Получи документы

Конспект логопедического занятия «Лес — природное сообщество»

Вера Ивановна Бушмина
Конспект логопедического занятия «Лес — природное сообщество»

Цель - совершенствование диалогической и монологической речи по теме ЛЕС

Задача:

1. Расширение знаний о жизни леса.

2. Активизация словаря по теме.

3. Учить умению составлять предложения сложной конструкции.

4. Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.

5. Воспитание экологической культуры у детей – развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

Формирование у детей любви к природе.

Оборудование:

Деревья-картинки

Муравейник

Публикация «Конспект логопедического занятия „Лес — природное сообщество“» размещена в разделах

Шапочки-ветки из бумаги (березы, осины и рябины)

Картина дуб с животными

Шишки:

Контуры березы по временам года

Картинки-животные леса (бурундук, белка, кабан, медведь, волк)

Ход занятия:

Орг. момент (дети под музыку входят в зал одетые в спортивную форму, с рюкзаком и сачком)

ЛОГОПЕД

Нас ждёт сейчас прогулка в лес. Давайте поздороваемся.

1-й РЕБЁ НОК:

. Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

2-й РЕБЁНОК (читает стих)

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовой?

Что нам шепчешь на заре.

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

ДЕТИ

Подходят к муравейнику и садятся вокруг него.

РЕБЁНОК

Зайдешь в лесную даль и глушь

Муравьиным духом пахнет сушь.

В чаще муравейники не спят

–муравьи там, бегают, кишат.

ЗАЛЕТАЕТ СОРОКА

РЕБЁНОК

Тар-Тар-Тар

Это что за тарарам?

Что за шум и что за гам?

Раздаётся тут и там?

Кто вы такие? Зачем Вы сюда пришли?

Что бы напакостить деревья м и лесу?

Зачем бросаете вещи на муравейник?

Разве можно так делать?

РЕБЁНОК

Нет, так делать нельзя, потому что муравейник –

это живой организм леса.

Лес не может обойтись без муравьёв. Они уничтожают вредных насекомых, очищают лес от мелкого мусора.

СОРОКА

Да, правильно, знать знаете, а почему так делаете, ведь муравьи могут задохнуться и погибнуть. Отойдите от муравейника, не мешайте муравьям работать.

Вот недавно приходили мальчишки, и что они делали?

РЕБЁНОК

Я знаю этот случай.

Ребята гуляли по лесу и увидели гнездо. Хотели посмотреть, а что же там?

Стали залазить на дерево. И тут из гнезда вылетела ворона. Она начала громко каркать.

И на этот крик прилетели другие вороны, они стали клевать ребят и бить крыльями со всех сторон.

Ребята испугались, слезли с дерева и стали убегать, а вороны долго их преследовали.

СОРОКА

Да, вороны спасли своих птенцов. Я знаю, вот так можно делать?

РЕБЁНОК

Нет, потому что птицы приносят большую пользу лесу. Они поедают вредных насекомых, жуков-короедов, которые могут повредить деревья.

СОРОКА

А вот эта фотография, это же вредительство! Подожгли лес и убежали, тоже наверное, дети?

РЕБЁНОК

Нет, я расскажу, как было?

Мальчик пошел в лес за грибами и увидел, как черный дым поднимается из-за деревьев.

Он понял, что горит лес и вернулся назад, чтобы сообщить взрослым.

Взрослые взяли лопаты, багры, воду и побежали к месту пожара, Они растаскивали загоревшую траву и деревья, и лопатами бросали землю на огонь.

И так они спасли лес от пожара.

СОРОКА

Вот так разве можно? Поджигать лес

РЕБЁНОК

Нет, потому что лесной пожар, страшное бедствие.

Огонь не щадит ничего и никого:

Погибает всё живое, животные, птицы, насекомые.

И лес превращается в черную пустыню – гарь,

а гари иногда превращаются в болота, на которых уже лес никогда не восстанавливается.

СОРОКА

А кто виноват?

РЕБЁНОК

В древности леса загорались от молнии, сейчас виновником пожаров в лесах становится человек.

Из-за мусора, стёкол, сигарет, спичек, которые оставляют люди, после походов в лес.

СОРОКА

Вот и я говорю.

РЕБЁНОК

А мы ничего не взяли с собой, кроме фотоаппарата и пришли посмотреть,

как живет лес, какие деревья растут в лесу.

СОРОКА

А что вы знаете про деревья в лесу?

РЕБЁНОК (обращается к сороке)

А ты вот угадай, про какое дерево мы расскажем?

РЕБЕНОК

Меня называют СПИЧЕЧНОЙ КОРОЛЕВОЙ, потому что из моей древесины получаются самые лучшие спички. Ствол мой тонкий стройный и расту я среди своих подружек.

Ранней весной у меня вырастают розовые сережки.

Летом мои круглые листочки, по-особенному, крутятся шелестят, а осенью, я очень красива, вся покрываюсь красными листочками.

СОРОКА

Я знаю, ещё говорят, что ты дрожишь как осиновый листок –это ОСИНА.

ЛОГОПЕД

Сорока, ты конечно знаешь деревья, так как живёшь в лесу, а давай проверим туристов, умеют ли они различать деревья?

ЛОГОПЕД

Предлагает картинки Сороке, раздать их туристам – детям.

ДЕТИ

По очереди называют картинки и относительные прилагательные (липа, липовый листок, липовая ветка)

ЛОГОПЕД

О каком дереве еще хотите рассказать?

РЕБЁНОК

Меня часто называют кудрявой, весёлой, тонкой.

Считают спутником счастья и мира в семье

Обо мне слагают легенды, стихи, сказки

Весной у меня появляются красивые белые цветы.

А к концу лета они превращаются в зеленые, а потом в красные гроздья ягод, которые очень любят птицы.

Из моих ягод люди готовят вкусные блюда.

СОРОКА

Знаю, знаю, я сама летаю к этому дереву, - это рябина.

ЛОГОПЕД (обращается к детям)

В лесу можно увидеть не только разные деревья, но и кустарники, цветы, грибы.

Кроме этого, лес является живым сообществом для кого?

Кого можно встретить в лесу?.

ДЕТИ (отвечают)

Кабанов, медведей, волков, белок, бурундуков

ЛОГОПЕД вывешивает картину (Дуб и разные животные)

Кто живёт на дубе?

ДЕТИ (составляют предложения)

Белка сидит на ветке слева (справа)

ФИЗПАУЗА

ЛОГОПЕД

Сейчас туристы споют песню о дружбе, которая так важна в путешествии

ЛОГОПЕД

Ещё просится одно дерево

РЕБЁНОК (дерево)

Я расту по всей России, очень люблю свет и простор, но не боюсь и крепких морозов.

Ветки у меня длинные свисают к земле, а листочки небольшие, но их очень много.

У меня ослепительно белая кора, с тёмными чёрточками, их называют чечевичками.

Весной они открываются и я дышу, а зимой они закрываются.

РЕБЁНОК (читает стих)

Всех деревьев ты нарядней

В шали нежно-золотой,

Всех красивей, всех приглядней

На ветру шумишь листвой.

Ведь недаром, в самом деле,

Предки наши столь мудры –

Стали делать колыбели из её коры.

РЕБЁНОК

Ну, сорока, ты догадалась, какое это дерево,

СОРОКА (отвечает)

Да нет, какие то чёрточки, где не пойму?

ЛОГОПЕД (обращается к детям)

Ребята надо подробнее рассказать про дерево.

РЕБЁНОК

Это Дерево – символ России.

Его любят за красоту, нежность, благородство и щедрость.

Первым вырастает на выгоревших лесах.

Оно и греет в холода в домах и холодит в жару и лечит людей.

Делают из него таблетки, деготь от разных болезней.

А из древесины делают красивую мебель.

ЛОГОПЕД (обращается к сороке)

Ты можешь найти это дерево?

СОРОКА

Нет.

ЛОГОПЕД

Ребята покажите это дерево.

