Нина Филиппова
Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ № 5 «Сказка»
Конспект
на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста на играх-занятиях»
«Волшебный сундучок»
Воспитатель : Филиппова Нина Евгеньевна
г. Мыски
2020 г.
Цель: Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игру.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста „Волшебный сундучок“» размещена в разделах
-Закреплять умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве.); побуждать интерес и желание называть цвета, форму, количество;
-Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами,умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата);
-Активизировать речь детей; обогащать словарь детей.
Актуальность:
Система направлена на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей).
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного восприятия, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Основная задача сенсорного воспитания - помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Направления работы:
Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
Обучение способам обследования предметов
Развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина)
Образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные
Личностно-ориентированные
Исследовательские
Игровые
Принципы организации работы:
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип усложнений
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости (мишка,зайка). Давайте поздороваемся. Дети говорят: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Ребята, по-моему, за дверью кто- то стучит? Кто же это?» (Выходит и приносит в группу сундучок).
— «Но вот беда, он не открывается! Может быть там лежит клад? Посмотрите, здесь письмо! Пишет нам зайка из волшебного леса : «Для того, чтобы открыть мой волшебный сундучок, вы должны выполнить все мои задания».
Воспитатель: - «Ребята, чтобы открыть волшебный сундучок мы сейчас с вами отправимся в волшебный лес. Идем?»
Дети: Да
Воспитатель: - Ребята,посмотрите,что это?
Дети: Ленточки
Воспитатель: Посмотрите какие красивые ленты, но они разные (короткие и длинные). Мы отправляемся в волшебный лес и наши ленточки превращаются в дорожки.
Оборудование : две ленточки разного цвета и длины.
Воспитатель: Посмотрите перед нами две дорожки, желтая и красная, одна короткая, а другая длинная. Вот это дорожка кого цвета? Дети: Красного цвета. Воспитатель: Она короткая или длинная?
Дети: Длинная.
Воспитатель: Вот это дорожка кого цвета?
Дети: Желтого цвета.
Воспитатель: Короткая или длинная?
Дети: Короткая.
Воспитатель: идем дальше… по красной дорожке.
Воспитатель: Посмотрите, это же полянка. На ней стоят домики. «Прищепки»
Оборудование: стол, игрушка – ежик, шаблоны,прищепки
Воспитатель: Какие тут разные домики. (Рассматриваем домики).
Воспитатель: Это какой дом?
Дети: большой.
Воспитатель: А этот?
Дети : маленький
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним стишок про домик в лесу (пальчиковая гимнастика)
Есть в лесу из бревен дом,
Есть окошко в доме том.
Посмотрите в то окошко,
Тихо там, темно…
Осторожно кулачком
Тук-тук-тук….
Воспитатель : постучим в домики…. Тук-тук…Кто в домике живет?
Дети: Зайки, лягушка, мышка…
Воспитатель: Тишина,а давайте постучим в большой домик.
Дети: Тук-Тук….
Воспитатель: Кто это?
Дети : ежики
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько много тут ежат, а чего нет у наших ежат!
Дети : Колючек
Воспитатель: Поможем ежатам вернуть иголочки на спину?
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите в коробочке иголочки (прищепки, давайте их прикрепим к каждому из ежат. (Дети выполняют задание, а воспитатель помогает сам или просит уже выполнивших задание помочь другим.)
Воспитатель: Молодцы! Идем дальше. Посмотрите,еще одна полянка «Яблоки и листочки»
Оборудование : Корзинка с яблочками и листиками, цветные тарелочки.
Воспитатель: Посмотрите стоит корзинка. Ребята, а что в корзинке?
Дети: Яблоки и листочки.
Воспитатель: В корзинке есть записка.
«Разложите яблочки и листочки в цветные тарелочки.»
Ребята, помогите разложить яблоки и листочки по цветам. Желтая тарелочка - желтые яблоки и листочки и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Идем дальше искать еще одну полянку «Разноцветные шарики»
Оборудование: коробки разных цветов и корзина с разноцветными шарами.
Воспитатель: Ребята посмотрите на дорожке стоит корзина, с чем она?
Дети: С шариками.
Воспитатель: - Ксюша, посмотри, шарик какого цвета? (красного, а у тебя Маша, какого цвета? (желтого). Молодец--- А у тебя, Настя, шарик какого цвета? (красного). Молодец! А теперь их надо разложить так чтоб, зайка посмотрел какие мы молодцы и можем справиться с любым его заданием. Сейчас разложим наши шарики. В красную коробку красные шарики, в желтую коробку желтые шарики.
Воспитатель: Вы не забыли, что мы с вами в волшебном лесу …. И сейчас мы превратимся в жучков и потанцуем.
Физкультминутка «Танец жучков»
Воспитатель: Стоп. Мы немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Все задания зайки мы выполнили пора нам и к сундуку возвращаться. Обратно мы с вами пойдем вот по этой дорожке. Какого она цвета?
Дети: Желтая
Дети садятся на стульчики, а воспитатель открывает сундук.
-Ребята, вот это подарок! (показывает открытый сундук детям). Вы любите играть с воздушными шариками?
Дети:да
Воспитатель:- Какие красивые шарики.
-Маша, какого цвета этот шарик (ответ детей : зеленого, красного ….)
Воспитатель: В сундучке, что-то еще есть
Дети: Ленточки
Воспитатель : Предлагаю к каждому шарику привязать ленточку такого же цвета как шарик (Дети поочередно выбирают шарик и ленточку. По ходу воспитатель спрашивает, какого цвета ленточка)
Ребята, давайте подарим и нашим гостям шарики.
Литература:
1. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 2-3 лет. Павлова Л.
2. Сенсорное развитие. Грушина Л. В.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Венгер Л. А.
4. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Пилюгина В. А.
5. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»