Получи документы

Конспект занятия для старших дошкольников «Народные промыслы России»

Елена Тимошенко
Конспект занятия для старших дошкольников «Народные промыслы России»

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.

Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Развитие речи»

Цель: Прививать у детей чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.

Задачи: уточнять и систематизировать представление детей о различных видах декоративно- прикладного искусства: гжель,, хохломской, жостовской росписи;

формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения талантом русского народа;

Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Народные промыслы России“» размещена в разделах

обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия элементов росписей;

воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, прививать уважение к труду мастеров декоративно-прикладного искусства.

Предварительная работа: беседы о народном искусстве; занятия по декоративному рисованию; рассматривание тематических альбомов о народных промыслах, музыкальные занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

1 этап: Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- Выходи, честной народ, затевай-ка хоровод!

Народная игра «Золотые ворота»

Цель: развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ход: Выбираются два игрока. Они отходят в сторону и договариваются, кто кем будет (солнце – луна; день-ночь; красное - белое и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя «ворота». Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и ловят того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки.

- Ребята, я сегодня убирала в шкафу и нашла вот такие замечательные предметы.

Воспитатель показывает предметы декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая росписи)

- Как вы думаете, нам нужны они и для чего?

Если дети отвечают согласием:

Я тоже так думаю.

Если дети не проявляют интереса:

А может мы попробуем разобраться?

2 этап: Способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- Давайте посмотрим, что у нас есть? Дети перечисляют: посуда, поднос, игрушка, доска.

- А они все сделаны из одного материала? Если дети отвечают правильно:

Как здорово, что вы это знаете.

Если дети затрудняются воспитатель помогает:

Давайте возьмем в руки и попробуем определить материал.

(Глина, железо, дерево)

- А как вы думаете, расписаны эти предметы одинаково, узоры у них похожие или разные? Если дети отвечают не верно:

Интересный вариант! Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

Какие вы внимательные.

- Друзья, а кто сделал все эти изделия? Точно. Именно так.

- Русские люди всегда создавали красоту вокруг себя своими руками, красоту особую. Эта красота была для своей семьи, своих детей.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- А кто знает, как называются изделия, созданные своими руками и расписанные в определенном стиле? Если дети отвечают правильно:

Отлично!

Если дети затрудняются, воспитатель помогает:

художественные промыслы.

- Давайте рассмотрим эту посуду. Из чего она сделана?

-И как она называется? Из глины.

Здорово.

Показ слайдов «Гжельская посуда»

- Гжельские изделия легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

- А где делают такую посуду? Рассказы детей.

Ребенок читает стихотворение о гжельской посуде.

Чудо бело-синее в Гжели мы видали,

Лучшую посуду там мы покупали.

Чашки, чайники, масленки, сувениры и часы

Удивительной красы!

- Давайте поиграем.

Игра «Собери узор»

Цель: учить детей собирать декоративные композиции на основе разнообразных силуэтов в стиле определенного промысла.

Ход: Детям раздаются силуэты посуды, на столе разложены элементы гжельской росписи. Предложить детям на силуэтах выложить узор.

- Выбирайте следующее изделие.

- Из чего это сделано? (Жостовский поднос)

Верно.

Показ слайдов «Жостовский поднос»

- Вначале трудился кузнец, листу железному форму придал: круглую, овальную, прямоугольную. Затем художник взялся за работу: черным лаком лист покрыл и нарисовал узор из цветов и листьев.

- Ребенок читает стихотворение о Жостовском подносе.

До чего же он хорош – этот жостовский поднос!

Все цветы горят на нем, словно писаны огнем,

Не цветы, а просто диво! Нарисованы красиво!

Маки, лютики, ромашки оживут из русской сказки.

- Давайте вспомним, где делают такие подносы? Точно так. Замечательно.

- Цветы на таких подносах сказочно красивы, тщательно прорисован каждый лепесток.

- Друзья, а где можно использовать эти подносы?

Интересная идея. Я с тобой согласна.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Загадка про матрешку.

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька,

Открой куклу Сашеньку,

А там – крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

О ком эта загадка?

- Кого изобразил художник, расписывая матрешку?

Если дети отвечают неверно:

Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

Совершенно верно.

Показ слайдов «Матрешки»

- Матрешка считается символом России. Их делают почти в каждой области. Но везде есть свой почерк, свой рисунок. Они все отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник, полушалок.

Ребенок читает стихотворение о матрешке.

Матрешка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан.

На голове платочек – не найдешь изьян!

На первый взгляд – простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор.

Милая улыбка, загадка внутри…

Сколько же в ней куколок?

Ну-ка разбери!

- А что это?

- А какая роспись на этой посуде (Хохломская) Посуда

Вы очень внимательные

Показ слайдов «Хохломская роспись»

старину люди ели из деревянной посуды.

- Чтобы получить такое чудо, сначала мастер должен выточить ложечку или чашку из дерева, потом расписать красками, готовое изделие покрывают лаком и ставят в печь, чтобы оно высохло, закалилось. Такая посуда легкая, красивая, деревянная ложка никогда не обжигает рот. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами.

- На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

- Художественная резьба и роспись по дереву являются самыми древними видами русского народного творчества.

-А сейчас я предлагаю вам поиграть

Игра «Чей узор?»

Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память. Вызвать интерес к росписи.

Ход: На столе разложены карточки с элементами разных росписей

Я рада, что вы справились со всеми заданиями

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей/ примечание

- Ребята, изделия русских мастеров известны не только в России, но и за ее пределами. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России. Это наша национальная гордость, символы нашей Родины.

- Как вы считаете, нужны нам такие предметы русских умельцев?

- А вам что больше всего понравилось из наших вещей? Я с вами согласна.

Рассказы детей.

- Душа русского человека любит красоту. Русский умелец всегда стремился все украсить вокруг себя: если окна, то с красивыми резными наличниками, если поднос, то с красивыми цветами. Это настоящее произведение искусства!

- Я очень рада, что вы заинтересовались русскими народными промыслами. Я предлагаю вам спросить у ваших бабушек и дедушек, может у них дома сохранились изделия народных умельцев.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Фотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России»Фотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России» С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — промысел. Она сочетала производство.

Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России»Опыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России» В связи с тем, что сегодня день музыкальных инструментов на МААМ хочется представить опыт создания и украшения музыкальных инструментов.

Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет)Ярмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет) В нашем детском саду появилась новая традиция! В марте мы проводим «Ярмарку», где представлены народные промыслы России. В прошлом году.

Лэпбук «Народные промыслы»Лэпбук «Народные промыслы» Добрый вечер, представляю Вашему вниманию свой лэпбук "Народные промыслы", для детей старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать знакомство.

Мастер-класс «Изготовление детьми наглядного пособия «Народные промыслы России»Мастер-класс «Изготовление детьми наглядного пособия «Народные промыслы России» (вариант дидактической игры) Значение дидактических игр и пособий известно всем. Если же эти пособия и игры делают сами ребята, то ценность.

Лэпбук «Народные промыслы России»Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,.

Мини-музей «Народные промыслы России»Мини-музей «Народные промыслы России» Мини-музей "Народные промыслы России" Цареградская Анна Сергеевна. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала.

Проект «Народные промыслы России» в старшей группеПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для старших дошкольников «Народные промыслы России»
Опубликовано: 25 октября 2021 в 12:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД