Нина Николина
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну марша» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ № 4
Средства: фонограммы музыкального произведения М. И. Глинка «Марш Черномора».
Оборудование: музыкальные инструменты – клавесы, колокольчики, бубны, тарелки, маракасы.
Методы: Беседа методика Ветлуговой; наглядно - слуховой.
Дети заходят в зал под марш Золотарёва, встают в круг.
1 СЛАЙД - ТЕМА.
ПАУЗА - ЗАСТАВКА.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Путешествие в страну марша“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Давайте начнём занятие с песенки-распевки.
Песенка-распевка «Доброе утро!» сл. и муз. Арсеневской.
Муз. рук. Сейчас поиграем в речевую ритмическую игру «Волшебный барабан». Давайте придумаем ритмический рисунок (дети предлагают) Например. III,III
Показ музыкальным руководителем.
Бьет волшебный барабан - бам, бам, бам, бам, бам, бам (хлопают в ладоши)
А волшебный барабум -бум, бум, бум, бум, бум, бум, бум (по коленкам)
А волшебный барабах - бах, бах, бах, бах, бах, бах (топают ногами)
А волшебный барабух - бух, бух, бух, бух, бух, бух (по плечикам)
Барабан и барабум поднимают страшный шум (имитируют игру на барабане)
Барабух и барабах, громко скажут нам - ба-бах! (поочерёдно шлёпают по коленям)
ПАУЗА. ПОРТРЕТ А. С. ПУШКИНА
ПАУЗА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Муз. рук. Ребята, мы с вами познакомились с поэмой сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Понравилась вам сказка?
Муз. рук. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского композитора М. И. Глинки.
ПАУЗА. ПОРТРЕТ М. И. ГЛИНКА
Композитор, прочитав поэму, влюбился в эту красивую, очаровательную сказку. Он вдохновился этой поэмой и написал к ней музыку. Музыку к опере М. И. Глинки «Марш Черномора». Опера – это музыкальный спектакль, где все действующие лица поют. Композитор работал творчески и музыку написал быстро. Кратко вспомним содержание.
Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.
Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски.
Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».Черномор - это злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».
Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.
Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.
В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.
С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.
Послушаем МАРШ ЧЕРНОМОРА. (фонограмма)
(По ходу муз. рук. обращает внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо).
ПАУЗА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИДЕТ ЧЕРНОМОР.
СЛУШАНИЕ (фонограмма)
Муз. рук. Чтобы оркестровать этот марш, мы с вами по частям будем слушать и подбирать музыкальные инструменты.
1- 4 т. Тарелки.
5 -8 т. Клавесы.
9 - 12 т. Тарелки.
13 – 16 т. Клавесы.
17-18 т. Бубны
18 (из-за такта) – 20т. Треугольники.
21-22 т. Бубны
22-24 т. Треугольники.
25-28 т. Тарелки.
29 – 32 т. Клавесы.
33-36 т. Тарелки.
37-40 т. Клавесы.
41-48 т. Колокольчики, треугольники.
49 – 52 т. Бубны.
53 – 60 т. Колокольчики, треугольники.
1-40т. Повтор.
Муз. рук. Молодцы, ребята! Оркестровать «Марш Черномора» было не легко, но мы с вами сегодня всё разобрали, а следующих занятиях будет отрабатывать.
И давайте посмотрим фрагмент из театрализованного представления оперы «Руслан и Людмила».
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА «МАРШ ЧЕРНОМОРА» М. И. ГЛИНКА
ПАУЗА. ЗАСТАВКА ДО СВИДАНИЯ!
Муз. рук. Спасибо за активное участие! (поёт) До свидания! (дети отвечают)
Под музыку уходят из зала.