Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия в старшей группе с ТНР по лексической теме «Моя семья — мое богатство»

Ульяна Демидова
Конспект логопедического занятия в старшей группе с ТНР по лексической теме «Моя семья — мое богатство»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №21 «Малышок» г. Новоалтайска Алтайского края

Конспект логопедического занятия в старшей группе с ТНР

по лексической теме " Семья"

«Моя семья - мое богатство»

Разработчик: учитель-логопед Демидова У. В.

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе с ТНР по лексической теме „Моя семья — мое богатство“» размещена в разделах

Цель: Создание условий для формирования духовно – нравственных качеств старших дошкольников посредством развития лексико - грамматических средств языка по лексической теме «Семья».

Коррекционно-образовательная задача:

Расширять словарный запас по теме, познакомить детей с обобщающим понятием «Семейные традиции».

Упражнять в понимании родственных отношений.

Совершенствовать грамматический строй речи: формировать умение согласовывать прилагательные, глаголы, местоимения с существительными в роде, числе и падеже, а также с предложно-падежными конструкциями; развивать навык образования прилагательных.

Упражнять в произношении слов сложного слогового состава.

Коррекционно-развивающая задача:

Развивать умение подбирать синонимы и антонимы по теме.

Развивать мышление, воображение, внимание, фонематическое восприятие, мелкую и артикуляционную моторику, зрительно-моторную координацию, силу выдоха.

Развивать навык звукослогового анализа односложных и двусложных слов.

Коррекционно - воспитательная задача:

воспитывать уважение к семейным традициям; формировать бережное и заботливое отношение к родным людям.

Предварительная работа: Просмотр презентации о СЕМЬЕ.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Логопед. Ребята, сейчас мы будем передавать по кругу вот это сердечко (кистевой массажёр) и называть людей, с которыми вы живете! (проводится)

Логопед. Вы сейчас назвали чужих людей или своих родственников?

Дети. Родственников

Логопед. Правильно! Их так называют, потому что они состоят с нами и между собой в родстве. Как можно назвать всех своих родственников, одним словом?

Дети. Семья!

Логопед. Правильно! Ребята, кажется, к нам кто-то стучится! (появляется перчаточная кукла «Домовенок Кузя»)

Кузя: Ух, устал. …

Это куда же я попал?

Дети. К нам в детский сад!

Логопед. Куда же путь держишь, милый домовенок Кузя?

Кузя. Я, ребята, потерялся

и совсем один остался.

Мне семью искать сказали,

Но один найду едва ли! (плачет)

Логопед. Не плачь, мы с ребятами обязательно поможем! А сам-то ты знаешь, что такое семья?

Кузя. Это какие-то люди, с которыми рядом живешь.

Логопед. Кузя, это не совсем так. Хочешь, мы с ребятами тебе все расскажем

и покажем!

Кузя. Конечно!

Логопед. Вот послушай стихотворение:

«Семья - словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Два бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Логопед. Посмотрите на картину «Семейный вечер».

Ребята назовите самых старших членов семьи, кем приходятся им остальные.

Дети. Бабушка и дедушка. Мама и папа – это их сын и дочь. А дети - это внуки (внук и внучка).

Логопед. Назовите самых младших членов семьи.

Дети. Мальчик и девочка. (папа и мама - их родители, являются сыном и дочерью для родителей и внуком и внучкой для дедушки с бабушкой)

Логопед. Каких членов семьи мы не назвали?

Дети. Папа, мама. Бабушка и дедушка – это их родители, а мальчик и девочка - их дети.

Логопед. Семьи бывают большие. Например, если у папы или мамы есть брат или сестра – они приходятся их детям дядей и тетей. Сейчас я буду вам по очереди показать картинку, а вы должны будете представить, что это ваш родственник и произнести «мой, моя» называя этого человека.

(дети выполняют И /У «Мой родственник»)

Кузя. Очень интересно! А давайте мы немножко разомнемся!

(Проводится артикуляционные упражнения на тему «Семья»)

Логопед. Улыбнемся маме (упр. «Заборчик»)

И пошлем воздушный поцелуй (упр. «Трубочка»)

Папа заводит машину, чтобы нас привезти в гости к

бабушке с дедушкой (упр. «Комарик»)

Дедушке поможем починить стул (упр. «Молоточек»)

Бабушка приглашает гостей на блины (упр. «Блинчик»)

с вареньем (упр. «Вкусное варенье»)

Бабушке нальем в чашечку чай (упр. «Чашечка»)

И подуем на него (упр. «Фокус»)

Кузя. Ребята, расскажите а какие они, ваши родные люди и что обычно делают? (проводится Д/И «Какой, какая, что делает) с мячом.