РЕБЁНОК

Вешает картинку березы.

СОРОКА

Я знаю это дерево.

Я на нём родилась прошлой весной.

Я его очень люблю.

Но почему-то оно разное.

То листочки есть, то их нет.

ЛОГОПЕД (обращается к детям)

Давайте покажем СОРОКЕ, какой бывает береза? Украсьте её.

РЕБЁНОК

Раскладывает 4 контура деревьев берез по временам года

ЛОГОПЕД (обращается к детям)

А почему береза разная?

РЕБЁНОК

Весной от солнца земля согревается и на березе появляются сережки и листочки.

Летом листья на березе становятся больше, а осенью листья желтеют и опадают

Зимой все березы стоят голые.

ДЕТИ рассказывают по очереди стих БЕРЕЗА.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет

В шубке белой – зимой

Вся в серёжках – весной

Сарафан зелёный - летом

Белая берёза

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Я б тебя укрыл, берёза,

Белоствольная краса,

От метели, от мороза,

От шального топора

СОРОКА

А это, про какое дерево загадка?

Зимой и летом –одним цветом

ДЕТИ

Это ёлка

СОРОКА

Нет не только ёлка

Это и сосна, и пихта и кедр.

ЛОГОПЕД

Почему?

РЕБЁНОК

Потому что у всех этих деревьях есть хвоя, и она не опадает.

И ещё на этих деревьях есть шишки.

ЛОГОПЕД (обращается к сороке)

Для лесных жителей наши туристы приготовили подарки

ЛОГОПЕД выставляет картинки дятел, клест, бурундук, белка

Кому что нужно (под стульчиками у детей лежат шишки)

ДЕТИ

Раскладывают шишки по образцу на картинках под музыку, затем садятся на места

ЛОГОПЕД

А теперь дети посчитайте, сколько шишек досталось каждому лесному жителю?

РЕБЁНОК

Для дятла собрали 5 сосновых шишек и так далее…

РЕБЁНОК

Еловые для клеста

ЛОГОПЕД

Потом эти шишки надо унести в лес, лесным обитателям

ЛОГОПЕД

А чем является для нас лес?

ДЕТИ читают по карточкам и накладывают на доску.

Лес- это дом для растений, животных, птиц, насекомых.

Лес- это лёгкие планеты.

Лес- защитник водоёмов, почвы, воздуха.

Лес- это источник древесины.

Лес- место для отдыха человека.

Лес- является источником ягод, грибов и лекарственных растений.

Лес- это богатство страны.

Поэтому лес надо беречь и приумножать.

Много леса не губи

Мало леса –береги

Нет леса –посади

ЛОГОПЕД обращается к детям

Каждый постарайтесь посадить дерево

Около дома, около школы

Дерево будет расти и Вы тоже будете расти

Вы будете расти и дерево тоже будет расти

Вы будете гордится этим, приходить к нему и оно будет Вам давать силу и радость.

ДЕТИ рассказывают стихи про лес

ПРАЗДНИК ЛЕСА

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Мачты и реи –

Держать паруса,

Рубку и палубу,

Рёбра и киль –

Странствовать

По морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Лёгкие крылья-

Лететь в небеса.

Стол, за которым

Ты будешь писать.

Ручку,

Линейку,

Пенал

И тетрадь

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Чащу,

Где бродят

Барсук и лиса,

Чащу,

Где белка

Скрывает бельчат,

Чащу,

Где пёстрые

Дятлы

Стучат.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Лист,

На который

Ложится роса,

Свежесть лесную,

И влагу,

И тень, -

Вот что сажаем

В сегодняшний день.

Публикации по теме:

Педагогический практико-ориентированный проект «Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники» Творческое название «Раз словечко, два словечко …» Мнемотехника для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает.

Рекомендации по проведению коррекционных занятий в речевой группе детского садаРекомендации по проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Лексико-грамматическая работа с предметными картинками на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Лес — природное сообщество»
Опубликовано: 4 сентября 2014 в 15:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД