Ирина Трубина
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
I. Документальная часть занятия
Дата: 03.03.2014 г.
Время: 9-00-9-30
Продолжительность занятия : 30 минут
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Тип занятия : фронтальное логопедическое занятие
Вид занятия : занятие по обучению грамоте
Тема: «Занятие № __ Знакомство с буквой Г»
Цель: Познакомить детей с буквой Г.
Задачи:
-сформировать звуко-буквенную связь;
-сформировать целостное восприятие буквы Г;
-научить узнавать букву Г в ряду контрастных и близких букв, среди правильно и неправильно изображенных букв;
-научить конструировать букву Г из элементов, дописывать букву на бумаге, прописывать букву Г на материале песка, в воздухе;
- научить составлять слова из слогов с буквой Г;
- сформировать ориентировку в схеме собственного тела, в пространстве.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
Методы и приемы:
-Наглядный (пособия, картинки);
-Словесный (совместная речевая деятельность);
-Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, дидактические игры);
-Практический (моделирование, конструирование, выполнение заданий, упражнений).
Оборудование: кукла на руку «Габа», газета, сложенная в виде буквы Г, карточки для индивидуальной работы, разрезные картинки с буквой Г, пособие «Узор из букв», картинки-символы, предметные картинки, сюжетная картина, пособие «Домик», «Кубики Зайцева», карточки с буквами, карандаши, стол для рисования песком.
Лингвистический материал: стихи, слова на звук [Г].
Организационная форма занятия : групповая.
Место проведения: кабинет логопеда в детском саду.
II. Процессуальная часть занятия
Организационный момент.
Логопед : ребята, давайте поприветствуем друг друга рукопожатием: правой рукой пожмите соседу правую руку. А теперь левой рукой пожмите левую руку. Молодцы!
Основная часть.
Логопед : - Кто стучится к нам в кабинет? (появляется кукла на руку «Габа» с газетой, сложенной в виде буквы Г. Логопед управляет куклой, имитируя артикуляцию, мимику, жесты, движения куклы).
Габа: - Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Габа! Я очень люблю читать газеты. Сегодня мне пришла необычная газета с интересными заданиями и играми. Хотите поиграть вместе со мной?
Логопед : - Ребята, как вы думаете, почему Габе так нравятся газеты? Скажите, какой первый звук в слове «Габа», в слове «Газета»? Почему Габа так странно свернула газету? (в форме буквы Г). Какие звуки обозначает буква Г?
Габа, ты поможешь нам с ребятами познакомиться с твоей любимой буквой Г?
Габа: - Да, конечно! Говорю я вам друзья,
Без буквы Г никак нельзя,
Гвоздик, гномик и грибок,
Знать буквы надо на зубок!
(Габа достает из газеты сюжетную картинку с изображением предметов, в названиях которых есть звук [Г]). - Ребята, посмотрите: в газете фотография моих друзей! Найдите на ней предметы, в названиях которых есть звук [Г].
Габа: - Ребята, на что похожа буква Г? (достает из газеты картинки-символы буквы Г, читает стихи о букве Г) :
Буква Г - как кран огромный,
Груз поднимет многотонный.
Перед нами буква Г
Стоит, подобно кочерге!
Логопед : -Что такое кочерга? Для чего она нужна? (Логопед поясняет лексическое значение слова)
-А на этой картинке кто похож на букву Г? (гусеница)
Гусеница на листке
Напоминает букву Г.
Гусь гогочет букве «Г» :
-Я почти родня тебе;
Шею длинную имею,
Букву «Г» писать умею.
Логопед : -Ребята, посмотрите, куда повернул голову гусь? Верхний элемент буквы Г смотрит вбок (вправо).
Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.
Логопед : -Давайте изобразим руками гуся. Изогнем руку вправо, покажем, как гусь открывает и закрывает клюв.
Продолжение основной части.
Конструирование буквы Г из разрезных картинок, палочек. Анализ элементов.
Габа: - Ребята, посмотрите, из газеты сбежала буква Г и сломалась! Помогите собрать ее из кусочков.
Логопед : а теперь сложите букву Г из палочек на столе. Сколько палочек понадобилось? Как расположены палочки? (одна вертикально, другая (верхняя) – горизонтально.
Динамическая пауза. Упражнение «Тело-буква»
Габа: - Ребята, изобразите букву Г с помощью своего тела.
Г узнаешь без труда:
Очень горбится всегда!
( дети работают в парах: один изображает букву, второй проверяет правильность выполнения).
Логопед : – в какую сторону вы наклонялись (вытягивали руки?
Продолжение основной части.
Игра «Какая буква выглянула в окошко?» по пособию «Домик»
Габа: - Ребята, в том домике живут разные буквы. Найдите, в каком окошке буква Г? На каком этаже она живет? Справа или слева? Какая буква по ней? Какая буква слева от нее? (далее логопед меняет положение буквы Г и снова предлагает описать местоположение буквы Г относительно других букв)
Узнавание буквы Г среди оптически сходных букв.
Габа: - в моей газете есть интересные задания для ребят! (раздает детям карточки с буквами). -Ребята, найдите буквы Г среди других букв и зачеркните их карандашом:
Г П Н Г Т Г П Т Г Н Г
Узнавание буквы Г среди правильно и неправильно изображенных букв.
Логопед : - Помогите гусеничке выбрать груши - обведите только правильно написанные буквы Г:
Габа: (показывает «Узор из букв») - Посмотрите, какой узор я вырезала! Из каких букв он состоит? (складывает лист бумаги с узором вчетверо и показывает получившуюся букву Г). Найдите в узоре правильно изображенные буквы Г.
Дописывание буквы Г.
Габа: - Ребята, в газете я нашла ошибки! Давайте допишем незаконченные буквы Г:
Прописывание буквы Г в воздухе, на песке.
Логопед : -Ребята, давайте нарисуем букву Г в воздухе правой рукой (для левшей – левой).
А теперь напишем букву Г на песке. Помните. В какую сторону смотрит буква?
Составление слов из слогов на материале пособия «Кубики Зайцева».
Габа: - Ребята, я сложила из кубиков несколько слов, но они рассыпались. Помогите мне собрать эти слова. (на столе кубики со слогами ГУ, СИ, БЫ, ГА, БА. Дети составляют слова ГАБА, ГУСИ, ГУБЫ).
-Какой слог вы использовали дважды? (ГУ). Назовите первый (второй) слог (для каждого слова).
Итог занятия.
Габа: - Ребята, спасибо вам большое за помощь. Мне очень понравилось общаться и играть с вами! А вам понравилось на занятии? Что запомнилось больше всего?
Логопед : -с какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? В какую сторону смотрит буква Г? Назовите слова с буквой Г.
Самоанализ.
На занятии реализованы поставленные цели и задачи. Занятие соответствует этапу обучения детей с ОНР, опора на ведущую игровую деятельность обеспечивает активность детей в ходе занятия и эффективность проведенной работы.