Наталия Мельник
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы «Зимние истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
для детей старшей группы
Тема: «Зимние истории».
Программное содержание: обобщать, уточнять и активизировать словарный запас по теме "Зима"; совершенствовать общие речевые навыки (продолжать работу по воспитанию правильного речевого дыхания); упражнять в выделении гласных из ряда звуков; продолжать учить образовывать относительные прилагательные, составлять предложения из пяти и более слов; развивать воображение, память, внимание, мышление; воспитывать личностные качества (выдержку, усидчивость, уважение друг к другу); прививать любовь к живому.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшей группы „Зимние истории“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Необходимый материал: предметные и сюжетные картинки по теме "Зима"; сюжетная картинка к игре «Сборы на прогулку»; паучок (картинка и игрушки); две картинки с веточками ели и сосны, разделенные на шесть частей; два конверта; клубочки с изображениями снежинки, огня, снеговика, сосульки; ватные комочки и сигнальные карточки красного цвета, по количеству детей.
Словарная работа: зима, основные признаки зимы, снежный ком, снежок, снежинка, сосулька, снеговик, огонь, виды одежды, зимующие птицы – снегирь, зимняя одежда, еловая, еловые, сосновая, сосновые, красногрудый, гласные звуки.
Ход занятия
I. Орг. момент. Загадка. Развитие логического мышления.
Наступили холода. Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает?
- О каком времени года будем говорить?
II. Игра «Паучок». Развитие мышления, фразовой речи.
- Ребята, к нам в гости пришел паучок. Он не знает, что такое зима, потому что он зимой спит. Давайте расскажем, что бывает зимой и что зимой можно делать?
- Вы будете говорить, а я составлять паутинку из полосок.
(Дети составляют предложения).
- Посмотрите, какая у нас получилась интересная паутинка, я думаю, нашему паучку новый домик понравится.
III. Игра «Что лишнее?» Развитие слухового внимания, речевого слуха.
- Паучок очень любит играть. Он принес с собой разноцветные клубочки с картинками и предлагает вам с ним поиграть.
(На доску выставляются клубочки с картинками: снежинка, огонь, снеговик, сосулька).
- Угадайте, какая картинка лишняя? (Огонь).
- Почему? (Огонь горячий, а снежинка, снеговик, сосулька - холодные).
IV. Работа над речевым дыханием «Согреем паучка».
- Ребята, посмотрите, наш паучок замерз, давайте его согреем.
Дети берут в руки «паучка» и «согревают» его со звуком «х-х–х».
- А теперь согреемся сами.
V. Физкультминутка.
Я мороза не боюсь, (повороты головы в стороны)
С ним я крепко подружусь. («обнять себя»)
Подойдет ко мне мороз, (ходьба на месте)
Тронет ручки, тронет нос. (показать)
Значит надо не зевать, (хлопки в ладоши)
Прыгать, бегать и скакать. (прыжки на месте)
VI. Игра «Сборы на прогулку». Развитие логического мышления, внимания, памяти, фразовой речи.
- Правильно. Зима, действительно холодное время года. Ребята, а что нас спасает зимой от холода?
- Это Таня и Ваня. Они собираются на прогулку. Скажите, что дети наденут на голову, руки, ноги, шею, тело? Например, Таня на ноги наденет сапожки. И т. д.
(Дети составляют предложения по образцу).
-Теперь Таня и Ваня не замерзнут! На них теплая зимняя одежда!
VII. Игра «Сначала собери, потом назови». Развитие целостного восприятия, образование относительных прилагательных.
- Таня и Ваня сфотографировали на прогулке очень интересные веточки и хотят узнать, знаете ли вы с каких деревьев эти веточки. Но вначале они предлагают вам их собрать из маленьких кусочков (пазлы). Девочки собирают Танину веточку (еловую), мальчики – Ванину (сосновую веточку).
- Как называется веточка, которую сфотографировала Таня? А как называется веточка, которую сфотографировал Ваня?
- Как называются шишки, которые растут на ели? Как называются шишки, которые растут на сосне?
VIII. Пальчиковая гимнастика. Координация речи с движением, развитие воображения.
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)
И …. сломаем. (топают)
IX. Упражнение «Прокати снежный ком». Воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.
Логопед предлагает детям встать и дает каждому по комочку ваты, которую располагают на уровне рта на расстоянии не более 10 см.
- Сделайте вдох носом и подуйте на «снежок», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой (3-4 раза).
X. Упражнение «Подними красную фишку». Развитие фонематического слуха. Выделение гласных из ряда звуков.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это … (снегири).
- Какого цвета грудка у снегиря? Красная грудка – значит снегирь, какой? (Красногрудый)
- Какие звуки, мы обозначаем красным цветом? (Гласные)
- Сейчас я буду петь разные звуки, а вы будете поднимать красные фишки, когда услышите гласный звук. Слушайте внимательно.
XI. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
- Давайте вспомним, кто к нам приходил в гости? О каком времени года мы ему рассказывали? В какие игры играли?