Елена Романова
Конспект музыкально-тематического занятия «Марш» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: научить детей различать средства музыкальной выразительности: динамику, регистры, тембр в соответствии с характером музыки.
Задачи:
- заинтересовать детей определять характер музыки, используя дирижерский жест;
- определять характер нового музыкального произведения;
-побуждать детей самостоятельно создавать игровой образ, соответствующий характеру музыки;
-поощрять творческое проявление детей в игре на детских музыкальных инструментах;
Публикация «Конспект музыкально-тематического занятия „Марш“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
-упражнять детей в чистом пропевании мелодии на слоги «та-та» без музыкального сопровождения.
Ход занятия
Дети входят в зал, садятся на стульчики.
М. р. – Ребята, посмотрите и вспомните, как называется жест, который я вам сейчас покажу. (Дирижирует.)
Дети отвечают – Дирижирование!
М. р. – Правильно! А сможете отгадать по дирижерскому жесту, какую по характеру музыку я буду изображать?
(М. р. дирижирует без музыкального сопровождения марш.)
Дети отвечают, что я изображала решительный, бодрый, четкий характер музыки.
М. р. – Молодцы! Как вы догадались?
Дети - Ваши руки нам подсказали!
М. р. – Я дирижировала мягкими, плавными, медленными движениями или твердыми, быстрыми, четкими, резкими? (дети отвечают.)
М. р. – Какому жанру музыки соответствует мой жест: плавному легкому вальсу или бодрому маршу?
Дети – Бодрому маршу!
М. р. – Вы правильно ответили на мои вопросы. Вы уже слышали много маршей, поэтому я хочу вам загадать и музыкальные загадки. Послушайте музыку марша и определите его характер.
(Исполняется фрагмент «Марша» С. Прокофьева)
М. р. – Какой характер у этого марша?
Дети отвечают.
М. р. – Можно представить, что под эту шутливую сказочную музыку шагают солдаты?
Дети отвечают.
М. р.- Правильно, кажется, будто шагают маленькие забавные человечки! А кто из вас хочет изобразить движения этих человечков?
(Дети, разбившись на две группы: исполнители и зрители, выполняют задание.)
М. р. – Всем ли детям удалось подобрать движение к забавной музыке?
(Дети анализируют, рассуждают, поощряют друг друга, отмечают наиболее удавшиеся образцы.)
М. р. - Слушайте следующую музыкальную загадку. Назовите пьесу. (Исполняет.)
Дети – Это «Походный марш» Д. Кабалевского.
М. р. - Какой музыкальный инструмент напоминает вам мелодию вступления? Ответы детей.
М. р. - Верно, как будто труба зовет в поход!
М. р.- Давайте исполним этот марш в оркестре. Перед вами музыкальные инструменты, выберите из них те, которые ярче подчеркнут окраску этой музыки.
(Приготовлены гитара, скрипка, погремушки, колокольчики, ударные инструменты. Дети делают выбор музыкальных инструментов, соответствующих музыкальному образу.)
М. р. – Но у нас нет среди инструментов трубы, как же нам быть с мелодией вступления и заключения?
Предложения детей.
М. р. – Правильно. Можно спеть и показать руками как играют на трубе.
(Дети импровизируют на музыкальных инструментах, на вступление и заключение подпевают слоги «тра-та-та»).
М. р. – Какие пьесы маршевого характера вы знаете еще?
(Дети называют знакомую пьесу «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.)
М. р. – Наташа, в каком регистре композитор изображает шествие солдатиков?
Ответ ребенка.
М. р. – Правильно в высоком регистре, потому что они игрушечные. А какими музыкальными инструментами можно изобразить высокий регистр звучания этой пьесы?
(Дети размышляют, подбирают ксилофон, металлофон, треугольники, маленькие игрушечные барабаны.)
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, дети импровизируют на музыкальных инструментах.
М. р. – Я исполняю песню, называется она «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко. После прослушивания ответьте, в каком регистре написана мелодия этой песни: низком, среднем или высоком?
(Исполняется песня без музыкального сопровождения.)
М. р. – послушаем Петю. Ответ ребенка.
М. р. – Действительно, я пела эту песню в среднем регистре, потому что в ней говорится не про игрушечных забавных солдатиков!
М. р.- Витя, в каком темпе я исполняла песню: в медленном, быстром или среднем?
Ответ ребенка.
М. р. - Правильно, в среднем темпе, ведь солдатам трудно одновременно и шагать и петь и нести оружие.
М. р. - Сейчас я буду играть, а вы будете маршировать как настоящие солдаты.
Дети маршируют на местах.
М. р. - Молодцы, браво промаршировали, ну а сейчас мы разучим с вами мелодию этой песни, я буду вашим командиром. Как я исполню, так и вы постарайтесь спеть.
(Пропевание мелодии запева на слог «та-та-та»).
М. р. - Зажигательная песня! Так и хочется вместе с солдатами шагать в строю! А вы хотите поиграть в солдат? Тогда слушайте команду командира: всем встать друг за другом. На запев песни маршируйте друг за другом, на припев - шагайте на месте.
(Дети проходят маршем по кругу под пение музыкального руководителя).
М. р. - Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии? (Слушает ответы.) А мне понравилось, как вы правильно отгадывали мои музыкальные загадки и точно определили, что под забавную, сказочную музыку двигаются не солдаты, а маленькие человечки. Помогали выбрать музыкальные инструменты своим товарищам, дружно играли в оркестре! А сейчас мы споем «До свидания», как настоящие солдаты и пойдем в группу под «Марш».
Дети прощаются и маршевым шагом уходят под музыку в группу.