юлия шеремет
Конспект логопедического занятия «Цирк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
Этап: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Тема: «Звук [р]». Цирк.
Цели:
1. Образовательные:
- закреплять знания о механизме образования звука [р];
- закрепить умение определять наличие и места звука [р] в словах.
2. Развивающие:
- уточнить акустико-артикуляционный образ звука [р] ;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- развивать голос, дыхание;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Цирк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях;
- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий;
- продолжать учить составлять предложения по опорным словам;
- развивать восприятие, память;
3. Воспитательные:
- формировать интерес к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно - вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: зеркало, разрезная картинка «Автобус», арена, карточки с цифрами 1,2,3,4 5; игрушки: собачки, львёнок, тюлень; предметные картинки: рыба, рубашка, пирамида, морковь, телевизор, светофор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (разноцветные кубики); набор «шаров» - разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; воздушные шары, резиновый мяч, синий кружок с колокольчиком,
магнитофонная запись (цирковой оркестр).
Ход занятия:
1. Организационный момент: создание эмоционально-положительного настроя, доброжелательной обстановки.
Логопед. Прежде, чем мы начнём занятие, вспомните правило, которое мы всегда помним и не забываем:
- Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим, никогда мы не спешим.
Логопед. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте
внимательно.
- Приходить туда мы рады утром, вечером и днём,
Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.
Логопед. Как вы думаете, что это? (Цирк). Правильно, ребята, вы отгадали эту загадку. Это цирк.
- Сегодня нас ждёт интересное, увлекательное представление в цирке и встреча с нашим знакомым звуком [р]. Для начала мы сделаем речевую зарядку.
2. Речевая зарядка: «Лопаточка-Иголочка», «Вкусное варенье», «Лошадки», «Болтушка», «Грибок», «День-Ночь», «Гармошка». Индивидуальная работа с Филиппом.
3. Анализ артикуляции:
Логопед. Давайте проверим, правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук [р].
- В каком положении губы? (В улыбке).
- Открыт или закрыт рот? (Приоткрыт).
- Где находится кончик языка? (Поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит).
- Сильная или слабая воздушная струя? (Сильная, она заставляет дрожать кончик языка).
Логопед. Молодцы! Вспомнили, как правильно нужно произносить звук [р]. А теперь с правильной артикуляцией произнесите его. Индивидуальная работа с Юлей.
4. Характеристика звука:
Логопед. Вспомните какой звук [р]? (Согласный).
- Правильно, согласный, потому что язычок создаёт преграду воздуху.
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Назовите мягкий звук [Р].
-Звонкий или глухой? (Звонкий).
- Произносится голосом, «горлышко» работает. Каким кружком обозначается? (Синим кружком с колокольчиком).
5. Развитие мелкой моторики:
Логопед. Перед вами на столе лежат разрезные картинки. Возьмите их. Когда вы их соберёте, то узнаете, на каком транспорте мы поедем в цирк. Давайте собирайте быстрее, чтобы поскорее узнать, на чём же мы отправимся в цирк. Работа детей.
- На каком транспорте мы поедем в цирк? (На автобусе).
Какой звук произносится, когда вы заводите мотор? (Р-Р-Р.)
6. Закрепление произношения звука в изолированном виде:
- Заводим мотор, «поехали». Р-Р-Р. Вместе, индивидуально, громко произносят звук [р].
Индивидуальная работа с детьми.
7. Закрепление произношения звука в слогах:
Логопед. Вот мы и приехали в цирк. Представление начинается. На арене выступают дрессированные собачки. Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки «лают» столько же раз.
- Хотите проверить? (Да. Хотим).
- Возьмите карточки с цифрами и по очереди показывайте их собачкам. Собачки
правильно, громко «лают» столько же раз, сколько показывает цифра.
- Вот какие молодцы, собачки. Давайте мы им похлопаем.
- А теперь вы будете произносить слоги столько раз, сколько показывает цифра.
- Буду показывать карточки с цифрами и называть разные слоги, а вы их произносить. Будьте внимательны.
