МААМ-картинки

Конспект занятия «Научная экспедиция на крайний Север» в подготовительной к школе группе

Нина Зинковская
Конспект занятия «Научная экспедиция на крайний Север» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: систематизировать знания об особенностях природных условий Крайнего Севера, дать представления об элементарных взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Закрепить название животных Севера.

Упражнять в составлении описательного рассказа о животных. Активизировать в речи детей мало употребляемые слова, связанные с Севером. Знать их лексическое значение.

Воспитывать стойкий интерес к приобретению знаний, интересных фактов.

Публикация «Конспект занятия „Научная экспедиция на крайний Север“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Словарь: Экспедиция, Крайний Север, Северный Ледовитый океан, Северное сияние, полярный день, полярная ночь. Народы севера : ханты, манси, эвенки, чукчи, эскимосы. Одежда и обувь северян : ягушка, паница, кухлянка, малица, торбаса. Жилище: яранга, иглу, чум. Рыбы: муксун, нельма, омуль, стерлядь.

Предварительная работа:

Организация развивающей среды: выставка литературы в книжном уголке по теме «Крайний Север»; тематического альбома «Животные Севера»; дидактических картин для рассматривания «Северный олень», «Олени в тундре», «Оленья упряжка», «Северный олень», «Жители крайнего Севера».

Беседа: «Кто на Севере живет? - знакомство с животными Севера, их повадками, внешним видом;

• Составление рассказов, загадок;

• Просмотр видеофильмов «Путешествие на Крайний Север», «Охота белого медведя»

• Просмотр мультфильма «Умка».

Чтение художественной литературы: сказки: «Отчего у белого медведя нос черный» юкагирская сказка, «Кто оленя научил быстро бегать»

• Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (аппликации, лепке, рисовании).

• Создание лэпбука «Природа Севера»

Материал: «планшет» из фетра, картинки с изображением климата, животных, одежды, деятельности народов Севера. Таз с водой, емкость с растительным маслом, ватный диск, пинцет – для эксперимента. Фишки: красного, зеленого, желтого, синего цвета и флажки такого же цвета. М/и «Угадай животное по голосу». Видео «Северное сияние», мелодия из х/ф «Два капитана»; «Вьюга». Для аппликации: отрезки бумаги 7* 14, клеевые карандаши, клеенки, салфетки (по количеству детей). Костюмы северян.

Ход:

Дети заходят в группу. На входе берут с подноса фишку определенного цвета. Располагаются полукругом на ковре. Здороваются с гостями.

Проходят за столы.

Восп: - Ребята, вы сегодня, когда шли в детский сад, обратили внимание на погоду? (ответы детей).

- Какое время года сейчас? Нравится ли вам крымская зима? А, как вы думаете, другая зима бывает? – рассуждения детей.

-Ребята, сегодня в нашем Клубе путешественников будет научная экспедиция. А, что такое экспедиция? (поездка группы людей со специальным заданием).

- Мы отправимся в путешествие туда, где царство холода, снега и льда.

Ребята, что нам надо взять в экспедицию? ( Перечисление нужных предметов: карта, компас, рация, батарея фонарь, фаер, сигнальная ракета, запас продуктов, термобелье)

-Ребята, на каком транспорте можно отправиться на Север?

( из предложенных видов выбираем: самолет, ледокол, вездеход и собачья упряжка)

Восп: - Прежде, чем отправиться в путь, мы должны определить, где же Север, а где Юг. Кто может нам показать на глобусе Северный и Южный полюса? Северный полюс находится в центральной части Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Называется Арктика.

- Все факты, которые мы узнаем – занесем в наш планшет путешественника.

(выставить основу из фетра)

- И, так у нас есть цель – Северный полюс (выставить на фетр картинку).

Чтобы отправиться в экспедицию, необходимо разделиться на группы. Вам помогут цветовые карточки.

Есть команды.

1. Команда, у которой фишки красного цвета, вам задание собрать сведения о климате Арктики?

2. Команде зеленых, об обитателях этого края?

3. Команда, у которых фишки желтого цвета, сообщит нам о людях этого края?

4. Команде синих - о деятельности людей Севера?

(звучит мелодия из х/ф «Два капитана»; звуки «Природа Севера»)

Выходят дети команды №1

1 -Кир. : - Климат очень суровый. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Там очень холодно…

2 – Катя: - Лёд в Арктике никогда не тает. Зимой солнце не показывается на небе. Целую зиму длится полярная ночь, в ночном небе бывает северное полярное сияние (показать на экране и включить сферу)

3 – Саша Ак: - Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер.

4 -Артем: - Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся на небе.

- Ребята, что-то холодно стало, протрите руки салфеткой, поднимитесь – погреемся.

Массаж биологически активных зон

Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело.

(Дети поглаживают ладонями шею сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(Указательным пальцем растирают крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем, Ладошку держим козырьком. (Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны - вместе».)

«Вилку» пальчиками сделай, Массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами.)

Знаем, знаем мы всегда: Нам простуда не страшна (Потирают обе ладони.)

5 - Маша: - Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце – наступает полярный день (команда красных садится)

Восп: - Команда зеленых, какие у вас сведения имеются об обитателях этого края? (дети выходят к столу, берут карточки с изображением животных, птиц, и составляют описательный рассказ по схеме: название животного)

Кто? Какого размера? Части тела. Чем питается? Детеныши?

1- Анжела: - Это тюлень. Тюлени – довольно крупные животные. Длина взрослого тюленя достигает 2 –х метров; вес – 100 кг. У них круглая усатая голова, круглые глазки. Шея умеренно длинная, морда довольно вытянута. А вместо лап — ласты. Спина и бока у тюленя тёмные, в пятнах, а живот более светлый. Передвигаться по земле тюленям очень неудобно. Но зато тюлени очень хорошо плавают. Питаются они рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Кроме плотного непромокаемого меха, у тюленя есть под кожей толстый слой жира. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки.

2- Макс: - Морж - самое крупное наземное животное Арктики. Живет в прибрежных водах Северного Ледовитого океана. Морж имеет два больших костяных бивня (это верхние клыки) длиной 1 м. Этими гигантскими зубами животное роется в морском дне, добывая раковины устриц и других моллюсков, продвигается по льду. Толстый подкожный слой жира защищает моржа от холода и помогает держаться на плаву.

3-Вадим: -Белого медведя называют полярным, так как он живет недалеко от Северного полюса. У белого медведя под густой шерстью есть толстый слой подкожного жира, который помогает животному сохранять тепло. Шерстью покрыта даже большая часть стоп медведя. Самая любимая еда белого медведя - нерпы и морские зайцы. Он нападает на моржей, ест рыбу и морских птиц. Белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Когда медведь охотится, то прикрывает нос, почему?

4-Василиса: Северный олень- крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, все тело покрыто густой теплой шерстью. Олени живут стадом, путешествуют в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями.

5- Юра – Сейчас мы проверим, почему животные Севера не замерзают.

Одну руку я смажу жиром, другая – останется чистой. Обе руки я помещаю в воду. Затем, вынув из воды, мы видим: на жирной руке вода собралась в капли; другая рука – вся покрыта влагой. Даже после встряхивания.

Вывод: Животные Арктики не мерзнут зимой, выходят из воды сухими, потому что они покрыты слоем жира.

Восп: - Команда желтого цвета сообщит нам о людях этого края?

Дамир: - Население севера – это ханты и манси, ненцы, чукчи, якуты, эвенки.

Саша: - Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Их поселение называется стойбищем.

(выходят девочка и мальчик в национальных костюмах народов Севера)

- Здравствуйте!

Девочка: - Меня зовут Злата.

Мальчик: - Меня – Кирилл.

Мальчик: - Мужская одежда называется малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном. На ногах мужчины носят высокие сапоги торбаса, сшитые из оленьего меха.

Девочка: – Женская одежда называется – ягушка, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто. А еще мы носим верхнюю одежду, которая называется кухлянка, паница. Одежда шьется из шкуры оленя, украшается мехами животных. Обувь называется торбаса, пимы, унты, они также шьется из шкур оленя.

3реб: больше всего радуются дети концу полярной ночи, когда на небе появляется солнце.

Восп: - Ребята, народы Севера живут в тесном контакте с природой. Они верят в Силу природы. У северян есть свои традиции и обряды, которые призывают быть добрее к природе, жить с ней в мире, и передают свои знания из поколения в поколение. Сейчас Злата и Кирилл покажут нам обряд, который помогает задобрить солнце, чтобы быстрее закончилась Полярная ночь. Для начала мы выполним дыхательную гимнастику, которая активизирует жизненно важные системы организма, повысит уверенность в собственных силах.

Упражнение на дыхание: [А-ых] (тянем звук [а], резко [ых])

[И-у-у-у ] (звук сверху резкий, звонкий, превращается в гулкий, низкий – высоту звука нужно показывать рукой сверху – вниз.

Звук [м-м-м] – губы сомкнуты, но не плотно. Нужно, чтобы щекотало губы и нос.

(звучит шаманский бубен)

Физминутка

1. Ходьба по кругу скользящим шагом.

2. Ходьба с хлопками слева, справа.

3. Ходьба - руки вверху, наклоны влево, вправо.

4. Поворот вокруг себя с наклоном.

Восп: - Спасибо, гости дорогие. Я надеюсь, после такого ритуала, полярная ночь быстро закончится.

Восп: команда синих, что вы нам можете сказать о деятельности людей Севера?

1 – Лиза: Народы Севера ведут кочевой образ жизни. Основное занятие народов севера : оленеводством. Олени служат людям пищей; из шкур оленей делают одежду. А еще оленей используют как транспорт. Их запрягают в нарты.

2 - Виталик: еще они занимаются рыболовством. На севере обитают такие ценные породы рыб как: муксун, нельму, омуль, стерлядь.

3 - Риана: А, еще на севере мужчины занимаются охотой, а женщины рукоделием.

4 – Макс Стр: Жилище северян называется – яранга, иглу, чум.

Восп: - Ребята, как вы думаете, легко ли построить чум?

Пальчиковая гимнастика «Чум»

Что нам стоит чум построить (руки – локтями на столе. Пальцы правой и левой руки прикасаются друг к дружке)

В лесотундре из жердей (руки, сложены ладонями, поворот на 180*)

Закрепить шкуры веревкой, (пальцы поочередно в замок)

Дом, мы строим со сноровкой ( поочередно: кулачок-ладошка)

По привычке кочевой (сжимать и разжимать пальцы)

Чум готов! Пора домой! (руки перед собой треугольником)

Восп: - Посмотрите, на нашей работе не хватает жилища. Коль так легко, то мы доделаем нашу работу - построим чум для ненцев.

Выставка детских работ (показ гостям.

Восп: - Все добытые сведения о Севере, мы занесем в наш «Планшет путешественника» (Дети заполняют картинками карманы на планшете)

- Команда желтых, внесет сведения о климате Севера.

- Команда синих– о животных Севера.

- Команда красных, внесет сведения о народах Севера.

- Команда зеленых, внесет сведения о деятельности народов Севера.

Восп: - молодцы! Что вам понравилось в экспедиции? Как ты …оцениваешь свое участие? (Дети высказывают свое мнение)

- Ребята, на планшете есть еще потайной карманчик, и здесь что – то есть.

(интересные факты про Север из серии «А вы знаете…», которые можно предложить гостям)

Восп: - Ребята, наше путешествие закончилось. Что вам понравилось в путешествии? Как вы оцениваете свою работу? (высказывания детей)

Да, наша страна необъятна. И скоро мы отправимся в новое путешествие.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Рыбы, полярные совы, моржи…

Жизнь на Земле вы найдете повсюду,

Даже в арктической белой глуши!

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект занятия по аппликации «Подснежник» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по аппликации «Подснежник» в подготовительной к школе группе Цель: расширить представление детей о первом цветке – подснежнике Задачи: Учить детей передавать характерные особенности цветов в аппликации:.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Правильное питание»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Правильное питание» «Правильное питание» Цель: Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни. Задачи: 1. Обучающие: Рассказать.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги»Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Как появились деньги» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия по вязанию «Солнышко» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по вязанию «Солнышко» в подготовительной к школе группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Оформление участка «Путешествие на Крайний Север»Оформление участка «Путешествие на Крайний Север» Пришла зима, любимое время года детворы. Как организовать двигательную активность на прогулке? Чем занять детей зимой? Ответы на эти вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Научная экспедиция на крайний Север» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 31 октября 2021 в 12:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Научная экспедиция на крайний Север» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Зинковская (УИ 816424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД