Розалия Хисматуллина
Конспект занятия «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с русской народной культурой.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.
Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ, наглядный (показ образца, показ предмета, практический (роспись игрушки, игровой.
Задачи:
Познавательное развитие:
- познакомить с историей дымковской игрушки;
Публикация «Конспект занятия „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.
Социально – коммуникативное:
-формировать позитивные установки к творчеству;
-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.
Речевое развитие:
- учить детей отвечать на поставленные вопросы;
-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Художественно – эстетическое развитие:
- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;
- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Физическое развитие:
-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.
Словарная работа: слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.
С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия.
А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими.
Ласковое название дымковской игрушки- дымка.
Дети рассказывают стих:
В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.
Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».
Как же изготовляется дымковская игрушка? Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.
Воспитатель: Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).
Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Деты рассказывают стихи.
Шляпка грибком,
Руки крендельком-
Ходит барышня- красавица
По улице пешком.
Индя- индя- индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Уточка- марфуточка
Бережком идет,
Уточек- марфуточек
Купаться ведет.
Воспитатель: Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку?
Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.
Физкультминутка
Игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей (закрывают руками брови,
Вот с такими ушами (показывают большие уши,
Вот с такими носами (показывают большой нос,
Вот с такими усами (показывают усы).
С такой головой (показывают большую голову,
С такой бородой (показывают большую бороду,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.
- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
-Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
-Из чего изготовлены дымковские игрушки?
В конце занятия устраивается выставка.
Литература:
1. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981. -192 с., ил.
2. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. заведений. - М. : Высш. шк., 1992. - 159 с.
3. Ж. «Дошкольное воспитание», №6, 2013.