МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме «Зима»

Наталия Фишер
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме «Зима»

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа : подготовительная к школе группа, дети с ОНР

Тема: «Зима».

Цель: Совершенствование навыков грамматически правильной диалогической и монологической речи через художественно – эстетическое развитие.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме „Зима“» размещена в разделах

Обобщение представлений о зиме. Продолжать учить детей целостно воспринимать образы на картине. Совершенствовать умение четко и правильно излагать литературное произведение (навыки пересказа).

Развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звуковой аналитико-синтетической активности, речевого слуха, мышления, восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание эмоционального отклика на изображения картины, инициативности, самостоятельности.

Предварительная работа:

Наблюдение за зимними изменениями в природе, за тем как меняется цвет снега в зависимости от освещенности. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. Разучивание подвижной игры «Медведь». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» «Детский альбом». Подготовка коллективной работы «Ветки в инее».

Словарная работа: обогащение словаря: преобразился, особняком, пригожи, посеребрила; активизация словаря: пушистый, морозный, рыхлый, мягкий, холодный, игольчатый, мохнатый.

Материалы и оборудование:

Музыкальный центр, диск (пьеса П. Чайковского «Зимнее утро» из его «Детского альбома», диск (звуки зимнего леса, мольберт, картина И. Грабаря «Роскошный иней», рассказ Д. Зуева «Зимний лес», мнемотаблица к рассказу «Зимний лес»; букет из веток, выдержанных в перенасыщенном растворе поваренной соли, контейнеры с фишками для звукового анализа слов (по числу детей).

Ход деятельности

1. Организационный момент.

Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зимнее утро». Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.

Логопед приглашает детей в кабинет, где звучит пьеса П. Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом. На мольберте стоит картина И. Грабаря «Роскошный иней». Рядом с мольбертом на полу находится ваза с букетом из «заснеженных» веток. Пьеса звучит 3-4 минуты, потом логопед выключает музыкальный центр.

Л о г о п е д. Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вы расскажите мне всё, что знаете об этом времени года. Мы рассмотрим картину И. Грабаря «Роскошный иней», будем пересказывать рассказ «зимний лес». А сейчас мне бы хотелось узнать, каким стало ваше настроение, когда вы услышали пьесу П. Чайковского «Зимнее утро», увидели картину И. Грабаря и букет из «заснеженных» веток.

Дети рассказывают о своём настроении.

2. Рассказывание стихов русских поэтов о зимней природе.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Л о г о п е д. Мы с вами выучили много стихов русских поэтов о зиме. Вспомните и расскажите те из них, которые, на ваш взгляд, созвучны настроению этой картины. Старайтесь рассказывать стихи громко, чётко и выразительно.

1-й ребёнок.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Берега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

(А. Пушкин)

2-й ребёнок.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

3-й ребёнок.

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло – синий

По ветвям развешен иней…

(А. Фет)

4-й ребёнок.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С. Есенин)

3. Рассматривание картины И. Грабаря «Роскошный иней».

Л о г о п е д. Что изобразил художник на картине, которую он назвал «Роскошный иней»? Постарайтесь описать деревья, землю, небо.

Д е т и. Художник нарисовал зимний берёзовый лес; деревья, покрытые пушистым инеем. На земле в лесу лежит снег. Небо ясное и высокое. Видно, что это морозный день.

Л о г о п е д. Какие тона преобладают на картине и почему?

Д е т и. Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый.

Л о г о п е д. Мы наблюдали за тем, что снег никогда не бывает чисто белым. Его цвет зависит от освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега. Расскажите о том, какой снег мы видели.

Д е т и. Утром на прогулке мы видели серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днём из окна мы наблюдали золотистый, освещённый ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы идём домой из детского сада, в темноте он кажется синим.

Л о г о п е д. Верно. Вот почему снег и иней на картине Игоря Грабаря не белые. На них играют оттенки всех цветов: голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег и иней на картине? Какой снег?

Д е т и. Рыхлый, голубой, мягкий, холодный.

Л о г о п е д. А иней какой?

Д е т и. Пушистый, мохнатый, игольчатый, холодный.

Л о г о п е д. Что вы можете сказать о берёзках, изображённых на картине?

Д е т и. Берёзки нарядные, праздничные, опущенные инеем, мохнатые, кружевные.

Л о г о п е д. Представьте, что мы с вами оказались на поляне перед берёзками. Что мы увидим, услышим, почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса и подумайте одну минуту.

Педагог вновь включает музыкальный центр (запись звуков зимнего леса) и ионизатор воздуха. Дети рассматривают картину и слушают музыку зимнего леса.

Л о г о п е д. Расскажи о своих ощущениях.

Д е т и. Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щёки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо. Только где-то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы.

Л о г о п е д. А ветер есть?

Д е т и. Ветра нет, поэтому мохнатый иней не осыпается с веток.

