Валентина Цветкова
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Настроение и чувства в музыке».
▼ Скачать + Заказать документы
для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)
«Настроение и чувства в музыке»
Цель занятия : развитие музыкального восприятия, способности чувствовать настроения в музыке, их смену.
Задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста „Настроение и чувства в музыке“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности : темп, динамику, регистр, гармонизацию.
2. Развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения.
3. Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: легким звуком, задорно, весело, в оживленном темпе.
Оборудование:
Кассеты с фонограммой; магнитофон; музыкальные инструменты – колокольчики, треугольник; платочки для танца; игрушки – пчелки, лягушка; воздушные шары; элементы пиктограммы.
М. р. - Здравствуйте, мои хорошие! Очень рада вас видеть. Проходите, пожалуйста! День добрый, день добрый слова мы эти говорим, день добрый, день добрый всем вокруг говорим! Здравствуйте, Настя, Алёша, рада видеть я вас. Здравствуйте, Катя, Карина, спойте со мною сейчас!
поем: День добрый, день добрый, всем добрый день! Замечательно мы с вами поздоровались! Мне очень приятно видеть вас на музыкальном занятии.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). А чтобы оно было еще радостнее и светлее я хочу предложить вам послушать замечательные музыкальные произведения. Пожалуйста, проходите, присаживайтесь!
Звучит «Шутка» И. С. Бах
- Как называется эта пьеса? Как звучит музыка?
- Она стоит на месте? Как она движется? Какой темп? Какой инструмент?
- Да, флейта, она дразнится, шалит. Пьеса звучит радостно, кокетливо, лукаво, игриво, быстро. Мелодия искрится, дразнится, скачет, резвится.
– А если бы мы были художниками, и захотели бы нарисовать эти пьесы, какие краски мы бы взяли? (яркие, сочные) (показ рукой движения мелодии).
Звучит «Вальс – шутка» Д. Шостакович
- Как вы думаете, как называется эта пьеса? – А почему вальс?
(характер, игровые моменты)
- Сколько замечательных слов мы подобрали. Молодцы!
А теперь, давайте встанем и пофантазируем.
(Пчёлки на резиночках надеваемые на пальчик, игрушка лягушка.)
(Использование метода вокального уподобления характеру звучания музыки).
Творческая импровизация. (дети слушают музыку и импровизируют).
1. Одна рассказывает секрет, другая удивляется.
2. Дети делятся на пары: одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.
- Молодцы, а теперь аккуратно положим пчелок в коробочку.
- Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами в начале занятия, какое у меня было настроение? (дети отвечают).
- А если бы я поздоровалась с вами вот так? (минор)
- Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть, жалость. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется, а впрочем, вы, послушав ее, сами скажете ее название.
Звучит «Первая утрата» Р. Шуман (Дети слушают произведение, узнают его, называют).
– Как звучит музыка? Печально, огорченно, медленно, тихо, вздыхая…
(А если мы попросим показать, что ты что-то потерял, какое лицо, поза)
(Двигательное уподобление характеру звучания музыки).
Звучит «Мелодия» К. Глюк
М. р. – Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (ответы)
Она настолько выразительна, что мы чувствуем страдание, печаль, жалобы. … Какой инструмент здесь звучит? Флейта! Она радуется? Нет, она плачет, тоскует, жалуется. (Показ рукой движения мелодии) А какие цвета мы бы взяли для этого рисунка?
(печальные, не яркие, темные)
- Как вы думаете, почему человек плачет? (ответы) А вы обижаете близких людей? Умеете видеть, когда другому трудно? Чем помогаете? (дети отвечают)
Вы кого – то жалеете, сострадаете, оказываете помощь, а значит, дарите свою любовь. Я вас тоже очень люблю, и знаете, о чем я порой грущу? О том, что совсем скоро наступит день нашего расставания. Вы стали большими, и многие из вас скоро пойдут в школу. Но сегодня мы не будем грустить, а лучше давайте попросим наших девочек станцевать нам красивый танец.
А мы с мальчиками присядем на стульчики и посмотрим.
«Русский танец с платками» танец девочек. «Красный сарафан» м. Варламова.
- Мальчики, вы обратили внимание, как красиво танцевали наши девочки, какие плавные у них были движения. Кому чье исполнение понравилось? (мальчики высказывают свои мнения о том, как танцевали девочки).
- А теперь мы пригласим на танец наших мальчиков. На выпускном балу мы будем танцевать очень красивый торжественный танец «Полонез», и мальчикам нужно будет показать себя во всей красе, настоящими кавалерами. Давайте пройдем по залу красиво, уверенно, и сделаем поклон, галантно, важно, так, чтобы девочкам понравилось ваше приглашение к танцу. Встаньте, пожалуйста, лицом к зеркалам.
Мальчики исполняют первую часть танца. (Выход, поклон-приглашение.)
- Молодцы! Мы продолжим работу над этим танцем на следующем занятии.
- А сейчас я приглашаю вас к фортепиано, нас ждёт замечательная песенка. Но сначала давайте выполним наши упражнения.
- Выполняются речевые упражнения. (Язык - тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку. Покусать кончик языка («мама шинкует капусту»). «Волки рыщут, пищу ищут» пропеть громко, тихо. Поработать над артикуляцией.)
- Работа над дыханием. (Поем «Ой, ой, ой» звонко, плаксиво, хитро и лукаво).
Проговариваем - КПТ – ПТК колдуют злые волшебники (Грозно, уверенно.) Помогаем жестами.
Проговариваем - КПТ – ПТК колдуют добрые волшебники. (Светло, спокойно.)
- А теперь нас ждёт музыкальная загадка. Звучит вступление к песне «Весенняя полечка» м. и сл. Олифировой. (дети узнают знакомую песенку, затем исполняют её).
Исполняют: 1куплет - все, 2куплет - девочки, 3 куплет - мальчики, 4куплет – все вместе.
М. р. - У всех детей чудесные мамы : очень ласковые и заботливые. Но у мамы или папы есть своя мама – это ваши бабушки.
Вы, конечно, все любите своих мам и бабушек, но случается, что и они могут немножко заболеть или у них может быть просто плохое настроение. А чем можно им помочь? (ответы детей : предложить чай, оказать внимание, пожалеть, поцеловать)
- А если мы споем веселую песню и сыграем на музыкальных инструментах? (ответы детей).
Дети исполняют песню «Песенка – чудесенка»
сл. А. Кондрашев м. М. Протасов
(на проигрыш играют на колокольчиках и треугольнике.)
- Как вы думаете, а если мы исполним еще веселый танец, это создаст отличное, радостное настроение маме и бабушке? Тогда берем эти яркие игрушки и начинаем танцевать, и обязательно с улыбкой!
Исполняется танец «Кукляндия»
«Ритмическая мозаика» А. Бурениной.
М. р. Я думаю, что такие замечательные песня и танец помогут поднять настроение нашим близким! Обязательно исполните песенку или танец для своих мам и бабушек, пусть они порадуются и улыбнутся.
- Наше занятие подходит к концу, и мне тоже хотелось бы вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шаров. Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? (ответы)
- Я предлагаю вам оживить эти воздушные шары, и давайте постараемся, как можно более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.
- Теперь понятно, что это – грустный шарик, а тот задумчивый, мечтательный, а этот – веселый «Хохотунчик». Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение.
- Мы сегодня очень хорошо поработали, молодцы, а скажите мне, что вам запомнилось или понравилось больше всего? (ответы детей)
- Наше занятие подошло к концу. Вы можете взять шарики с собой в группу и поиграть с ними. До свидания, до новых встреч!