Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»

Татьяна Третьякова
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия с элементами познавательного развития

в подготовительной к школе группе

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 315 г. Челябинска Третьякова Т. Г.

Тема: «Перелетные птицы»

Вид: интегрированное занятие.

Программное содержание:

I. Коррекционно- обучающие задачи:

- обогатить словарь по лексической теме (названия перелетных птиц и их детеныши; способы передвижения птиц и их жилище);

- закрепить навык составления сложноподчиненных предложений с союзными словами (потому что, так как, чтобы);

- научить образовывать притяжательные прилагательные;

- закрепить навык образования приставочных глаголов от слова «летать» (прилетел, залетел, улетел, влетел, облетел, пролетел);

- подготовить к обучению грамоте:

• Составление слов из заданных букв;

• Чтение текста.

II. Коррекционнно- развивающие задачи:

- Развивать словесно-логическое мышление через различные виды работы с текстом (осознанное чтение, последовательный пересказ, составление рассказа от первого лица);

- развивать зрительное восприятие и внимание.

III. Воспитательная задача:

- воспитывать у детей желание принимать участие в сохранении всех видов птиц.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, беседа о птицах, оформление выставки «книжки- малышки» о перелётных птицах Южного Урала, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: мультимедийная система, аудиозапись с пением птиц, фотографии птиц и детенышей, фотография картины Саврасова «Грачи прилетели», соловей, таблички с названиями детенышей, буквы, выставка книг, атрибуты птицы, песочные часы.

Ход занятия:

I. Оргмомент

Звучит музыка, фото «птиц» с экрана.

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Д. : О птицах

- каких птиц вы узнали?

Д. :

-Да, каких только птиц нет на свете!

Скажите, кто зеленою весной вернется с юга в край родной?

Д. : перелетные птицы

II. Основная часть.

1. Расширение словаря названиями способа передвижения птиц.

2. Закрепление навыка составления сложноподчиненных предложений с союзными словами «так как», «чтобы», «потому что».

Показ слайдов.

- Сядет тот, кто назовет перелетных птиц.

- Перелетных птиц очень много, но нам редко удается увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Почему?

Д. : Они улетают в основном ночью: так как безопаснее.

- Во время перелета птицы придерживаются особого порядка. Как летят лебеди?

Д. : клином

- клин лебедей- какой?

Д. : лебединый клин.

- Журавли летят клином- (какой клин)- журавлиный клин.

- гуси летят шеренгой - гусиная шеренга

- Утки летят стаей - утиная стая.

2. Развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления

1 ребенок обводит по контуру у экрана.

- Внимание на экран.

Взял фотограф аппарат, сделал снимки для ребят,

Только снимки все слились, что за птицы? Разберись!

Д. : цапля, сова, ласточка, лебедь

Все птицы появляются на экране.

- Какая птица лишняя?

Д. : сова

- Почему?

Д. : потому что сова- зимующая птица

- А остальные?

Д. : перелетные

- В какое время года возвращаются к нам перелетные птицы?

Д. : весной

- Что делают птицы весной?

Д. : Птицы вьют гнезда

-Для чего птицы вьют и строят гнезда?

Д. : птицы вьют и строят гнезда для того, чтобы выводить птенцов.

3. Развитие грамматического строя речи:

- образование притяжательных прилагательных,

- обогащение словаря названиями перелетных птиц и их детенышами.

Название детенышей выставляются на мольберт.

- Внимание на экран. Кто это?

Д. : соловей

- Где соловей строит свое гнездо?

Д. : Соловей строит свое гнездо в траве.

- Значит, чье гнездо?

Д. : соловьиное гнездо.

-Назовите птенцов соловья?

Д. : соловята

- Кто это?

Д. : журавль

- Где он строит свое гнездо?

Д,: Журавль строит свое гнездо около болота.

- Чье это гнездо?

Д,: журавлиное

- Назовите птенцов?

Д. : Журавлята

Кто это?

Д. : ласточка

- Где строит свое гнездо ласточка?

Д. : Ласточка строит свое гнездо над окном или под крышей дома

- Кто будет жить в ее гнезде

Д. : ласточата.

- Кто это?

Д. : Грач

-Где строит свое гнездо?

Д. : Грач строит свое гнездо на деревьях

- чье гнездо?

Д. : грачиное

- Кто будет там жить?

Д. : грачата

- Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Посмотрите на картину великого русского художника Саврасова «Грачи прилетели». На этой картине видны гнезда грачей. А вы знаете как называется скопление грачиных гнезд?

Д. : Грачевники

- Какая перелетная птица не строит гнезда и не высиживает яиц?

Д. : кукушка

-А где она будет откладывать яйца и выводить птенцов?

Д. : кукушка откладывает яйца в чужие гнезда и не высиживает птенцов.

- как называются птенцы?

Д. : кукушата

- Назовите птицу, дом для которой строят люди?

Д. : скворец

-как называется этот дом?

Д. : скворечник

- Детеныши скворца?

Д. : скворчата.

- Чем питаются птицы?

Д. : насекомыми, червяками, семенами, почками, лягушками, корнями.

- Какую пользу приносят?

Д. : Уничтожают вредных насекомых на полях и огородах.

III. Физминутка на развитие общей и артикуляционной моторики.

- Вокруг себя повернись и в разных птиц ты превратись.

Вот аист идет длинноногий и важный.

(высоко поднимать ноги)

Вот гусь в красных сапожках шагает важно.

(ходьба на носках)

А вот утка маленькими шажками идет и утят за собою ведет. (ходьба на корточках)

Ласточки с лапки на лапку переваливаются.

(туловище наклонено вперед, руки назад)

А тут голодные птенцы ждут своих родителей

Птенчики глотают вкусную еду

Очень вкусно было.

Вокруг себя повернитесь и в детей вы превратитесь.

IV. Употребление приставочных глаголов.

На доске картинка «соловей» + «летать»

- Сели за столы. Как -то раз я наблюдала интересный случай, который произошел с грачем и с КЕМ?

Д. : с соловьем.

- Я буду рассказывать, а вы мне помогайте, меняя слово «летать»

Грач как-то в саду сидел,

Вдруг соловей веселый … (прилетел)

Соловей низко-низко… (пролетел,

А грач поймать его хотел.

Соловей дом спокойно … (облетел)

И тут же снова (улетел).

Грач оглянуться не успел,

Как соловей на крушу (залетел).

Грач лез по лестнице, пыхтел,

А соловей, смеясь, в окно (влетел)

V. Составление слов из заданных букв.

У каждого ребенка по 4 буквы:

АГРЧ, САИТ, АТУК, ОЛЁР

- Составьте слово из этих букв.

ГРАЧ, АИСТ, УТКА, ОРЁЛ

Проверка.

- Некоторые разновидности этих птиц занесены в Красную книгу.

- Что такое Красная книга?

Д. : Эта книга, в которой занесены редкие или исчезающие виды животного и растительного мира.

VI. Развитие связной речи.

- Вы вместе с родителями сделали книжки- малышки о птицах, которые занесены в красную книгу, в том числе о перелетных птицах Южного Урала.

Демонстрация книги и рассказ о птице - 1 ребенок.

- В нашу красную книгу занесем эту птицу.

- Давайте представим, что к нам прилетела). Расскажи о себе.

- Чтение книжки- малышки.

- О ком твой рассказ?

- Почему эта птица занесена в Красную книгу?

Д. : исчезающий вид

- Ребята, как человек может помочь выжить этим птицам?

- Каких птиц мы занесли в нашу Красную книгу?

- С какими новыми словами познакомились?

- Что нового узнали?

- Спасибо за работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «8 Марта — Международный женский день» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять, уточнять, активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в согласовании прилагательных.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 4 октября 2022 в 18:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. День Герба Российской Федерации

 Сегодняшний праздник посвящен официальному символу — гербу Российской Федерации. Герб — особый атрибут, который  подчеркивает независимость и историческую самобытность нации, а также служит отличительным...

30 ноября. Всемирный день домашних животных

Всемирный день домашних животных посвящён преданным «братьям нашим меньшим», которые живут бок о бок с нашими семьями, делая нашу жизнь ярче и приятнее. Любимый питомец спасает от одиночества и грусти,...


Горячие темочки