Л о г о п е д. Какое у вас настроение при рассматривании этой картины?

Д е т и. Настроение радостное. Нам приятно смотреть на картину.

Физкультурная пауза «Зима».

Координация речи с движением, снятие напряжения.

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и сделать знакомое упражнение.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью –зиму любим мы, любим мы, любим мы.

4. Чтение логопедом рассказа Д. Зуева «Зимний лес».

Л о г о п е д. А теперь я прочитаю вам рассказ, который

по настроению созвучен картине И. Грабаря. Послушайте его.

Зимний лес

Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.

Ясная берёза распустила светлые косы покрытые инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе.

5. Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблиц.

Логопед помещает на мольберт рядом с картиной мнемотаблицу и, задавая вопросы, привлекает внимание детей к соответствующим символам.

Л о г о п е д. Давайте поговорим о том, что вы сейчас услышали. Таблица поможет вам ответить на мои вопросы. С чего начинается рассказ? Как стало в лесу после метели?

Дети. Пробушевала метель, и лес преобразился.

Дети. Стало тихо.

Л о г о п е д. Что значит «преобразился»? Как вы понимаете это слово?

Д е т и. Стал другим, изменился.

Л о г о п е д. Верно. И кого же напомнил автору зимний лес?

Дети. Стоит лес, словно витязь в хвойной кольчуге.

Л о г о п е д. О ком теперь говорит автор?

Дети. Синичка сядет на ветку, а ветка дрогнет.

Л о г о п е д. Как описаны в рассказе крохотные елочки?

Дети. На поляне стоят крохотные елочки. Их занесло снегом. Как они хороши!

Л о г о п е д. Автор говорит, что елочки стоят особняком. Что это значит? Как вы понимаете это слово?

Д е т и. Стоят в стороне, особо.

Л о г о п е д. Елочки хороши и пригожи. Как вы понимаете слово «пригожи»?

Д е т и. Очень красивы.

Л о г о п е д. О каких деревьях говорится дальше? Какие прически у сосен? Что у них на макушках?

Дети. Вьюга украсила прически стройных сосен. На макушках у них пышные шапки снега.

Л о г о п е д. Автор говорит, что вьюга посеребрила прически сосен. Что значит «посеребрила»?

Д е т и. Сделала серебристыми, блестящими.

Л о г о п е д. Как описаны в рассказе березка, светлые косы ее ветвей, ее тонкая кора?

Дети. Березка распустила ветки, опушенные инеем.

Дети. На солнце блестит ее розовая кора.

Л о г о п е д. Как в рассказе описан глубокий сон зимней природы?

Дети. Деревья, покрытые снежными кружевами, застыли в глубоком сне.

Л о г о п е д. Что автор говорит о сверкании снега?

Дети. Сверкает снег, вспыхивают блестящие искры.

Л о г о п е д. Как заканчивается рассказ?

Дети. Хорош лес в зимнем уборе!

Л о г о п е д. Молодцы! Вы отлично ответили на мои вопросы. А теперь еще раз послушайте рассказ, потому что вы будете его пересказывать.

6. Повторное чтение рассказа.

Перед тем как начать чтение, логопед рекомендует

детям внимательно смотреть на мнемотаблицу.

7. Пересказ детьми (можно перенести в повседневную деятельность).

Логопед предлагает детям пересказать текст, используя мнемотаблицу в качестве зрительной опоры. Пересказывают двое детей, затем логопед оценивает их работу или предлагает сделать это остальным детям.

8. Звуковой анализ слова «зима».

Логопед предлагает детям сесть на ковер и ставит перед каждым из них контейнер с фишками для звукового анализа.

Л о г о п е д. Сегодня мы говорили о зиме. Давайте выложим схему слов «зима». (Дети выкладывают схемы.)

Вы выполнили моё задание, составили схему слова «зима» правильно. Отвечайте на мои вопросы полным предложением. Сколько звуков в слове «зима»

Дети. В этом слове четыре звука.

Л о г о п е д. Произнесите их по порядку.

Дети. [з’], [и], [м], [а].

Л о г о п е д. Сколько гласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?

Дети. В слове «зима» два гласных звука: [и], [а].

Л о г о п е д. Сколько согласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?

Дети. В слове «зима» два согласных звука: [з’], [м].

Л о г о п е д. Расскажите о каждом из этих звуков.

Дети. Звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.

Дети. Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий.

Л о г о п е д. Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.

10. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, чем им понравилось заниматься, каким было их настроение.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года»Экологическое воспитание дошкольников. Дидактическая игра «Дерево «Времена года» Дерево было изготовлено зимой. -2 мл группа Цель: Знакомство детей с явлениями природы. Задачи: учить детей рассматривать и рассказывать.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме «Зима»
Опубликовано: 19 августа 2014 в 10:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД