валентина шапошникова
Конспект литературного досуга в подготовительной группе «Зимние зарисовки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект литературного досуга в подготовительной группе «Зимние зарисовки»
Программное содержание:
воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, родному краю через художественное слово;
вызвать эмоциональный отклик на изображение зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии;
Публикация «Конспект литературного досуга в подготовительной группе „Зимние зарисовки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
учить передавать впечатления о зиме при выразительном чтении стихотворений, понимать образный язык поэзии;
заложить основы хорошего художественного вкуса, сформировать потребность общения с искусством, природой;
обогащать словарь детей определениями, эпитетами.
Предварительная работа: беседы о временах года, разучивание и чтение стихотворений, пословиц, чтение сказок, загадывание загадок, наблюдение за снегопадом, зимними сумерками и природой.
Материал: аудиозаписи с музыкой Вивальди, П. И. Чайковского.
Репродукции картин И. Шишкин «На севере диком», И. Васнецов «Зима», И. Суриков «Зимний пейзаж», Поленов «Зимний двор», изображения отпечатков следов животных, атрибуты к сказкам «Снежная королева», «Мороз Иванович», «Мороз, Солнце, Ветер», «Два мороза»
Ход занятия. Дети полукругом сидят в группе.
Воспитатель: сегодня почтальон принес нам в группу письмо (читает) : «Кому: детский сад № 1, детям подготовительной группы. Интересно от кого оно? Обратного адреса нет, от кого не написано. Давайте прочитаем его, может быть догадаемся, кто его написал.
Здравствуйте дорогие ребята!
Вы уже были в гостях у моего брата и сестер. Теперь настал мой черед пригласить вас к себе в гости. В моих владениях вы не увидите ни изумрудных полян, ни багряной листвы, ни лазурных вод. Не люблю я пестрых красок. Просторы моих полей белы и чисты, все спокойно, тихо. Я –хозяйка строгая. Не награжу теплым лучиком, не повеселю птичьим пением. Но меня все равно ждут, готовятся к встрече со мной. Вот и вас я приглашаю к себе в гости. Найдете вы меня заячьим следам. До свидания.
Воспитатель: (удивленно) В письме не написано от кого. Интересное письмо. И слова встречаются непонятные. Например: настал мой черед, что значит «черед»?) Правильно, это значит очередь.
В моих владениях… Это где? (В моих землях).
Нет изумрудных полян - это значит (зеленых).
Багряная листва…Это значит оранжевая.
Лазурные воды какие) (голубые, синие)
Просторы полей- значит большие, без края.
Кто же нас пригласил к себе в гости, догадались (ответы детей)
Пойдем в гости? В письме сказано, что дорогу мы найдем по чьим следам? По заячьим.
У воспитателя в руках и на полу разложены следы (отпечатки) медвежьих, собачьих, гусиных, птичьих, лошадиных, заячьих, следы человека.
Посмотрите, как вы думаете, чей это след (ответы-медвежий, гусиный, след человека)
Как же мы найдем дорогу, здесь столько много следов? Нам нужно выбрать специалиста, который может читать следы. Как же называется человек, который умеет распознавать следы, читать их, пытать. (следопыт)
Вот мы сейчас и выберем следопыта. (Ребенок находит дорогу, дети за ним идут в музыкальный зал)
В зале на мольбертах репродукции картин русских художников.
Посмотрите сколько здесь картин.
Какое время года изображено на картинах (Зима)
Я хочу, чтобы Никита прочитал стихотворение о зиме:
Тишина-шепнула белая поляна.
Тишина –шепнула вея снегом ель.
За стволами – зыбь молочного тумана,
Окаймила пухлую постель (С. Черный)
Какое красивое стихотворение написал поэт С. Черный.
Как вы думаете, почему поэт говорит говорит «поляна шепнула, а ель вздохнула?»(потому, что зимой все спит, зима укутала все своим снежным одеялом, и поэты немного сказочники и они о природе, о деревьях, о снеге говорят как о чем-то живом.
Словом «зыбь» называют вязкую, липкую почву, которая затягивает, в которую проваливаешься. А зимой зыбь это молочно-белый туман, зимний, густой, морозный воздух.
Посмотрите на картину И. Шишкина «На севере диком».
Ведь хочется сказать : «Тишина-шепнула белая поляна»
А теперь скажите мне, как объяснить слово «чародейка». Как вы думаете, это кто (волщебница, фея, колдунья)
Послушайте еще одно стихотворение о зиме (Читает ребенок)
Чародейкою зимою,
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит,
И стоит он очарован,
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным околдован,
В чудной шапке снеговой.
Кого поэт И. Тютчев в стихотворении назвал «чародейкой»-Бабу Ягу, Василису Премудрую? (Зиму)
Что же волшебного она сделала? (околдовала лес, он стал неподвижным как в сказке, замер)
Посмотрите на картину Соколова «Морозный день», видите «И под снежной… бахромою, что такое бахрома?. (украшение). И под снежной бахромою чудной жизнью он блестит. Чудной это сказочной волшебной.
Послушайте еще одно стихотворение
Вот север тучи нагоняя,
Вздохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла. Расспыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов. (А. С. Пушкин)
О ком это стихотворение? О зиме? И снова А. С. Пушкин как называет зиму? (Волшебница) Правильно. Потому, что только волшебница может причудливыми, удивительными клоками и волнистыми коврами рассыпаться, повиснуть на суках дубов, среди полей, среди холмов. Картина Вельц «Иней»
Эти картины какие по настроению (тихие спокойные) На всех этих картинах мы не увидим ничего яркого, нарядного, только что? (показывает на снег) очень много снега. Снег создает ощущение тишины, покоя, неподвижности, сна, чистоты. А какого цвета снег? (белый). А помотрите-ка внимательно на всех картинах снег - белый? Нет снег –голубой, бледно-голубой, синий, фиолетовый, серый. Это холодные тона, морозные, зимние. Давайте послушаем еще одно стихотворение (читает воспитатель) :
Опять зима посеребрила,
Порошей спящее село,
И ель остекленев, застыла,
И лед на речке как стекло,
И розовеющее небо.
И первый утренний дымок,
И запах пирогов и хлеба,
И свежий с поля ветерок,
Все,все отрадно мне и мило,
Встречая день, всему я рад,
Опять зима посеребрила,
Калитки, крыши, ель и сад. (А. С. Пушкин)
И если мы посмотрим на картину Саврасова «Зимний пейзаж», то увидим и спящее село, и лед на речке как стекло, и первый утренний дымок. Красиво зима посеребрила калитки, крыши, ель и сад. И поэт этому рад, потому что для него это все милое родное. Как же в стихотворениях называют зиму (зимушка, чародейка, волшебница, гостья)
А как называются зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) О зиме много не только стихотворений, но и пословиц. А что такое пословица? (короткое высказывание, которое нас чему-то учит. Пословицы придумывает народ, предает от человека к человеку) Послушайте пословицу о зиме.
Декабрь год кончает, эиму начинает (последний месяц года. первый месяц зимы)
Месяц январь-зимы государь (самый холодный, длинный, морозный месяц зимы)
Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый (к февралю обувь за зиму уже изнашивается)
У февраля два друга-метель, да вьюга (в феврале часто дует вьюга и метель)
А вы знаете пословицы о зиме?
Д/и «Объясни пословицу»
Береги нос в большой мороз (будь внимателен, а то отморозишь нос)
В зимний холод всякий молод (если холодно все быстро идут, подвижны как молодые)
Зима без снега, лето без хлеба (мало снега, мало влаги, мало хлеба, плохой урожай)
Сугроб да вьюга, два друга (нет вьюги, не будет и сугроба)
Спасибо мороз, что снегу принес (без снегу все вымерзнет)
Погода зимой бывает разная, холодная, морозная, вьюжная. Рассказать о зиме можно рисуя картины, сочиняя стихи, рассказы, пословицы и… музыку.
Звучит 1 часть концерта А. Вивальди «Зима» какая музыка по характеру? Спокойная? (Нет)
Какая? (тревожная, быстрая, страшная) Значит погода какая (ненастная, вьюжная, морозная)
Такая, как в стихотворении, которое нам прочтет (читает ребенок)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой,
Вдруг соломой зашуршит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А. С. Пушкин)
Какие пугающие слова: буря мглою. Небо кроет, как зверь завоет, зашумит. Застучит Слышится страх. Тревога. После вьюги, метели все засыпано пушистым снегом. Деревья и кусты становятся похожи на волшебных, снежных чудищ.
Физкультминутка: Вьюга волнуется – раз.
Вьюга волнуется-два.
Вьюга волнуется –три.
Снежной фигурой замри.
Дети по окончании музыки изображают фигуру.
Послушайте еще одну музыкальную картину(«Фея зимы» С. Прокофьев)
А теперь тревожная музыка? (Нет спокойная, ласковая, нежная, приятная)
Взялась зима за свою волшебную кисть, покрыла землю пушистым снегом, побелила поля, пригорки; тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Чудесной получилась картина. Ах, как красив летящий снег! Какой снег на солнце (сверкающий, блестящий, переливающийся) Вы слушали музыкальные картинки о зиме сердитой, вьюжной, злой, о зиме доброй, которая заботливо все укутывает снегом. А теперь послушайте о зиме, не буду говорить какой, послушайте и догадайтесь сами. (Звучит «Февраль. Масленница» П. И. Чайковский)
А эта музыка какая по характеру (веселая, игривая, быстрая, бодрая)
И зима бывает веселая, радостная, сверкающая. Правда, правда.
Вот послушайте.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин)
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек. (С. Я. Маршак)
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! (В. Я. Брюсов)
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом. (С. Я. Маршак)
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех! (И. Суриков)
Сколько задора, веселья, радости слышим мы в этих стихотворениях.
Это смех и веселье зимних забав.
А вы знаете зимние игры и забавы? Давайте в них поиграем!
Разминка «Зимние пантомимы»(под музыку)
Дети делятся на команды и по очереди выполняют движения имитирующие кружение снежинок, игру в снежки, катание на лыжах, санках, коньках, лепят снеговика, водят новогодний хоровод.
Молодцы! Вот какие веселые игры и забавы зимой. А вот древние люди боялись прихода зимы. Они думали, что злой дух забирает солнце, поэтому все замерзает, дождь становится снегом, вода льдом и наступает зима. Так появились сказки о зиме. А что такое сказка, (Сказки придумывает народ или писатель-сказочник, в них много приключений, чудес, волшебства. В сказках добро побеждает зло)
Воспитатель достает из сундука зеркало, топор, ведерко, картинку «Ветер». Это вещи из зимних сказок. Догадались из каких? («Снежная королева», «Морозко», «Два Мороза», «Мороз, Солнце, Ветер»)
Какие же злые герои есть в этих сказках? (Снежная королева, Мороз красный нос и Мороз синий нос, мачеха, Морозко, Ветер)
Докажите, что и в этих сказках добро побеждает зло. Герда находит Кая и своей любовью спасает его от злой королевы. Мужик проучил Мороза, не стоит на месте, не боится Мороза, двигается и ему стало жарко. Рукодельница своим послушанием, трудолюбием добилась, что Морозко отпустил ее с богатыми дарами. Ветер старается поменьше дуть, чтобы не заморозить людей зимой.
Вот и пришла пора нам возвращаться в группу из зимнего царства, морозного государства.
Понравилось вам в гостях у зимы? Что нового, необычного вы узнали, увидели, услышали о зиме? Зима решила угостить вас своими леденцами. В группе на мольбертах большие макеты «избушек» Деда Мороза. Дети, разделившись на три подгруппы,расписывают их зимними узорами.