Получи документы

Конспект музыкального занятия «Музыкальные шедевры. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Стрельникова Елена
Конспект музыкального занятия «Музыкальные шедевры. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ

в рамках программы «Музыкальные шедевры»

опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Цель:

Публикация «Конспект музыкального занятия „Музыкальные шедевры, Опера Н, А, Римского-Корсакова „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах

познакомить детей с музыкальным жанром «опера» на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

• способствовать развитию музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при слушании классической музыки

• познакомить с содержанием, главными персонажами, основными темами оперы «Руслан и Людмила»,

• учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, давать им словесные характеристики,

• самостоятельно передавать в движениях характер, настроение музыки,

• развивать творческую фантазию и воображение.

Музыкальный материал :

1) "Море" (вступление ко 2-му действию,

2) «Полёт шмеля»,

3) "Три чуда " (симфоническая картина-вступление к 4-ому действию).

Художественное оформление:

презентация, иллюстрации сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Ход занятия:

Дети входят под музыку в зал, приветствуют всех присутствующих.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о театре, и совершим удивительное путешествие в музыкальную страну под названием «опера».

Что такое театр? Какие театры вы знаете? Вы знаете, что за здание изображено на экране? Показ слайда с изображением Большого Театра

Во всех больших городах есть театры, и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете, для чего люди ходят в театр?

Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Посмотрите, зайдя в здание, мы попадаем в фойе. Показ слайда.

Где люди могут отдохнуть и пообщаться… а после звонка, который приглашает всех на спектакль мы попадаем в зрительный зал. Показ слайда.

Нижние ряды называются портер, а это что такое в театре? (Рассматриваем и поясняем что такое балкон, ложе, оркестровая яма, кулисы).

Мы с вами попали в музыкальный театр, и сегодня здесь мы познакомимся с оперой великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

А вы помните, что такое опера?

Это музыкальный спектакль, в котором люди не разговаривают, а поют.

Ребята, а любите ли вы сказки?

Какие русские сказки вы знаете?

Кто сочиняет сказки?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки. Отправимся в гости к царю Салтану. В какой сказке он живёт?

- В Сказке о царе Салтане"

Кто написал эту сказку? Александр Сергеевич Пушкин

На сюжет прекрасной сказки написана опера " Сказка о царе Салтане ". Написал её великий русский композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказочником его зовут недаром, с его творчеством ярким цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победы добра над злом и несправедливостью. То же самое выразил Римский-Корсаков в своей музыке. Ни один композитор не написал так много музыкальных произведений на сказочные сюжеты, как Н. А. Римский-Корсаков. Он написал оперы : "Снегурочка", "Садко", "Золотой петушок", "Кощей Бессмертный " и многие другие произведения.

Сегодня мы немного познакомимся с оперой "Сказка о царе Салтане ". Все вы знаете «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Помните?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком….

- Царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из 3-х девиц. Ту, которая пообещала родить для батюшки - царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что они не стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса (так звали жену царя) родила сына, злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку».

А дальше по приказу царя.

«И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в океан -

Так велел - де царь Салтан».

Звучит «MOPE» (фрагмент - вступление ко 2-му действию).

Какое море изобразил композитор?

- Загадочное, с блестящими, мерцающими звездами. Широкое, могучее, грозное.

Кто исполняет?

- Симфонический оркестр (перечислить группы инструментов симфонического оркестра)

Волны выбрасывают бочку на остров, царевич Гвидон «отбивает дно», мать и сын теперь на воле. Здесь царевич встречает лебедь - птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует Гвидона. Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит лебедь - птица. В кого она превращает царевича гвидона? Она превращает Гвидона в шмеля.

Звучит «ПОЛЕТ ШМЕЛЯ»

Вы не раз слышали эту музыку. Музыкальный фрагмент оперы называется «Полет шмеля».

Как звучала музыка, какая она?

- Гудящая, шмелиная, построена на повторяющихся звуках.

- Быстрая или медленная?

- Очень быстрая, стремительная.

- Музыка грустная или радостная?

- Радостная.

Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему «Полет шмеля» звучит так радостно.

Итак, Гвидон прилетел к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, в волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне - Лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33-ёх богатырях, выходящих из морских пучин.

Сейчас мы послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными красками оркестра рассказывает об этих персонажах оперы, трех чудесах и городе Леденце. Эта музыка начинается с сигнала - призыва слушать сказку. Вы его услышите несколько раз на протяжении звучания музыки - он отмечает появление нового чуда.

