Гнилицкая Татьяна
Конспект занятия «Мыльные пузыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
Гнилицкая Татьяна Николаевна
ВОСПИТАТЕЛЬ
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения города Когалыма «Чебурашка»
тема: «Мыльные пузыри»
средняя группа
номинация «учебное занятие»
Когалым, 2018
Пояснительная записка
Публикация «Конспект занятия „Мыльные пузыри“» размещена в разделах
Характеристика группы: дети средней группы №21 посещают детский сад третий год. Состав группы- 23 человека: мальчиков – 11, девочек – 12. В организованной образовательной деятельности принимали участие 15 детей.
Форма проведения: совместная деятельность педагога с детьми (организованная образовательная деятельность)
Форма занятия/ воспитательного мероприятия: занятие - игра
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
20 минут
Представленный конспект – является авторской разработкой, построен в соответствии дидактическими и общепедагогическими принципами:
• принцип непрерывности (ООД было построено на основе предыдущих совместных образовательных действий воспитателя и детей);
• принцип активности (поддерживался интерес и мотивации к ООД);
• принцип доступности (соответствие возрастным особенностям детей);
• принцип психологической комфортности (возможность свободного партнерского общения на протяжении всего ООД).
Компетентности, которые приобретут дети в результате ООД:
• Технологическая компетентность:
формируется умение ориентироваться в новой нестандартной для ребенка ситуации;
формируется умение понимать задания и выполнять их;
разовьется умение устанавливать причинно-следственные связи;
закрепляется умение работать самостоятельно по словесному сопровождению педагога.
• Информационная компетентность:
формируется умение делать выводы из полученной информации;
формируется умение задавать вопросы на интересующую тему.
• Социально-коммуникативная компетентность:
формируется умение получать необходимую информацию в ситуации обще-ния;
формируется умение выслушивать другого ребенка, с уважением относится к его мнению интересам;
формируется умение соотносить свои желания с интересами других детей группы.
Конспект организованной образовательной деятельности
(средняя группа №21)
Тема: «Мыльные пузыри»
Цель: формирование первичных представлений о предметном окружении
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями:
- мыло бывает туалетное, детское, хозяйственное, жидкое: может растя-гиваться, образует плёночку;
- мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пена;
- при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий;
Формировать умение получать сведения об объекте в процессе его практического исследования;
Развивать внимание и наблюдательность;
Развивать речь и коммуникативные навыки;
Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Активизация словаря:
ввести в активный словарь детей слова: туалетное и хозяйственное мыло, аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное мыло; мыло: пенится, несъедобное.
Предварительная работа
с детьми:
• беседа: «Зачем людям мыло?», «Зачем надо умываться?»;
• дидактическая игра: «Чего не стало?»;
• чтение художественной литературы А. Барто: «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр»;
• наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;
• изготовление мыльной воды с помощью мыла.
с родителями:
• консультации для родителей : «Занимательные опыты и эксперименты для малышей», «Экспериментальная деятельность дошкольного воз-раста дома»;
• выставка различных видов мыла «Да здравствует, мыло душистое!».
Развивающая предметно-пространственная среда: изменена в соответствии с темой организованной образовательной деятельности и стимулирует игровую, познавательную и речевую активность детей.
Материал и оборудование:
• видео обращение клоуна Клёпы к детям;
• гелиевый шар с тремя конвертами-заданиями;
• сундучок с кусочками туалетного мыла на каждого ребёнка;
• картинки к выполнению задания «Алгоритм мытья рук с мылом»;
• схема «Как сделать мыльные пузыри»;
• баночки из-под мыльных пузырей на каждого ребёнка;
• тазики, вода, пластиковые стаканчики;
• жидкое мыло, сахар, глицерин (воспитатель добавляет сам);
• пластиковые ложки по количеству детей.
Методы и приемы:
• игровые: сюрпризный момент (сундучок с кусочками мыла, дидактическая игра «Что сначала, что потом», клоун Клёпа, подарок от клоуна: мыльные пузыри; праздник мыльных пузырей;
• наглядные: просмотр видео обращения клоуна Клёпы, рассматривание
иллюстрационного материала;
• словесные: беседа, вопросы к детям, поощрение;
• продуктивные: поиск волшебного сундучка, выполнение задания
«алгоритм мытья рук с мылом», изготовление мыльных пузырей.
Планируемый результат:
• дети получат новые знания о мыле в процессе его практического исследования;
• будут уметь выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети находятся в свободной игровой деятельности. Их внимание привлёкает шум, исходящий с экрана телевизора. На экране появился клоун, который обращается к детям, с просьбой о помощи.
