Ирина Маслёнкова
Конспект логопедической НОД «Что бывает зимой?» в рамках проекта «Ах, как весело зимой!» (средняя группа детей с ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы».
Открытая НОД по формированию лексико-грамматического строя речи. Проводится для демонстрации родителям в рамках проекта «Ах как весело зимой!»
Тема НОД: Что бывает зимой?
Задачи:Закрепление существенных признаков зимы (П). Уточнение, расширение и актуализация словаря по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствование грамматического строя речи, составление предложений с предлогами, образование предложно-падежных форм в произвольном высказывании по заданию (К). Формирование понимания и навыка употребления в речи предлогов НА-С-В (К).
Публикация «Конспект логопедической НОД „Что бывает зимой?“ в рамках проекта „Ах, как весело зимой!“ (средняя группа детей с ОНР)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Активизация речевой деятельности детей (К). Развитие навыков диалогической речи, речевого слуха, просодической стороны речи (К, мышления, памяти, воображения, зрительного внимания, восприятия (К, речедвигательной координации (Ф,К).
Формирование положительной установки на участие в НОД, доброжелательных отношений. Воспитание бережного отношения к природе (С).
Оборудование: предметные картинки для детей с изображением зимних предметов и примет «Зимние слова», картина из альбома З. Агранович «Времена года» («Зима»). Снежинки, для поощрения, вырезанные из картона, снежинки для выполнения дыхательного упражнения, вырезанные из бумаги. Плоскостная фигура Красавица Зима, Магниты, магнитная доска, наборное полотно.
Предварительная работа: Прогулка по территории детского сада, наблюдения за лесом, наблюдения за изменениями в природе на участке и вокруг него. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы во двор пошли гулять». Разучивание физминутки «Снежок». Чтение стихов о зиме, словарная работа по теме «Зима. Зимние забавы».
План НОД
.
1. Организационный момент. Дыхательное упражнение «Снежинки».
Дети встают в кружок вокруг логопеда, логопед предлагает детям посмотреть в окно и сказать, что они видят. Дети замечают, что они видят повсюду снег.
Л:
- Из чего состоит снег? (- Снег состоит из снежинок.)
- Да, снежный покров состоит из множества малюсеньких снежинок. Они кружатся в воздухе, падают на землю и укрывают её белым снежным покрывалом.
Логопед предлагает детям подуть на снежинки, которые он держит в руках. Дети дуют. Снежинки кружатся.
Л:
- Я прочитаю стихотворение, вы послушаете его, и, когда зазвучит музыка, закружитесь плавно, как снежинки. Когда музыка закончится, все снежинки опустятся на стульчики.
- Снег, снег кружится
Белая вся улица.
Стали детки все в кружок.
Завертелись, как снежок.
Дети кружатся, пока звучит музыка. В конце музыкального фрагмента дети занимают места на стульчиках за столами.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Актуализация внимания.
Организация речевой деятельности.
Демонстрация правильного выдоха, устная инструкция.
Контроль направления воздушной струи.
Контроль артикуляции при направленном выдохе.
2. Игра «Зимние слова»
Сюрпризный момент:
Л:
- Сегодня к нам пришла красавица одна.
Да только она прячется пока!
И лишь тому покажется она,
Кто загадку её разгадает
И её в той загадке узнает.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня.
(Зима)
Дети разгадывают загадку, появляется Красавица Зима.
На столах перед детьми лежат предметные картинки (изображением вниз).
Л:
- Красавица Зима принесла вам свои зимние слова. Переверните каждый свою картинку, посмотрите и подумайте, что на ней нарисовано.
Логопед предлагает детям по одному выйти к доске, поместить картинку на наборное полотно и назвать слово. Далее, все слова проговариваются хором, прохлопывается слоговая структура и детям предлагается назвать, сколько слогов в каждом слове (по мере выполнения задания).
Индивидуально-дифференцированный подход:
Активизация слухового внимания.
3. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Л:
- Весело детям зимой, много игр и развлечений можно придумать на улице в ясный зимний день. Давайте поиграем пальчиками и вспомним, чем можно заняться на прогулке.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному,
начиная с больших,одновременно
на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и
средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлеб» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой
руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной
попеременно и ритмично.
Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой;
Складывают руки лодочкой под
щекой.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Помощь в согласовании движений пальцев с речью.
Контроль правильного выполнения движений.
Контроль речевой активности:
Сопряжённое выполнение упражнения:
4. Рассматривание картины З. Агранович «Зима» (из серии картин "Времена года").
Работа на магнитной доске.
Дети припоминают «зимние слова» (остаются на борном полотне и служат зрительной опорой).
Детям предлагается найти на картине такую же примету, назвать слово и закрыть часть картины магнитом.
Детям предлагается небольшое творческое задание – найти те приметы, которых нет на картинках с «зимними» словами, назвать их и также закрыть магнитами эти части картины.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Помощь в начале фразы:
Отражённое проговаривание частей фразы:
Отражённое проговаривание фразы:
Сопряжённое проговаривание фразы:
Сопряжённое называние отдельных фрагментов картины по показу:
5. Физминутка «Снежок».
Логопед убирает магниты с картины со словами:
- Посмотрите, как весело играют дети на картинке. Давайте и мы поиграем.
Логопед приглашает детей на коврик, и предлагает вообразить, что они гуляют и играют на улице.
Выпал беленький снежок, Руки вверх, затем медленно вниз
Соберёмся мы в кружок. Дети берутся за руки в кругу
Снег, снег, белый снег, Выполняют 4 прыжка на двух ногах
Засыпает он нас всех. Приседают, накрывают голову руками
Мы на саночки садимся, Бегут друг за другом, руки за спиной
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег, Выполняют 4 прыжка на двух ногах
Мчимся мы быстрее всех. Бегут друг за другом
Дети все на лыжи встали, Идут друг за другом,руки сжаты в
кулаки
Друг за другом побежали. Бегут друг за другом
Снег, снег, белый снег, Выполняют 4 прыжка на двух ногах
Кружит, падает на всех. Приседают, накрывают голову руками
Дети к вечеру устали, Приседают, руки под щёку
Все в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег.
Спят ребята крепче всех.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Организация слаженной речедвигательной активности.
Контроль выполнения движений.
Помощь в выполнении движений:
6. Составление предложений по картине З. Агранович «Зима» (Из серии картин "Времена года".
Л:
- Мы играли. Как нам было? (- Нам было хорошо, интересно, весело.) Зима хорошее время года (обращает внимание детей на картину). Красавице Зиме будет приятно, если мы о ней расскажем. А помогут нам в этом магниты.
Логопед напоминает алгоритм работы (выбрать объект, показать его, составить предложение, накрыть фрагмент магнитом).
Дети выходят к магнитной доске по очереди и выполняют задание. Каждый ответивший ребёнок получает в подарок снежинку от Красавицы Зимы.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Помощь в начале фразы:
Отражённое проговаривание частей фразы:
Отражённое проговаривание фразы:
Сопряжённое проговаривание фразы:
Сопряжённое называние отдельных фрагментов картины по показу:
7. Рефлексия.
- Ребята, вы так понравились нашей гостье, а она вам понравилась?
- Чем вам нравится зима?
- Что можно делать зимой?
- Что происходит в природе зимой?
Логопед читает стихотворение:
Пришла зима.
И. Черницкая
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
- Скажем Красавице Зиме спасибо и пригласим её остаться с нами и подарить нам много радостных и интересных дней.
Дети приглашают Зиму словами «Оставайся с нами, Зима!»
Логопед предлагает детям продемонстрировать своим мамам и папам снежинки, которые им подарила Красавица зима. Дети свободно выходят с НОД.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Активизировать внимание детей.
Снять рефлексию с каждого с учётом зоны ближайшего развития.
Помощь в построении фраз.
Сопряжённое произнесение приглашающей фразы:
В конце занятия родители поддерживают речевое общение по теме НОД.
Примечание:
Вашему вниманию представляется конспект логопедической НОД "Что бывает зимой?", проведённой в рамках проекта "Ах, как весело зимой!" учителем-логопедом 1 квалификационной категории МКДОУ Детский сад № 44 "Родничок" г. Саров Нижегородской области. НОД проведена в присутствии родителей воспитанников с целью ознакомления с методами и приёмами накопления, расширения и актуализации словаря и формирования начальных навыков связного рассказывания у детей, имеющих ТНР.
В составе группы 12 детей. Из них 11 детей получают логопедическую помощь второй год, один ребёнок получает помощь первый год, 7 детей имеют речевое заключение "Общее недоразвитие речи 2 уровня речевого развития, 5 детей имеют логопедическое заключение "Общее недоразвитие речи 1 уровня речевого развития". Из 12 детей все 12 (100%) имеют сочетанные диагнозы. В составе группы 2 детей с моторной алалией, 4 детей с дизартрией средней степени тяжести, 1 ребёнок с глухотой в состоянии после кохлеарной имплантации, 2 детей с особенностями развития раннего детского возраста, 2 детей с СДВГ. В конспекте подробно прописаны формы и приёмы индивидуальной работы практически со всеми детьми группы.