Марина Васильевна Фомина
Конспект на тему: «А. С. Пушкин — наш любимый поэт».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему: «А. С. Пушкин - наш любимый поэт».
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, развивать интерес к событиям прошлого. Формировать проявление инициативы детей в проведении воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о местах, связанных с жизнью поэта. Приобщать к словесному искусству. Развивать и воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Публикация «Конспект на тему: „А, С, Пушкин — наш любимый поэт“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
I часть. Вводная.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас портреты детских писателей; назовите тех, кого вы знаете.
Дети называют: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Бианки, К. Ушинский, А. Пушкин.
Воспитатель: А как вы думаете, о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить?
Дети: Об А. С. Пушкине.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что в центре книги много произведений А. С. Пушкина, в центре творчества – картина из бересты «Пушкин в Болдино» и на вашем столике стоит портрет А. С. Пушкина.
Воспитатель: Вы правы, сегодня мы будем говорить о великом русском поэте А. С. Пушкине.
II часть. Информационная.
Воспитатель: Перед вами репродукция портрета А. С. Пушкина художника О. А Кипренского.
Орест Кипренский писал Пушкина с натуры. Он встречался с поэтом, беседовал с ним, всматривался в его лицо. Пушкину нравился этот портрет: «Себя как в зеркале я вижу», - написал он в стихах. Пушкин на портрете стоит, гордо скрестив руки на груди. Через его плечо переброшен клетчатый плащ. Позади видна бронзовая фигура Музы с лирой в руке. Древние считали эту богиню покровительницей поэзии. Пушкин как будто спокоен и задумчив. Но, внимательно вглядываясь в портрет, мы замечаем непослушные волосы, словно слегка взлохмаченные ветром; легкий, быстрый поворот головы, печаль и тревогу в ясных, устремленных вдаль глазах, в суровой складке губ.
«Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы… чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости, и весь он чудо» (М. Горький)
Воспитатель: Дети, какой красивейший уголок Нижегородской области связан с жизнью и творчеством А. С. Пушкина?
Дети: Село Болдино.
Воспитатель: Пушкин приезжал в имение своих предков трижды (1830, 1833, 1834 г. г.) и всегда осенью. Он очень любил это время года и обычно много писал в осенние месяцы. За три месяца в 1830 г. АС Пушкин написал около пятидесяти гениальных произведений. Никогда ни один великий поэт в мире не мог написать так много за столь короткое время. Многие называют Болдинскую осень чудом и приезжают в Болдино, чтобы своими глазами увидеть те места, где много лет назад это чудо свершилось. С недавних пор ежегодно 6 июня в Болдино отмечается Пушкинский день России. Вот и я предлагаю вам сейчас перенестись, как осенним листочкам, в прекрасный старинный парк, в Болдино.
Физкультминутка «Осенние дорожки».
III часть. Проблемная (Иллюстрации усадьбы).
Воспитатель: Вот мы и оказались в болдинском старинном парке. Здесь еще живы деревья, которые посадил сам Пушкин. В парке два больших пруда – Верхний и Нижний. На берегу Нижнего пруда мы видим беседку. Проходя через горбатый мостик Верхнего пруда хочется полюбоваться темной гладью воды, в которой отражаются дом, деревья и сам мостик. Как вы думаете, почему мостик прозвали горбатым?
Дети: Потому что он не ровный, изогнутый.
Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться на экскурсию в дом – музей А. С. Пушкина. Скажите, что такое «дом – музей»?
Дети: Это дом, в котором сейчас никто не живет, в нем хранятся старинные вещи принадлежащие Пушкину.
Воспитатель: Кто хочет быть экскурсоводом? (На мольберте иллюстрации: зал, кабинет Пушкина в Болдино).
Ребенок – экскурсовод: Самая большая комната в доме называется зальце. В ней старинная мебель: круглый стол, диван, кресла. Все эти вещи подлинные, стояли здесь и 200 лет назад. На стенах – портреты предков поэта. В таких комнатах в те времена обычно принимали гостей, устраивали танцы. Но в болдинском доме при А. С. Пушкине было пусто и тихо. А сам он почти все время проводил в комнате рядом с зальцем, где находился его кабинет. В Болдине кабинетом для него стала обычная комната. Здесь он спал. А проснувшись утром, пил кофе и, устроившись на диване с толстой тетрадью на коленях, начинал писать. Ближе к вечеру Пушкин выходил из дома и отправлялся на прогулку. Осенью темнеет рано. Вечером он читал и уже в 9 часов ложился спать. Но часто ему не спалось, и тогда он зажигал свечи и работал иногда ночи напролет.
