Папки-передвижки

Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»

Наиля Талгатовна
Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы пригласили вас на методический диалог, основная цель которого - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Ни для кого не секрет, что мы вырастили ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Публикация «Конспект методического диалога „Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии“» размещена в разделах

В чём это проявляется?

1. Снижение интереса к труду.

2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

3. Бедность, узость и бессистемность представлений детей о труде взрослых.

4. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.

5. В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:

- насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,

- угроза наказания за плохое отношение к труду,

- наказание трудом за плохое поведение,

- недовольство неумением ребёнка.

Минпросвещения вместе со специалистами разработало Федеральную образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так, в ФОПе дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.

Так решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания, в том числе и трудового :

поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

В раннем возрасте (1 год 3 года) самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.)

В дошкольном возрасте (3 года 8 лет) элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).

Виды труда в ДОУ :

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

Задачи трудового воспитания :

Ранний и младший возраст - начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.

Средний возраст - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Старший возраст - добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа - сформированные навыки и умения совершенствуются.

Единственно, как быть с СанПиНом -O-? Ведь его новые требования делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превратились в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

Образовательная программа дошкольного образования раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.

Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п.

Дети возрастной группы от 4 до 5 лет прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Дошкольники от 5 до 7 лет моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

Давайте от теории перейдём к практике…. 2 команды -O- Молодые и стажисты по 5 человек, остальные зрители как вариант

1. Разминка. Отвечают поочерёдно

Задания, которые педагог эпизодически дает одному или нескольким детям, связанные как с самообслуживанием, так и с действиями для коллектива? (поручение)

Форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива? (дежурство)

Метод стимулирования детского труда. (поощрение)

Как часто в течение недели необходимо организовывать самообслуживание и элементарный бытовой труд? (ежедневно).

2. Задание: Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания. В форме переклички команды называют по одному приёму, выигрывает последний назвавший.

Ответ: (объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек («Кукла Катя умывается»); решение проблемных ситуаций (мокрые рукава, грязная рубашка, оторвалась пуговица, намело много снега, не пройти к веранде, разлилась вода, взаимопомощь, личный пример, рассказы на этические темы (как дети помогали дворнику убирать листья, поощрение успехов, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми).

2. «Заморочки из бочки»

Команды по-очереди берут карточки из «бочки». Без подготовки нужно продолжить фразу, написанную на карточке.

1. ЕСЛИ РОДИТЕЛЬ ВОЗМУЩЁН ФАКТОМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЕГО РЕБЁНКА К СБОРКЕ ЛИСТЬЕВ?

2. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО?

3. ЕСЛИ РЕБЁНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ УБИРАТЬ ИГРУШКИ ИЛИ ДЕЛАЕТ ЭТО НЕБРЕЖНО?

4. ЕСЛИ ВОЗНИК КОНФЛИКТ ВО ВРЕМЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА?

3. ТЕСТ:

1. К форме организации труда ребенка относится?

А. поручение

Б. общий труд

В. труд рядом

Г. собственная трудовая деятельность

2. Форма организации труда детей, предполагающая труд одного или нескольких детей в интересах всей группы это?

А. дежурство

Б. коллективный труд

В. поручение

Г. общий труд

3. К видам дежурств относится?

А. дежурство в уголке природы

Б. дежурство по участку

В. дежурство в музыкальном зале

Г. дежурство в раздевальной комнате

4. К способам объединения детей в труде относится?

А. совместный труд

Б. поручение

В. коллективный труд

Г. ознакомление с трудом взрослых

5. Какие условия необходимо учитывать при организации трудовой деятельности?

А. Организация материальной среды и трудового оборудования

Б. Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы.

В. Разнообразие трудовой деятельности детей

Г. все верны

6. С какой возрастной группы вводится поручение?

А. младшей гр

Б. средней гр

В. старшей гр

Г. подготовительной к школе гр

7. Виды детского труда :

А. самообслуживание,

Б. хозяйственно-бытовой труд,

В. труд в природе,

Г. ручной труд.

Д. все верны

8. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны.

а) фартуки; подносы; тазики; щетки.

в) картон, бумага, желуди

4. Решение проблемных ситуаций

Мама одевает малыша сама. На предложение воспитателя приучать ребё нка к самостоятельности отвечает: «Ничего, вот подрастёт – сам будет одеваться!»

Что нужно предпринять воспитателю? К чему может привести такая позиция мамы?

Многие воспитатели организуют помощь старших дошкольников малышам в процессе повседневной жизни детского сада: помочь одеться на прогулку, спуститься с лестницы и т. д. Однако, стоит взрослому забыть об этой работе, и старшие дети перестают заботиться о малышах. Как вы думаете, почему это происходит?

Воспитатель сделал ребёнку замечание за небрежное обращение с книгой. Тот ответил: «А у нас много других книг!»

Как использовать этот факт для трудового воспитания детей?

Дети, связанные дружбой, часто просятся назначать их на дежурство вместе. Надо ли удовлетворять их просьбу?

5. Распределить виды и содержание труда (таблица)

6. Практическое задание: Нарисовать схему - модель (алгоритм, отражающий последовательность трудовых действий в соответствии с возрастными особенностями детей и видами труда (уход за комнатными растениями, ручной труд). Комментарии

РЕФЛЕКСИЯ. Как научить ребёнка трудиться -O- карточки

Подведём итоги нашего мероприятия. Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье» Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье» В современном обществе развитие трудовых навыков и ценностей играет важную роль в.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Трудовое воспитание детей в детском садуТрудовое воспитание детей в детском саду "Юные помощники" Трудовое воспитание детей в детском саду является важным аспектом их общего развития. Оно не только помогает формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект методического диалога «Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии»
Опубликовано: 22 января 2024 в 12:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД