чуковского «Федорино горе». (Читается отрывок произведения, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — отрывок, где описывается радость Федоры).
«…А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора: «Ой- ой- ой! Воротитеся домой!»… И они побежали лесочком, поскакали по пням и по кочкам. Бедная баба одна, и плачет и плачет она….Ой, горе Федоре! Горе.»
«Долго, долго целовала их она, поливала, умывала, полоскала их она. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать, буду, буду я посуду и любить и уважать!»…. Засмеялися кастрюли, самовару подмигнули: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!»….»
Вопросы к детям:
Воспитатель: Какие эмоции испытывает Федора, когда от нее уходит посуда, и когда посуда к ней возвращается? (Приблизительные ответы детей: «Когда посуда уходит, Федора испытывает горе, а когда возвращается — радость»).
Воспитатель: А сейчас слуга Грусть хочет предложить вам поиграть в игру «Найди пару». Мы поиграем с Федориными блюдцами. Вспомните как в сказке: «А за ними блюдца, блюдца- Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля –ля! Вдоль по улице несутся- дзынь-ля ля!»
Подвижная игра «Найди пару».
Воспитатель: Сейчас я вам раздам каждому по блюдцу. По сигналу воспитателя «покатились» вы, держа блюдце в руке, не отпуская его, бегаете по группе. Не наталкиваясь друг на друга. По сигналу «Найди пару» вы должны найти блюдце с таким же узором как у вас и взять за руку товарища, у которого такое же блюдце. Вместе поднять руки вверх и крикнуть: «Мы вместе!». Побеждает та пара, которая быстрей всех справиться с заданием. Повторим правила игры. (Дети называют)
Воспитатель каждому ребенку раздает по «блюдцу», заранее продумывая
Правила:
• Бежать по сигналу «Покатились».
• По сигналу «Найди пару» находим блюдце с таким же узором.
• Затем берем товарища, у которого такое же блюдце за руку, поднимаем вместе руки вверх и кричим: «Мы вместе».
• Блюдце из рук не выпускать.
(затем педагог меняет блюдца, меняет при этом пары детей, игра повторяется)
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными. Теперь, слуга Грусть предлагает вам, проверить насколько хорошо вы научились определять эмоции. Поиграем в игру «Ромашка настроения». Для игры, возьмите стульчики и присядьте за столы.
Дидактическая игра «Ромашка с настроением»
Воспитатель: Посмотрите у вас у каждого ромашка с разным настроением. И лепестки, на которых нарисованы герои с разным настроением. Слушайте задание:
- Определить настроение своей ромашки по схематическому изображению в сердцевине: радость, злость, испуг, грусть, удивление. Затем вам необходимо «оживить» эту ромашку, то есть подобрать лепестки, на которых изображены животные с таким же настроением.
(Дети из многих маленьких карточек- лепестков, выбирают нужные и накладывают на силуэт лепестка, настроение героев на лепестках должно совпадать с пиктограммой эмоции в серединке ромашки, затем называют по очереди настроение своей ромашки)
3. Заключительная часть.
Игровое упражнение «Тряпичная кукла и солдат»
Воспитатель: Все встаньте в круг и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Поиграем в знакомую вам игру «Тряпичная кукла и солдатик». По моему сигналу «Солдатик» выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь, примерно вот так. (показ позы).
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).
Слегка сожмите колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто, вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатиком (10сек.).
Теперь опять тряпичной куклой…
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины… с волос…с верхней части ног и ступней…
Воспитатель: Молодцы. На прощание слуга Грусть хочет дать вам маленькие советы «Как самим справиться с обидой, грустью» и подарить вам небольшие подарочки
Знакомство с советами слуги Грусти
Совет 1: Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши, нарисуй ему гневное письмо, а потом это письмо порви. Слуга вам дарит карандаш, альбом, чтобы вы могли нарисовать обиду, когда она к вам придет. (Педагог дарит детям карандаш, альбом)
Совет 2: Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражён, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чём-то приятном.
Совет3: Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать взрослым, сверстникам, можно сказать своей любимой игрушке. Прижми ее к себе, погладь, поговори с ней и станет легче (педагог раздает игрушки)
Итоги занятия:
- Скажите, о какой эмоции мы сегодня говорили на занятии?
- Как можно определить настроение человека?
- Назовите советы слуги Грусти «Как справиться самим с обидой?»
- Что тебе доставило радость, удовольствие?
- Что тебя огорчило?
- За кого ты порадовался?
- На занятии были все умницы: (про каждого ребенка педагог говорит несколько слов!
Ритуал окончания задания.
Игра «Я и мой сосед».
Игровая задача: помочь ребенку преодолеть отчужденной позиции в отношении к сверстникам.
Дети распределяются в пары, лицом друг к другу. Взрослый произносит слова, дети их повторяют, сопровождая движениями: «Мои ручки хороши- у соседа лучше, мои плечи хороши- у соседа лучше (прикасаются к плечам соседа), мои щечки хороши- у соседа лучше… и т. д., да и сам я весь хорош- но сосед мой лучше (обнимаются)».
Упражнение- прощание «До свидания».
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики, Пусть соединятся Их маленькие пальчики.
Дети поднимают ладошки вверх- одну в правую, другую в левую стороны, пальчиками правой ладошки соединяют с пальчиками руки соседа и т. д. по кругу.
Взявшись за руки, плотно собираются в круг, проговаривая слова «дружат в нашей группе…» Затем, проговаривая по слогам «До-сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.
- Сейчас вы на своем личике покажите, какое у вас стало настроение: тот, у кого хорошее настроение, кто чувствовал себя на занятии хорошо - улыбнется; у кого не очень хорошее- сделайте лицо без эмоции (рот прямой); кому было очень плохо, хотелось плакать, уйти с занятия- сделайте грустное лицо. Итак, все подумали? Покажите мне ваши личики? Всем спасибо. Я хочу пожелать, вам, чтобы у вас не было грустного настроения.
Приложение 1. Слуга - Грусть
Приложение 2. Ромашка настроения