Ребенок-экскурсовод: А сейчас я предлагаю вам, ребята, разгадать кроссворд, ключевым словом которого является слово Пушкин. А все слова, зашифрованные в кроссворде, вы можете найти на фотографиях кабинета Пушкина в Болдино.
По горизонтали:
1. Чем писал А. С. Пушкин? (перо)
2. Какое сложное слово получится, если пишут рукой? (рукопись)
3. Нужна для кофе и чая. (чашка)
4. Место для отдыха. (кресло)
5. Куда ставят свечи? (подсвечник)
6. Хранят память о творчестве. (книги)
Воспитатель: Ребята, свяжите эти слова по смыслу и составьте логическую цепочку.
Дети: А. С. Пушкин работал, сидя в кресле, при свечах в подсвечниках. Рукопись писал пером. Когда уставал, выпивал чашку кофе. После долгих трудов получались прекрасные книги.
Воспитатель: Молодцы, все слова кроссворда логично соединили по смыслу. А сейчас я предлагаю разгадать еще один кроссворд «Любимое время года А. С. Пушкина» (осень)
По горизонтали:
1. Емкость для стирки белья в «Сказке о золотой рыбке» (корыто)
2. Небесное светило, к которому обращался Елисей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» (месяц)
3. Клюнул царя в лоб (петушок)
4. Синоним слова богатыри в «Сказке о царе Салтане» (великаны)
5. Царица разговаривала с ним о красоте (зеркальце)
IV часть. Стимулирование детских вопросов.
Воспитатель: Болдино - родина пушкинских сказок. Ни разу поэт не уезжал отсюда без новой сказки. Поэтому в настоящее время в Болдино открыт музей пушкинских сказок, над созданием которого трудились и взрослые и дети. А вы любите сказки Пушкина? Тогда вы легко отгадаете загадки, которые приготовили для вас ваши друзья.
Ребенок:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Из какой сказки этот отрывок?
Дети: Это "Сказка о царе Салтане"
Второй ребенок:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Из какой сказки этот отрывок?
Дети: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
Третий ребенок:
В какой сказке море несколько раз меняет свое состояние? (взволновалось, почернело, разыгралась буря).
Дети: В "Сказке о золотой рыбке".
Четвертый ребенок: А теперь отгадайте, какие сказки живут в волшебном сундучке.
Дидактическая игра "Волшебный сундучок". (Иллюстрационный материал, см. приложение).
Воспитатель: Сказки А. С. Пушкина - это просто чудо! И сейчас мы споем песню "Чудо-сказки" (физкультминутка).
V часть.
Воспитатель: Сказки А. С. Пушкина мудры и актуальны в настоящее время. Чему они нас учат? Например, почему умерла царевна в "Сказке о мертвой царевне"?
Дети: Она съела отравленное яблоко. Нельзя брать угощения у незнакомых людей. Надо быть осторожными.
Воспитатель: Почему так менялось море в "Сказке о золотой рыбке"?
Дети: Море сердилось. Нельзя быть такими, как старуха в сказке, жадными.
Воспитатель: А почему Золотой Петушок клюнул царя?
Дети: Царь не сдержал данного слова.
Воспитатель: В общем, сказки А. С. Пушкина учат нас быть добрыми, честными, порядочными. Ведь недаром говорят: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Ребенок:
С детства сказки Пушкина помогают жить.
С добрыми героями учат нас дружить,
Елисей в них и Гвидон, царь Салтан и рыбка,
Похождения Балды вызовут улыбку.
Поиск счастья в них, любви, дружбы незабвенной -
Сказки каждому нужны в жизни современной.
VI часть. Символизация.
Воспитатель: А сейчас, дети, кто хочет прочитать стихи Пушкина?
Первый ребенок:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора. (из романа "Евгений Онегин")
Второй ребенок: "Осень".
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Третий ребенок:
За весной, красой природы
Лето знойное пройдет -
И туман, и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе,
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны. (из поэмы "Цыганы")
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы знаете и любите произведения А. С. Пушкина, как сказки, так и стихи. А повзрослев, вы познакомитесь со всемирно известными поэмами и прозой. Теперь же нам пора возвращаться из дома-музея А. С. Пушкина в детский сад, закройте глазки (включается "волшебная музыка").
VII часть. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад, и я предлагаю всем вместе сделать макет "Горбатый мостик на Верхнем пруду", где любил стоять много лет назад А. С. Пушкин.