(лексический материал :

Бабушка добрая, заботливая, внимательная, старенькая. Готовит обед, вяжет носки, учит стряпать, гуляет с внуками, рассказывает сказки.

Дедушка добрый, серьезный, веселый, умелый, мудрый. Помогает решать ребусы, учит мастерить, водит внуков на кружки и секции.

Мама добрая, ласковая, строгая, веселая, красивая, молодая. Нянчит, воспитывает, готовит обед, ходит в магазин за продуктами, работает, прибирает дома, читает книги, гуляет с детьми.

Папа добрый, умный, строгий, сильный, умелый, веселый. Работает, помогает маме, ходит в магазин, ездит на рыбалку, читает газеты и журналы, помогает выполнять детям сложные домашние задания.

Кузя. Какие замечательные у вас родственники! Вы их любите?

Дети. Да. Мы тоже заботимся о наших родных. Мы помогаем прибираться маме дома, папе на даче и в огороде, бабушке с дедушкой.

тоже помогаем по дому. Когда подрастем, всегда будем готовы сходить в магазин за продуктами и лекарствами.

Логопед. Наши дети любят свою семью и каждого могут ласково назвать.

Д/и «Назови ласково», лексический материал : (дед - дедушка; баба-бабушка, бабусечка; мама - мамочка, матушка; тетя- тетушка; дядя- дядюшка; племянник-племянничек, внук-внучок, внучка-внученька; дочь- доченька; сын – сынок, сыночек).

Кузя. Я тоже хочу свою семью. Вот только какую, помогите разобраться.

Логопед. Мы сейчас тебе поможем, поиграем в игру «Скажи, наоборот» про семью, придумайте 2 слова.

Логопед Дети

Мама должна быть злой? Доброй, ласковой.

Папа должен быть ленивым? Трудолюбивым, деловым.

Бабушка должна быть сердитой? Приветливой, веселой.

Дедушка должен быть глупым? Умным, мудрым.

Сестра должна быть грустной? Веселой, улыбчивой.

Брат должен быть беззаботным? Заботливым, внимательным.

Кузя. Спасибо, ребята! Теперь я понял, какой должна быть настоящая дружная семья! Мне пора! Теперь я ее быстро найду! До новых встреч!

Логопед. Встанем, проводим Кузю и немножко разомнемся!

Физ. минутка.

Наше тело - как семья (маршируем на месте)

Вот рука и вот нога (правая рука и левая нога; левая рука и правая нога

поднимаются поочередно) И без них никак нельзя! (маршируем на месте)

- вместе дружно навсегда! (пальцы рук соединяются)

Логопед. Ребята в каждой семье существуют свои традиции. Например, в праздник «Проводы зимы» люди дома пекут блины, как символ солнца, идут на площадь всей семьей, чтобы поучаствовать в различных состязаниях в том числе, посоревноваться за приз на столбе и проводить зиму, наблюдая, как сжигают чучело Зимы. Расскажите, как в ваших семьях принято отмечать такие праздники как «Новый год», «День защитника Отечества», «День победы».

Ответы детей.

Логопед. Спасибо! Мы узнали много нового о ваших семейных традициях.

А сейчас приглашаю вас за столы. Перед вами лист с изображением самого важного, что касается семьи. Что вы видите?

Дети. Фигуры папы, мамы и дома.

Логопед. Совершенно верно. Вам нужно обвести по точкам и раскрасить эти изображения. Затем, под каждым из них заполнить клеточки в звуковой схеме слов, обозначающие эти изображения. Определить и обозначить количество слогов.

(дети выполняют задание)

Логопед. Дети! Мне очень понравилось, как сегодня вы проявили себя и справились со всеми заданиями. За это вам сегодня я дарю наклейку «сердечко», как символ темы нашего сегодняшнего занятия.

Итог. Ребята о чем было наше сегодняшнее занятие? Что больше всего вам понравилось?

Дети. (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР II уровня по лексической теме «Игрушки» Лексическая тема: "Игрушки".Цель:обогащение словарного запаса. Задачи: Общеобразовательные:учить правильно называть игрушки и их детали,.

Конспект интегрированного логопедического досуга «Будь внимателен на дороге!» по лексической теме «Правила дорожного движения…»Конспект интегрированного логопедического досуга «Будь внимателен на дороге!» по лексической теме «Правила дорожного движения…» Цель занятия: - Совершенствовать художественно-речевые навыки детей в связной речи. Коррекционно-образовательные задачи: - Активизировать.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» «В гостях у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе с ТНР по лексической теме «Моя семья — мое богатство»
Опубликовано: 11 апреля 2024 в 18:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД