Получи документы

Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) «Вместе с кошкой Муркой»

Вера Мальцева
Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) «Вместе с кошкой Муркой»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

(подготовительная группа)

«Вместе с кошкой Муркой”

Тема: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в словах, предложениях, скороговорках.

Коррекционно-образовательные задачи.

1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

2. Закрепление знаний и представлений детей о домашних животных

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) „Вместе с кошкой Муркой“» размещена в разделах

3. Уточнение и активизация словарного запаса детей по теме «Домашние животные»; словарная работа - «хлев», «скот».

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Закрепление правильного звукопроизношения «Р» в словах, предложениях и стихах;

2. Развитие фонематического восприятия, голоса.

3. Закрепление навыка звукового анализа слова.

4. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;

5. Развитие зрительного внимания и восприятия;

6. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;

7. Развитие лексико-грамматического строя речи при словоизменении.

Воспитательные задачи.

1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство товарищества;

2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям.

Методы и приемы.

1. Использование ИКТ (презентация «Веселый котенок»)

2. Поиск путей разрешения проблемной ситуации.

3. Дидактические игры: «Собери игрушки», «Поиграй-ка» (работа со схемами)

4. Использование чистоговорок, скороговорок.

5. Работа с трафаретами «Домашние животные».

6. Индивидуальная работа при проговаривании чистоговорок, скороговорок, выполнении задания «Поиграй-ка».

7. Дифференцированный подход (дополнительное задание той команде детей, которая быстрее справилась с заданием изменить слово по схеме.

Интеграция образовательных областей:

1. «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым, развитие фонетико-фонематической системы языка, грамматического строя речи;

2. «Социализация»- развитие игровой деятельности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, активности, инициативности;

3. «Физическая культура» – накопление двигательного опыта, развитие координации движений;

4. «Познание» - расширение и уточнение представлений о домашних животных.

5. «Музыка» - приобщение к музыкальному искусству (пение).

6. «Художественное творчество»- коллективная работа «Веселые соседи и верные друзья», работа с трафаретами.

Виды детской деятельности:

1. двигательная;

2. игровая;

3. коммуникативная;

4. продуктивная.

Технологии:

1. Здоровьесберегающие –

• биоэнергопластика (сопряженные движения языка и пальцев рук);

• кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия через смену положений рук);

• самомассаж лица;

логоритмическое упражнение «Уселась кошка на окошко»;

• зрительная гимнастика по Э. С. Аветисову «Веселый котенок»;

• пальчиковая гимнастика и массаж (Су-джок)

2. Социо-игровая технология –

• игровой метод «Игры с кошкой Муркой»;

• деление на группы при выполнении задания;

• смена видов деятельности, мизансцен;

• смена темпа и ритма выполнения задания.

Оборудование.

Компьютер, мольберт, предметные картинки в названии которых есть звук «Р» (радуга, рыба, карандаш, морковь, забор, топор и т. д., мешочек, бантики двух цветов, дидактическая игра «Поиграй-ка» (схемы, дидактическая игра «Бочонки», трафареты по теме «Домашние животные», песочные часы, карточка «Ножницы- собака-лошадка», массажные шарики и колечки (Су-Джок,

Предварительная работа:

1. Постановка звука «Р» и его автоматизация в свободной речи детей;

2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Вот как шарик я катаю.».

3. Разучивание с детьми стихов, скороговорок, используя мнемотехнику;

4. Развитие лексико-грамматической основы речи через дидактические игры.

Ход.

I. Орг мом. (на ковре)

Логопед :

Раз, два. Раз, два – на занятие пора. Хлопки по ногам на каждый счет

Раз, два, три. Раз, два, три. Хлопки в ладоши.

Слушай, думай и смотри. Указательный жест, направленный на уши, голову, глаза.

На вопросы отвечай, хорошо запоминай! Правая рука поддерживает локоть левой руки, указательный палец которой направлен вверх. Затем смена положений рук.

Логопед и дети садятся на ковер.

II. Основная часть.

Логопед : Сегодня мы продолжим учиться правильно и красиво говорить звук «Р». Давайте подготовимся к занятию.

А) Самомассаж

«Грабельки» - погладим лоб, чтобы голова хорошо думала.

«Вилочки» - разотрем уши, чтобы хорошо слышать.

Логопед : Поиграем с руками и пальцами, чтобы быть умными.

Б) Кинезиологические упражнения.

«Фонарики»

«Кулак, ладонь, ребро»

«Ножницы, собака, лошадка»

Логопед : Посмотрите на карточку. Какая фигура лишняя? Почему?

Примерные ответы детей : На карточке лишние «ножницы». «Ножницы – это инструмент, а кошка и собака – домашние животные.

В) Работа с карточками- символами.

Логопед : Молодцы! Подберите карточки – символы к словам «Домашние животные».

Дети выбирают карточки – символы.

Логопед : Почему вы выбрали эти карточки?

Примерные ответы детей : Это животные, а не человек и птица. Это животные, которые живут рядом с домом или в доме человека, а не в лесу.

Г) Активизация словаря. Словарная работа.

Логопед : Назовите домашних животных. Возьмите массажные колечки - колечко па пальчик надевай, домашних животных вспоминай. Начнем с большого пальца правой руки.

Дети выполняют массаж каждого пальчика обеих рук с помощью массажного кольца Су-Джок, называют домашних животных.

Логопед : Молодцы!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы к доске идем играть Чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам.

Дети подходят к доске.

Логопед : Посмотрите на картинки. Назовите одним словом. Одна картинка лишняя? Почему?

Примерные ответы детей : Это домашние животные. Кошка – лишняя, потому что она живет в доме человека. А корова лошадь и свинья - рядом с домом человека.

Логопед : Человек ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, свинью) в теплом хлеву. Хлев – это дом, для домашних животных, построенный человеком. Кошка же живет в теплом доме хозяина.

Мы сегодня поиграем с кошкой Муркой.

Дети садятся за столы.

Д) Биоэнергопластика.

№ Текст Движения языка Движения кисти руки

1 Стоит в поле теремок «Крыша».

Широкий кончик языка на верхней губе Кисти обеих рук - «крыша домика»

2 На дверях висит замок Губы крепко сжаты Пальцы обеих рук переплетены

3 Как бы в терем нам войти и хозяина найти. «Ступеньки».

Широкий кончик языка сначала на верхней губе, затем на верхних передних зубах, затем за зубами.

Широкий кончик языка «стучит» за верхними передними зубами – д-д-д; Повторение движений языка кистью руки.

4 Нажимаем на звонок и вступаем на порог. Произнесение звукосочетания ДРРРРР с приоткрытым ртом. Контроль за положением языка. Имитация движения «Нажать на звонок»

Самомассаж «Нас встречает кошка».

1 Вот с такими вот усами Поглаживание щек.

2 Вот с такими вот ресницами Поглаживание лба.

3 Вот с такой красивой, пушистой грудкой. Поглаживание шеи.

Биоэнергопластика

№ Текст Движения языка Движения кисти руки

5 Кошка прыгала, скакала, «Часики»

Движения языка вправо-влево.

«Качели»

Движения языка вверх до верхней губы, вниз- до нижней губы Движение кисти руки вправо-влево.

Движение кисти руки вверх-вниз.

6 Пыль повсюду поднимала, «Парашютик»

Широкий кончик языка на верхней губе, сильно выдохнуть через рот так, чтобы ватка, лежащая на кончика носа влетела вверх.

7 В прятки весело играла. «Змейка»

Рот открыт, язык выдвигается вперед, «прячется» во рту Движение пальцев руки вперед, назад

8 Очень кошечка устала «Блинчик»

Широкий язык удерживается на нижней губе под счет до 5-10

9 Покормим нашу кошку,

Нальем молока ей в плошку. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет до 5-10 Удержание округленной кисти руки.

10 Кошечка лакает,

Ни капельки не проливает. «Кошка лакает молоко»

Логопед : Вот поела наша кошка, замурлыкала немножко, то громко, то тихо: муррр-муррр-муррр.

Е) Уточнение правильного произнесения звука «Р».

Логопед : Назовите последний звук в слове «Мурр». Очень любит кошка Мурка звук «Р». С этим звуком у нее получаются ласковые и добрые песенки. Расскажите, какой это звук? Как правильно его произносить?

Примерные ответы детей : Звук «Р» - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Чтобы правильно произнести звук надо приоткрыть рот, улыбнуться, язык поднять вверх и сильно подуть, чтобы кончик языка «задрожал».

Дети рисуют на доске модель артикуляции звука «Р».

Ж) Произнесение звука «Р» в слогах.

Логопед : Споем вместе с кошкой Муркой ее песенки.

Упражнение «Пальчики здороваются».

мур-мар-мыр- мур

мра-мро-мру-мры

Упражнение «Пальчики целуются»

рма-рму-рмы-рмо-рма

З) Гимнастика для глаз по Э. С. Аветисову

Логопед : Очень любит кошка играть

Всюду бегать и скакать.

Дети подходят к компьютеру.

Следите глазами за кошкой.

И) Дидактическая игра «Разложи по коробочкам»

Логопед : Разыгралась наша кошка, разбросала по ковру картинки. Ребята помогите навести порядок. Картинки, в названии которых звук «Р» - первый, положите в красную коробочку, картинки, в названии которых звук «Р» посередине – в зеленую, картинки, в названии которых звук «Р» последний – в синюю коробочку.

Примерные ответы детей : Это «Помидор», звук «Р» в слове «помидор» последний, кладу картинку в синюю коробочку и т. д.

К) Физкультминутка.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть Имитация движения

Посмотрим на нее немножко

«Бинокль» поднести к глазам.

Ее движения можно повторить

Руки в стороны.

Раз-два, три – а ну-ка повтори

Три-четыре – пять повтори опять.

Повторение движений

Запрыгала вдруг наша кошка, Прыжки на двух ногах

И стала хвостиком махать.

Повороты туловища вправо-влево

Посмотрим на нее немножко.

«Бинокль» поднести к глазам.

Ее движения можно повторять Руки в стороны.

Раз-два, три – а ну-ка повтори

Три-четыре – пять повтори опять. Повторение движений

Л) Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Логопед : Заскучала Мурка. Ей не весело без друзей. Друзья кошки - домашние животные, в названии которых есть звук «Р». Подойдите к столу, найдите друзей для кошки. Почему вы выбрали этих животных?

Дети выбирают домашних животных по силуэту - трафарету.

Примерные ответы детей : Я выбрала для кошки Мурки друга. Это корова. В слове «корова» есть звук «Р».

Логопед : Кошка Мурка хочет узнать о своих друзьях.

Логопед : Для выполнения задания вам нужно объединиться в команды. В мешочке бантики зеленого и белого цвета. Те, кто вытянет бантики зеленого цвета, возьмут зеленые «дорожки» со схемами, а те, кто вытянет бантики белого цвета - белые «дорожки» со схемами.

Зеленые «дорожки» помогут вам рассказать о семье выбранного вами домашнего животного. Белые «дорожки» - помогут вам поиграть со словом - названием выбранного вами животного.

В команде все должны помогать друг другу, подсказывать.

Дети достают бантики, выбирают «дорожки», объединяются в команды, совместно готовятся к ответам.

Примерные ответы детей :

Белая «дорожка» У меня баран. Много – это бараны. Нет барана. Ласково – барашек. У барана мордочка – баранья, хвостик – бараний, ножки - бараньи.

Зеленая «дорожка». У меня кролик. Кроличья семейка – папа - кролик, мама- крольчиха, ребенок - крольчонок, дети- крольчата.

Логопед : Молодцы! Кошка Мурка приглашает друзей к себе в гости- поиграть. Нарисуйте друзей животных во дворе у домика кошки. Сделайте это красиво, аккуратно и быстро, пока бежит песок в песочных часах.

Дети рисуют с помощью трафарета животных около домика кошки на листе ватмана.

Логопед : Кто пришел в гости к кошке Мурке?

Примерные ответы детей : К кошке Мурке пришел в гости баран (кролик, корова, поросенок)

Логопед : Вот теперь нашей Мурке весело! Давайте расскажем для Мурки и ее гостей наши скороговорки.

Примерные ответы детей :

Вот какой коташка, круглая мордашка,

А на каждой лапке коготки-царапки.

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота

Отыщи-ка там кота.

Логопед : Молодцы! Какой звук мы старались произносить красиво и правильно?

Примерные ответы детей : Звук «Р».

Логопед : Чтобы домашние животные стали красивыми на картинке мы раскрасим их на следующем занятии.

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) «Вместе с кошкой Муркой»
Опубликовано: 6 июня 2013 в 06:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) «Вместе с кошкой Муркой»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Мальцева (УИ 109103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД