Гиляна Энчеева
Конспект логопедического занятия «Путешествие по планетам. Спасательная операция»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментальной деятельности «Путешествие по планетам. Спасательная операция».
Цель:
• Развивать связную речь;
• Расширить и активизировать словарь детей по лексической теме «Космос».
Коррекционно-образовательные задачи:
• Обобщить и систематизировать представления детей о Солнечной системе;
• Совершенствовать навыки звуко- слогового анализа и синтеза :
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие по планетам, Спасательная операция“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- определение наличия звука в словах;
- закреплять навыки слияния звуков в слоги.
• Закрепить навыки словообразования и словоизменения:
- образование сложных слов при помощи слияния двух основ;
• Автоматизировать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков в слогах, словах.
• Совершенствовать навыки обратного счета в пределах 10.
• Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие задачи:
• Совершенствовать фонематическое восприятие;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать контроль за собственной речью;
• Воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
• Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, ознакомление с окружающим миром, с элементами экспериментирования, социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование: презентация, аудиозапись звуков космоса, «Песня про космонавтов» Dj Rich, дискошар, макеты планет и солнца, ракета, разрезная картинка (пазл) Луны, игрушка Лунтик, обручи, мяч, счетные палочки, листы бумаги для выполнения рисунка в технике граттаж. Для опыта: контейнер с манкой, камни.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Л: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети приветствуют гостей.
Л: Наш девиз:
«Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре.
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим».
Л: Молодцы! А сейчас я загадаю загадку, и вы узнаете, о чём мы будем говорить на занятии.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
Правильно. На сегодняшнем занятии мы поговорим о Космосе.
Раздается звук «SOS».
На экране появляется Лунтик. «Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Мои соседи, проказники инопланетяне, решили подшутить надо мной. Они разделили Луну на части и спрятали их по планетам. Ребята, помогите, пожалуйста, найти и соединить части Луны, иначе я останусь без своего дома, а ночное небо останется без своего освещения».
Ну что, вы готовы помочь Лунтику?
Дети: Да
Л: Ребята, Лунтик сказал, что инопланетяне спрятали части Луны на разных планетах. Давайте, вспомним, какие планеты Солнечной системы мы знаем.
На луне жил звездочет,
Он планетам вел учет,
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Л: Молодцы! Вы хорошо знаете названия планет. За каждое выполненное задание на планете, вы будете получать часть луны. В конце мы соединим их, и Лунтик сможет вернуться домой. Ребята, а на чем мы отправимся в космос?
Дети: Для полета в космос нужна ракета.
Л: Предлагаю вам самостоятельно сложить ракету из счетных палочек. (Из каких частей состоит ракета? Корпус, крылья, нос (носовая часть, иллюминаторы, хвост (хвостовая часть, огонь).
Л: Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты! Теперь мы можем отправиться в полет. Итак, начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Пуск. Что сказал Юрий Гагарин во время первого полета в космос?
Дети: Поехали!
Л: За каждое выполненное задание вы будете получать часть Луны. В конце занятия мы соединим их, и Лунтик сможет вернуться домой.
Артикуляционная гимнастика
Л: Прежде чем, мы приземлимся, давайте выполним зарядку для нашего дружка веселого Язычка. Язычок смотрит в иллюминатор по сторонам (Часики). Он видит планеты, солнце, луну. Они все круглой формы (Варенье). Вокруг летают астероиды и ударяются об планеты (Орешки). Инопланетяне переговариваются между собой (Индюк). Моторчик ракеты работает исправно (Моторчик).
1планета Меркурий
Л: Совершим остановку на первой планете Солнечной системы под названием… Меркурий.
Р: Меркурий - самая близкая планета к солнцу и самая маленькая. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная.
Л: А хотите узнать чем покрыта поверхность Меркурия? (Впадинами и кратерами – показ картинки). Вам интересно узнать, как они образовались? Инопланетяне приготовили для нас интересное задание.
«Опыт камень с манкой»
Для опыта нам нужна манка и камни. Манка- это поверхность планеты, а камни- это метеориты. Метеориты летят с огромной скоростью и ударяются о поверхность планеты. (Повторяйте за мной. Бросьте камни на манку. Теперь осторожно поднимите их) Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты, – углубление, ямы, впадины- КРАТЕРЫ. Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
Молодцы, выполнили первое задание и получаем первую часть Луны. Можем продолжить наше путешествие.
2 планета Венера
Ребё нок: Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.
«4 лишний»
Солнце, Венера, Земля, Африка
ракета, спутник, лодка, луноход
комета, звезда, метеорит, глобус
Гагарин, Терешкова, Леонов, Пушкин
Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица
Л: Молодцы, выполнили второе задание и получаем вторую часть Луны. Продолжаем путешествие.
3 планета Земля
Л: А вы узнали эту планету? (показывать изображение Земли). Как она называется? А почему наша планета имеет много голубого и зеленого цвета? Дети: Потому что водой покрыта большая часть поверхности земли (синий цвет – это много морей, озер, рек и океанов) А какие цвета вы еще видите? Что это? ( это суша: равнины, горы, леса, пески.)
А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник - Луну.
Чистоговорки
Ра- ра- ра- нам в полет уже… пора,
Ла- ла- ла- мы помчимся, как… стрела.
Лы- лы- лы- все планеты так… круглы.
Да- да- да- вот и яркая…звезда.
Чо- чо- чо- а у Солнце… горячо.
Ша - ша- ша- Земля наша… хороша.
Л: Молодцы, выполнили задание и получаем следующую часть Луны. Продолжаем путешествие.
4 планета Марс
Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы видите планету красного цвета? Марс- единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет.
Игра «Раздели слова на слоги»
Ракета, Уран, иллюминатор, космонавт, звезда, луноход
Л: Молодцы, выполнили задание и получаете следующую часть Луны. Продолжаем путешествие.
5 планета Юпитер
Л: Как называется следующая планета нашего путешествия?
Р: Юпитер- это пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Она похоже на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Юпитер состоит из ядовитых газов и жидкости. Еще там очень холодно, поэтому жить там невозможно.
Подвижная игра «Космонавты»
Ведущий раскладывает на площадке обручи. Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Играющие, ходят по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет- опоздавшим места нет». Дети под музыку «летят по Галактике». Как только музыка замолкает, дети должны занять место в обруче- ракете.
Л: Молодцы, выполнили задание и получаете следующую часть Луны. Продолжаем путешествие.
6 планета Сатурн
Продолжая наше путешествие, мы отправляемся на планету Сатурн – это шестая планета от солнца и на ней очень холодно. Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо). Эти удивительные кольца состоят из-за льда и камней.
Игра «Найди, где спрятался звук в слове»
Л: Ребята, где спрятался звук Р, в словах: ракета, метеорит, Юпитер.
Звук Л, в словах: луна, Галактика
Звук З, в слове: звезда,
Звук С, в слове: солнце, космос
Л: Молодцы, выполнили задание и получаете следующую часть Луны. Продолжаем путешествие.
7 планета Уран
Ребё нок: Уран - единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку, потому что однажды испытала столкновение. Ее называют «лежачая планета». Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Рисование
Сейчас мы нарисуем ракету необычным способом. Граттаж- способ выполнения рисунка путём процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Л: Молодцы, выполнили задание и получаете следующую часть Луны. Продолжаем путешествие.
8 планета Нептун
Ребё нок: Нептун - тёмно-синяя и холодная планета, на которой всегда дуют сильные ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов.
Игра "Семейка слов" (с мячом)
Логопед : Ребята, когда вы мне в начале занятия рассказывали что вы знаете о космосе, вы сказали, что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывайте слово.
Как можно назвать звезду ласково?
дети: Звездочка!
логопед : Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
дети: Звездное.
логопед : Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда".
дети: Звездолет
логопед : Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку.
дети: Звездочет!
логопед : Умники! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?
дети: Звездопад.
логопед : Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
дети: созвездие.
логопед : Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.
дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Л: Молодцы, выполнили задание и получаете следующую часть Луны. Продолжаем путешествие.
9 планета Плутон
Ребенок: Плутон - 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии.
Игра «Звуковые дорожки» (составление слогов)
На планете Плутон инопланетяне оставили нам сообщение. Давайте, прочтем его? А я вам его переведу.
Дети по очереди соединяют звуки в слоги Логопед переводит
1. С- А, С-О, С-У, С-Ы, С-Э Мы приветствуем вас, Земляне!
2. Ш-А, Ш-О, Ш-У, Ш-Ы, Ш-Э Нам скучно одним в Галактике.
3. З-А, З-О, З-У, З-Ы, З-Э Мы хотели поиграть, поэтому решили подшутить над Лунтиком.
4. Ж-А, Ж-О, Ж-У, Ж-Ы, Ж-Э Нам было весело наблюдать за вами.
5. Л-А, Л-О, Л-У, Л-Ы, Л-Э Вы отлично справились с нашими заданиями.
Л: Это была последняя планета Солнечной системы. Вы прочли послание инопланетян и получаете последний кусочек Луны. Давайте соединим все части.
Дети собирают части Луны
Л: Космический спасательный экипаж выполнил работу. Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали доброе дело – помогли Лунтику. Пора возвращаться домой.
Итог
Вот мы и дома, кто расскажет, чем мы сегодня занимались? (Дети рассказывают о путешествии).
Какое задание вам понравилось больше всего?