Затем слышится музыка, которая обрисовывает сказочно - пышный город Леденец. Мелодия в высоком регистре напоминает серебристый светлый перезвон маленьких колокольчиков. Затем к этим колокольчикам присоединяются большие колокола. Музыка будет звучать громко, ярко, ликующим перезвоном. А затем появляется одно из трех чудес. А какое? Решать вам.

Ваша задача: услышать какое чудо появится 1-ым, какое 2-ым, а какое 3-им? И вслушивайтесь внимательно в музыку : слушайте, какая она, чтобы потом рассказать о ней, какими вам представляются эти три чуда.

А я вам напомню, как А. С. Пушкин рассказывает свою сказку :

«. Остров на море лежит.

Град на острове стоит.

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо,

Вот какие там три чуда:.

Есть там белка, что при всех

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет,

При честном, при всем народе

«Во саду ли, огороде»

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И очутится на бреге

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит, .

А во лбу звезда горит.».

Понравилась музыка? Какая она в целом, кто может сказать?

- Сказочная, праздничная.

Какое чудо было первым? – Белка

Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Легко, весело, игриво.

На какой жанр похожа: песню, танец или марш?

- На песню и танец.

Белочка напевает свою песенку и легко танцует.

Где звучит мелодия: наверху, внизу, в середине?

-Наверху.

Какой представляется белочка?

-Маленькой, грациозной.

Какое чудо было вторым?

- 33 богатыря.

Почему вы так решили, как звучала музыка?

-Торжественно, воинственно, мужественно, могуче.

Какой жанр?

- Марш.

Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа. Перед нами предстают сказочные богатыри. В музыке слышится рокот морских волн.

Какими представляются богатыри?

-Мужественными, могучими, сильными.

Какое 3-е чудо?

- Царевна - Лебедь.

Какая музыка?

-Нежная, певучая, «узорчатая», широкая, плавная, мягкая, возвышенная.

Жанр?

- Песенная.

Какой образ предстает перед вами?

-Прекрасная, нежная Царевна - Лебедь.

Конечно, как и в каждой сказке, в «Сказке о царе Салтане» все кончилось благополучно. Лебедь - птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказывали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисойи своим сыном Гвидоном.

На радостях простили злых сестер - повариху и ткачиху. Сказка окончилась веселым пиром.

Итак, ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?

(ответы детей).

Кто автор сказки?

(ответы детей).

Кто автор оперы?

(ответы детей).

Как называются музыкальные фрагменты этой оперы, которые мы слушали? Понравилась музыка сказки? Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания

Публикации по теме:

«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир»«Сказка о морском Царе, дочке его Осетринке и другом морском люде» в рамках проекта «Этот удивительный подводный мир» В середине марта, после всех хлопот, связанных с праздником для мам и бабушек, стартовал в нашей группе новый познавательный проект «Этот.

Фоторепортаж «Детская опера «Брундибар» ко Дню памяти и скорби — 22 июня»Фоторепортаж «Детская опера «Брундибар» ко Дню памяти и скорби — 22 июня» Хочу поделиться с вами, друзья, знаменательным событием, которое произошло в нашей жизни именно сегодня, накануне 22 июня, дня Памяти и.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Конспект музыкального занятия «Прогулка в лес» Задачи: стимулировать творческую активность детей; развивать певческие данные с помощью специальных творческих заданий; с помощью звукоподражания.

Конспект музыкального занятия «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятие «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятия «Этикет для малышей» для старшего дошкольного возраста подготовила.

Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Вторая младшая группа. Цель. Развитие музыкальных способностей через музыкально-игровую деятельность.

Макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работаМакет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Коллективная работа Ко Дню рождения А. С. Пушкина мы с детьми изготовили макет «Тридцать три богатыря» по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» Назначение.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими рукамиМузыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками Мастер-класс. «Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками»Хочу представить вашему вниманию мастер-класс.

Фоторепортаж «Опера Ж. Бизе «Кармен» в Екатерининском»Фоторепортаж «Опера Ж. Бизе «Кармен» в Екатерининском» Сегодня на парадном плацу Екатерининского дворца состоялось закрытие VI Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера - всем". Мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Музыкальные шедевры. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Опубликовано: 6 мая 2020 в 22:51
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД