Татьяна Вишнякова
«По страницам волшебной зимней книги». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений.
▼ Скачать + Заказать документы
«По страницам волшебной зимней книги».
Программное содержание :
• Закреплять знания детей о жизни диких животных зимой в лесу; какая погода зимой.
• Познакомить с особенностями приспособления зайца к жизни зимой в лесу.
• Развить речевую активность; умение развернуто отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ о зайце.
• Активизировать в речи детей описательные прилагательные, противоположные по смыслу слова.
• Обогащать словарный запас детей новой лексикой : библиотека, боязливый, трусливый, звери, дикие.
Публикация «„По страницам волшебной зимней книги“, Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений,» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Развивать координацию движений с речью, наблюдательность, память, внимание, мышление.
• Вызвать интерес к жизни диких животных в лесу, чуткое отношение к ним.
Оборудование:
Подборка книг о зиме, специально изготовленная большая рисованная книга; Плоскостные фигурки диких животных, плюшевая игрушка заяц.
Силуэты животных для раскрашивания.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель: – Ребята, я хочу вас познакомить с библиотекой нашего детского сада. Вы знаете, что такое библиотека?
Библиотека – это место, где можно на время взять книгу для чтения или рассматривания иллюстраций.
Но сегодня я хочу обратить внимание на эту полку. Посмотрите на обложки книг. Как вы думаете, о каком времени года эти книги (ответы детей).
Воспитатель: – Обратите внимание на большую книгу. Я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по страницам «Волшебной зимней книге».
(поставить книгу на мольберт, предложить детям присесть на стулья)
2. Основная часть.
Воспитатель: - Итак, я открываю первую страницу этой книги, она называется «Лесная страница».
- Посмотрите внимательно и скажите, какое время года в лесу нарисовал художник? (ответы детей)
- Как вы узнали, что это зима? ( примерные ответы детей: большие, белые, глубокие, снежные сугробы; деревья голые и в снегу; идет белый, пушистый, мягкий снег).
Воспитатель включает аудиозапись вьюги, предлагает послушать и ответить на вопросы:
- Какая погода зимой? (морозная, вьюжная, ветреная, холодная, снежная)
- Как завывает зимняя вьюга? (упр-ие на звукоподражание у-у-у)
- Вы так подули, что стало холодно. Давайте согреемся! («Греем руки»- упр-ие на дыхание).
Воспитатель: - Посмотрите, здесь есть следы. Пойдемте по этим следам и посмотрим, что на следующей странице.
(идут по следам, переворачивают страницу)
Воспитатель: Ребята, это «Грустная страница».
- Посмотрите, какая грустная картина – всех животных художник нарисовал
черной краской и никто друг от друга не отличается.
Я предлагаю вам помочь художнику, и «раскрасить» животных (дети выбирают цветные фигурки животных и прикрепляют их к черным силуэтам на странице).
Воспитатель задает каждому ребенку вопрос: «- Какое животное у тебя, куда ты его приклеишь?».
После выполнения задания воспитатель беседует с детьми.
- Теперь наша страница стала веселой.
- Какие животные появились здесь? (ответы детей)
- Как мы назовем одним словом этих животных? (дикие)
- Почему дикие? (живут в лесу, никто за ними не ухаживает, сами добывают себе пищу, боятся людей)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Каждый знает».
Вова, знает- кто рогатым бывает?
…., знает- кто злым, и голодным бывает?
Все мы знаем- кто зимою спящим бывает?
…., знает- кто колючим бывает?
…., знает- кто хитрой и рыжей бывает?
Все мы знаем – кто в дупле проживает?
Каждый знает кто белым бывает?
(ответы детей)
- Ребята, а зайца-то тут нет! Он, наверное, кого-то испугался и спрятался.
Воспитатель: – А вы хотите увидеть зайца?
Закройте свои глазки.
(воспитатель переворачивает страницу)
- Откройте глаза. Эта страница не простая, она живая.
Сюрпризный момент: появляется игрушечный заяц.
Воспитатель: - Посмотрите, наш заяц совсем один здесь. Ему страшно и грустно.
- Давайте его развеселим, покажем ему, как мы умеем прыгать.
Динамическая пауза: «Зайчики» (дети выходят на стилизованную полянку)
- Девочки и мальчики, представьте, что вы зайчики!
Дети выполняют упражнение на координацию речи с движением.
Зайка белый скачет ловко
В лапках у него морковка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Сюрпризный момент: из-за ширмы появляется игрушечный заяц.
- Ребята, заяц со страницы ожил и хочет нам что-то рассказать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
(рассказ зайца о том «Почему все зайцы зимой белые»)
Беседа по вопросам.
Воспитатель: - Посмотрите на зайца внимательно, потрогайте, погладьте его.
- Какой он?
- Какая у него шерсть?
- Какие уши?
- Хвост?
- Какие передние лапы? Задние?
- Для чего зайцу такие большие, сильные задние лапы?
- Какие у зайца глаза? А, вы знаете, что заяц спит с открытыми глазами? Как вы думаете, почему? (чтобы быстро заметить врага).
- Правда ли говорят, что заяц трусливый? Как еще его можно назвать (ответы детей)
- Чем питается заяц зимой?
- Есть ли у него дом?
- Где же он спит?
Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте мой рассказ о зайце.
Заяц- маленькое, дикое животное. Шерсть у зайца зимой белая, мягкая, пушистая, теплая. Уши длинные, а хвост короткий. Передние лапы короткие, а задние длинные, сильные, быстрые. Такие лапы ему нужны, чтобы быстро прыгать и убегать от врагов. Глаза, как черные маленькие пуговки. Зимой заяц питается мелкими ветками, корой деревьев. Живет заяц в лесу, дома у него нет. Он спит в ямке, под кустом или в сугробе снега. Зайца называют трусливым, пугливым, боязливым.
Воспитатель: -Ребята, а вы хотите рассказать о зайце? (дети по желанию рассказывают о зайце то, что узнали и запомнили.
- Наверное, зайцу пора домой. Давайте его отпустим!
- А мы вернемся к нашей волшебной зимней книге и посмотрим ее дальше, но для этого нам надо перепрыгнуть на следующую страницу.
(дети вместе делают один прыжок вперед, а в это время воспитатель переворачивает страницу).
Воспитатель: - Ребята, первая страница книги была очень грустная, а эта страница наоборот, веселая, она предлагает нам поиграть в игру «Путаница».
- Посмотрите, что случилось с животными?
- Художник все нарисовал неправильно?
Воспитатель предлагает детям закончить начатое предложение (для этого используется словесная игра «Не, а…», каждому ребенку необходимо закончить свое предложение.)
- Вова, медведь зимой не бродит, а (спит).
-, у зимой шерсть не серая, а (белая).
-, у волка уши не длинные, а (короткие).
-, белка живет не в берлоге, а (в дупле).
-,у лисы хвост не короткий, а (длинный).
-, еж зимой не ходит, а (спит).
Воспитатель: Молодцы, теперь мы все исправили?
Мы помогли нашему художнику и животным.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Закончились страницы в нашей книге, а значит, и путешествие наше подошло к концу
Воспитатель задает детям вопросы:
- Ребята, что вы видели? О ком нам рассказала «Волшебная зимняя книга»? (дети свободно высказываются)
- Посмотрите, ребята, а обложка- то с сюрпризом. Это художник, за то, что мы ему помогли, дал нам фигуры диких животных – надо дома разукрасить их.
- А книгу вы хотите оставить в библиотеке, или взять в группу на время, чтобы еще раз ее рассмотреть? (ответы детей)
Дети уносят книгу в группу.