Клоун:
Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Клоун: Меня зовут Клёпа. У меня есть замечательные мыльные пузыри. Я хотел прийти к вам в гости, и устроить праздник мыльных пузырей. Но ко-ролева мыльного царства решила помешать мне и спрятала меня в башне. Она освободит меня только после того, как вы выполните все её задания. Вы поможете мне освободится и поиграть с вами?
Ответы детей.
Клоун: Справитесь с заданиями?
Ответы детей.
Клоун: Я вам отправил воздушный шар с тремя конвертами, в которых находятся задания, которые надо выполнить. Удачи вам, ребята!
В группе появляется воздушный шар с тремя конвертами, привязанными за ниточку. Воспитатель открывает конверт с цветным обозначением и чи-тает задание.
Задание №1
- Ребята! В вашей группе спрятан волшебный сундучок. Вам нужно его найти, а чтобы узнать, что лежит внутри, отгадать загадку.
Дети начинают поиск сундучка, обследуя группу. После того, как они его находят (двигаясь по группе и обсуждая предметы интерьера, воспитатель берёт сундучок и присаживаясь на коврик напоминает детям о том, что им нужно отгадать загадку.
Загадка:
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом (мыло)
Ответы детей.
После того, как дети отгадали загадку, воспитатель предлагает открыть сундучок. Сундучок открылся, и ребята увидели в нём много кусочков мыла.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадку.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть мыло.
Каждый ребёнок берёт кусочек мыла, рассматривает его, трогает на ощупь, нюхает.
Воспитатель напоминает детям о том, что мыло нельзя брать в рот, мыльными руками не трогать глаза (жжение в глазах будет).
Воспитатель:
• Можно ли умыть лицо и руки просто так без мыла?
• Ребята, а для чего нам нужно мыло?
• А какого цвета ваше мыло?
• А чем оно пахнет у каждого из вас?
• Мыло, которым мы моем руки и лицо называется туалетным (воспитатель просит повторить слово, а вот такое мыло которое у меня в руках используют в хозяйственных нуждах (им моют посуду, стирают белье) и называется оно хозяйственное (повторить слово, а еще есть мыло жидкое вы видели его на нашей выставке.
Воспитатель предлагает детям рассказать каждому о своём кусочке мыла.
Дети по очереди рассказывают, какое у них мыло: какого цвета, формы, за-паха, веса, какое оно на ощупь и т. д.
Дети вместе с воспитателем приходят к общему выводу: мыло, это полез-ный продукт. А затем убирают мыло обратно в сундучок.
Воспитатель: Давайте вспомним, кому мы с вами помогаем? Вы справились с первым заданием? Ответы детей.
Воспитатель открывает следующий конверт и читает задание.
Задание №2
- Ребята, в конверте лежат картинки, их нужно разложить правильно определив очередность выполняемых действий, (дидактическая игра «Что сначала, что потом»). Воспитатель достаёт картинки, показывает их детям. Они все подходят к составленным вместе нескольким столам и выстраивают, общаясь с педагогом правильный алгоритм мытья рук с мылом. В случае за-труднения, воспитатель помогает им. После выполнения задания, все вместе обсуждают, в какой очерёдности нужно мыть руки.
Воспитатель: Ребята! Что мы делаем сначала?
Дети: Закатываем рукава.
Воспитатель: Правильно! А потом?
Дети: Открываем кран.
Воспитатель: Молодцы! А дальше?
Дети: Берём мыло.
Воспитатель: Правильно! А потом?
Дети: Смываем мыло.
Воспитатель: Правильно! Дальше, что мы делаем?
Дети: Закрываем кран, вытираем руки, опускаем рукава.
Воспитатель хвалит детей с правильно выполненным заданием.
Дети напоминают, что у них есть ещё один конверт на воздушном шарике.
Воспитатель открывает последний конверт и читает задание.
Воспитатель: Ребята, мы должны выполнить все движения, соответствующие тексту.
Воспитатель с детьми проводит физкультминутку «Мыльные пузыри».
Сначала воспитатель читает физминутку, потом дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Физкультминутка «Мыльные пузыри» (используется по мере усталости воспитанников)
Мы надуем все пузырь дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный разъединяют ладони, держа кончики
пальцев вместе
В небо быстро он взлетит поднимают руки вверх
И разгонит тучки машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, бегут на месте
Захотим его догнать.
Но пузырь летит так быстро покружиться на месте
И его нам не поймать разводят руки в сторону.
Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили все задания, и освободили Клепу.
В этот момент клоун с экрана телевизора исчезает, и появляется в группе.
Клоун: Здравствуйте, ребята! Вы меня освободили, выполнили все задания королевы. Пришло время устроить праздник мыльных пузырей. Согласны?
Клёпа открывает свою баночку с пузырями и видит, что она пустая.
Клё па: Ой, я так к вам торопился, по дороге упал, все пузыри пролились. Что же нам делать? Где достать новые пузыри?
Дети предлагают варианты решения проблемы:
- Купить в магазине;
- Может кто-то подарит;
-Приготовить мыльные пузыри самим и т. д.
Клёпа вместе с детьми обсуждает все предложенные варианты и совместно приходят к выводу, что интереснее всего будет сделать их самим.
решают сделать мыльные пузыри сами.
Клепа: Все ингредиенты (компоненты, части) у меня есть, только в чем нам их смешать? (ввести в словарь детей трудное слово объяснить его значение).
Дети приносят из центра экспериментирования три маленьких пластиковых таза. И вместе с клоуном и воспитателем проходят к столам, на которых приготовлены вода в бутылках, пластиковые стаканчики на каждого ребенка (большие для воды, маленькие для жидкого мыла, ложка на каждого ребёнка, жидкое мыло, сахар, глицерин, схема приготовления мыльных пу-зырей.
Все вместе рассматривают (изучают) схему. Затем руководствуясь устным комментарием воспитателя, начинают практическую деятельность
Эксперимент «Приготовление мыльных пузырей»
Воспитатель напоминает детям о правилах безопасности, при работе с мылом и мыльной водой (мыло в рот брать нельзя, мыльную воду пить нельзя и т. д.)
• Дети под присмотром воспитателя и Клёпы самостоятельно готовят мыльные пузыри, выбирают компонент, который хотят положить.
При добавлении каждого компонента комментируют и общаются между собой и воспитателем (вода стала мыльная (мутная, появи-лась мыльная пена, ароматная и т. д.)
После того, как все компоненты смешаны в пластиковом стаканчике, они переливают их в тазики, которые находятся на столе (воспитатель добавляет глицерин сам). Дети берут крышки от мыльных пузырей, опускают их в жидкость в тазиках и пускают мыльные пузыри. Праздник мыльных пузы-рей начался.
Клоун: Ура, ребята, у нас получилось!
В конце занятия, клоун Клёпа, дарит всем детям мыльные пузыри (фабричные).
Рефлексия:
• Кому мы сегодня помогали?
• Для чего людям нужно мыло?
• Из чего получаются мыльные пузыри?
• С чем вам было трудно справиться?
• А что больше всего понравилось на занятии?
Методический комментарий
Организованная образовательная деятельность (далее – ООД) осу-ществлялась в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям реализации Основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования.
При разработке конспекта ООД я руководствовалась задачами Основ-ной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Чебу-рашка».
ООД осуществлялась в соответствии с разработанным конспектом, фор-ма: занятие – игра. Конспект составлен мною самостоятельно, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, помогающие решить их в интересной доступной детям форме.
Цель ООД: формирование первичных представлений о предметном окружении. В соответствии с содержанием был подобран материал, обору-дование, использование которое было рациональным и продуманным, организована развивающая предметно-пространственная среда группы.
Все моменты (этапы) ООД логичны, последовательны, подчинены одной теме. В ООД интегрированы несколько образовательных областей: основная – «Познавательное развитие», и дополнительные - «Речевое развитие», «Фи-зическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактический материал к занятию соответствовал возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, был удобно размещен, что обеспечило комплексный подход к предмету занятия.
На каждом этапе ООД перед детьми ставились вопросы, стимулирующие социальный и эмоциональный интеллект. Воспитанники принимали активное участие в организованных и предложенных играх, проявляли эмоции и интерес, размышляя над ними. Из 15 детей присутствующих на занятии - 12 были активны охотно общались. К неуверенным в себе, застенчивым детям применялись приемы, которые стимулировали ответы и участие детей. С этими детьми в дальнейшем будет запланирована работа в индивидуальном порядке во второй половине дня (индивидуальные образовательные маршрутах) с привлечением родителей.
Результат ООД был достигнут благодаря соответствию методическим требованиям организации совместной деятельности педагога с детьми.
Во время проведения ООД старалась вести общение с детьми на одном уровне «глаза в глаза», не доминируя над детской инициативой. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект - субъектных.
По факту проведения ООД можно отметить, что поставленные цель и задачи решены в полном объеме для достижения планируемого результата.
Длительность ООД соответствовала гигиеническим нормам СанПиН для детей данного возраста – 20 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Смена приемов и поз детей в течении ООД позволили избежать утомляемости детей.