Светлана Заруба
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Зима. Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности по развитию речи.
ТЕМА: «Зима. Дикие животные зимой».
Коррекционно – образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок-, - енок-, -ат-, - ят-. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшей группы „Зима, Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, логического мышления, памяти.
Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мнемотаблицы для составления рассказа о волке, лисе, зайце, белке, медведе, разрезные картинки с изображениями диких животных; предметные картинки с изображениями жилищ диких животных: дупло, логово, берлога, нора, куст. Мешочек с фигурками диких животных, альбом «Живая природа. В мире животных». Игра «Кто что ест?», игра «Кто у кого?», контейнеры с разноцветными фишками. Магнитная доска, комплекты магнитов. Контейнер с горохом.
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных зимой. Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где при входе на полу лежит клубочек.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите у нас в гостях сегодня колобок, он хочет с нами поиграть и пригласить к себе в гости. Поиграть хотите, дети?
Дети. Да, хотим!
Логопед. Я соединю всех вас одной нитью, а клубочек отдам Данилу. Наматываю нить обратно и обращаюсь к нему очень ласково: «Данил, рада тебя видеть». Скажи так же Диане.
Дети передают клубок, сматывая нить и проговаривая ласковые имена. Клубок привел детей к контейнеру с горохом. В контейнере спрятаны игрушки диких животных.
Логопед. Присядьте на корточки рядом с контейнером, опустите в него руки и найдите по одному предмету.
Дети выполняют задание.
Логопед. Что вы нашли?
Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка.
Логопед. Кто это?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Логопед. О ком мы будем говорить на занятии?
Дети. Мы будем говорить на занятии о диких животных, об их жизни зимой.
Повторение пройденного. Расширение словаря образование притяжательных прилагательных.
2. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
На столе лежат предметные картинки с изображением жилья для животных. Дети должны «заселить» животное в соответствующее жилище.
Дети выполняют задание.
Логопед. Сейчас я буду показывать картинки и задавать вам вопросы, чье жилье? Чьи части тела?
Логопед. Чья нора (дупло, берлога, куст, логово?
Чья голова (хвост, уши, лапы?
3. Динамическая пауза «Повадки животных».
Дети прыгают, как зайцы; ходят, как медведи; заметают следы хвостом, как лиса; скалят зубы, как волк; грызут орехи, как белки.
4. Упражнение «Самый внимательный». (Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия.
Логопед. А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [ в].
Ребенок. Это волк.
Логопед. Верно, Данил. Ты сегодня самый внимательный. А теперь определите место звука [ в] в слове волк.
Дети. Звук [в ] стоит в начале слова.
5. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках - по
Есть нора – надежный дом. одному пальцу на каждое двустишие.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то
Всем тепло, уютно в нем. Ударяют кулачками друг о друга.
6. Игра «Разноцветные квадраты». (Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие зрительного восприятия и внимания).
Логопед помещает на магнитную доску картину «Дикие животные», ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.
Логопед. Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, рысь, заяц, белка, еж, волк, лось, медведь.
Логопед. Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения: один слог – желтыми квадратами, два слога – зелеными, если в слове три слога – синими.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
Логопед. Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?
Дети. Не было слов, в которых три слога.
Логопед. Верно. Отлично.
7. Упражнение с мячом «У кого кто?», «Кто что ест?» (Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок-, -енок-, -ат-, - ят-.).
Логопед. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и чем они питаются, а потом возвращать мяч мне.
Логопед. Волк.
Дети. Волчонок, волчата. Волк питается мясом, охотится за мышами, зайцами, он хищник.
Дети выполняют задание. Лиса, заяц, лось, медведь, белка.
8. Изучение нового. Коллективное составление плана рассказа по схеме. Обучение составлению связного последовательного высказывания с использованием мнемотаблицы, служащей зрительным планом изложения.
9. Составление рассказов – описаний о диком животном по схеме.
(Актуализация словаря по теме: «Дикие животные». Развитие связной речи, творческого воображения).
Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на свои мнемотаблицы, составляют рассказ о диком животном.
Примерный рассказ о волке:
1. Волк - дикое животное. Он живет в лесу.
2. Волк устраивает свое жилище в логове.
3. У волка есть острые зубы, длинный хвост, сильные лапы, острые уши.
4. Тело волка покрыто серой густой шерстью.
5. Волк – хищное животное. Он питается мясом.
6. У волка есть волчата.
7. Волк боится человека.
8. Волк – санитар леса. Он уничтожает слабых, больных животных.
10. Окончание занятия. (Оценка работы ребенка).
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.