- Слог ТРА. Показываю цифру 4. Сколько раз надо произнести слог ТРА? (4).
- Слог ДРУ. Показываю цифру 3. Произнесите.
- Слог БРО. Показываю цифру 1.
- Слог РАР. Показываю цифру 5.
- Слог РУР. Показываю цифру 2.
- Произнесите слог ТРА вместе.
Индивидуальная работа.
8. Физ. пауза:
Логопед.
- Устали? (Да).
- Да, в слогах звук [р] произносить сложно. Но вы неплохо справились с этим заданием. Очень старались.
- А теперь мы немного отдохнём. Вставайте. Вы как фокусники будете превращать большие предметы в маленькие. Давайте попробуем.
- Поиграем в игру с мячом «Большой-маленький». Я назову слово, которое обозначает большой предмет, а вы превратите его в маленький предмет, например: воробей-воробушек. (Ведро-, крыльцо-, морковь-, перо-, корабль).
- Кому брошу мяч, тот и называет маленький предмет. (Оценка речи детей в ходе игры).
- Понравилась игра? (Да).
- Сыграем ещё в одну игру? (Да). Она называется «Один-много». Я называю один предмет, а вы мне много, например: роза - розы. (Ромашка, робот, ворона, карандаш, мухомор, шар).
9. Развитие фонематического слуха:
Логопед. Во время представления громко играет цирковой оркестр.
- Назовите музыкальные инструменты, в названии которых есть звук [Р] : флейта, барабан, гитара, балалайка, труба, пианино, тромбон, гармошка, рояль.
- Вы правильно выбрали инструменты. Но кто же на них играет?
- Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик).
- На трубе? (Трубач). На гармошке? (Гармонист). На гитаре? (Гитарист).
10. Развитие звукового анализа:
Логопед. Представление продолжается. На арену выходит Львёнок Рыжик. Рыжик умеет определять положение звука [р] в словах: в начале, в середине, в конце.
- Юля, ты будешь выполнять роль Рыжика, а ты Филипп - роль дрессировщика.
Ты будешь показывать картинку, а Рыжик будет определять на каком месте находится звук [р]. Если звук [р] в начале слова Рыжик встанет на первую тумбу, если в середине - на вторую, а если в конце слова - на третью тумбу.
- Теперь поменяйтесь ролями.
- Дрессировщица показывай картинку Рыжику, произнеси слово так, чтобы узнать, где находится звук [р].
Индивидуальная работа с Филиппом.
10. Закрепление произношения звука в предложениях:
Логопед. На арене выступает дрессированный тюлень.
- С какими предметами он выступает? (Тюлень выступает с разноцветными кольцами).
- Теперь выберете по 2 кольца.
- Юля, назови свои картинки.
- А у тебя Филипп, что нарисовано на картинках?
- Вам нужно с каждой картинкой составить предложение, но при этом не забывать выделять звук [р].Оценка ответов детей.
11. Закрепление звука в самостоятельной речи:
Логопед. Представление заканчивается. Артисты выходят на арену, чтобы попрощаться с вами. Им понравилось, как вы произносили звук [р] в слогах, словах и предложениях. Они дарят за вашу работу подарки. Эти шары.
- Тебе, Юля, оранжевый, Филиппу - красный.
- Теперь вместе с артистами порадуемся и произнесём весё лые чистоговорки:
Ра-Ра-Ра - радуется детвора!
Ры-Ры-Ры - шары в руках у детворы.
Ру-Ру-Ру - в цирке тигры, кенгуру,
Ра-Ра-Ра - до свидания, детвора!
Ра-Ра-Ра - артистам отдыхать пора.
- Скажем артистам «До свидания».
12. Итог занятия :
- Вам понравились весёлые чистоговорки? (Да).
- Я перепишу их в ваши тетради, и вы поупражняетесь в произношении звука [р] в этих чистоговорках. Придумайте дома по 3 слова, чтобы в этих словах звук находился в одном слове - в начале, во 2-ом - в середине, а в 3-ем - в конце. Молодцы. Хорошо занимались.