Ольга Рытова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
«Необыкновенный мир магнитов»
Цель: Развитее познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи: 1. Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Необыкновенный мир магнитов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах : Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно-экспериментальную деятельность детей.
3. Закрепление знаний о применении свойств магнита человеком.
4. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Дидактические игры на магнитной основе. Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.
Материалы: магниты разной формы; магнетические предметы (монеты, железные ключи, скрепки); немагнетические предметы (деревянные палочки, пластмассовые, резиновые, картонные модели ключей); карта-схема маршрута, компас и видеописьмо.
Организационный момент «Солнышко»
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Тема: Магнит и его свойства.
Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
Программное содержание
1. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила, компас.
2. Продолжать формировать представления о свойствах магнита : притягивать (отталкивать, способности намагничивать железные предметы, действие магнетических сил через разные материалы.
3. Развивать умение выявлять магнетические и немагнетические материалы.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сообщает: «Дети, Буратино прислал нам видеописьмо» (Включает телевизор).
Здравствуйте, ребята! У меня проблема.
Мне нужен ключик от потайной двери.
Дверь находится в коморке
Папы Карло под холстом
Только черепаха Тортилла знает этот секрет,
Но я не знаю дороги к ней.
Помогите, пожалуйста, ребята!
Воспитатель – Ребята поможем Буратино! Конечно, ведь вы маленькие исследователи, первооткрыватели, любознайки, экспериментаторы. Какие у нас в саду важные дела? Скажите об этом.
Ребенок – А у нас в саду дела – эксперименты снова.
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лед, то смешаем краски
Изменяем вкус воды как в волшебной сказке.
Воспитатель – Итак, мы отправляемся в дорогу. В пути нам будет помогать вот эта карта-схема. В дорогу с собой мы возьмем все самое необходимое. В первую очередь дружбу, знания, дисциплину, хорошее настроение.
- А что еще надо взять с собой в дорогу, чтобы не заблудиться? (компас).
Воспитатель вешает карту-схему на доску. Берет компас и рассказывает о магнитной стрелке компаса. Воспитатель вместе с детьми двигается по группе по стрелке-указателю, сверяясь с картой.
Воспитатель – 1 пункт нашего маршрута называется «Кладоискатели».
- Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?
- Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие.
Варианты ответов (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита).
Воспитатель – Почему?
Гипотеза: монеты можно найти с помощью магнита, т. к. он имеет свойство притягивать металлические предметы.
- Давайте проверим.
Опыт № 1. Дети берут магниты, подносят к поверхности песка и собирают их в корзиночку.
Вывод. Магнитные силы действуют через песок.
Воспитатель – Двигаемся дальше. Следующий пункт нашего пути – «лесные приключения).
- Ребята, а лес-то какой густой, где наша тропинка? Давайте поиграем. Сделаем цепочку из вас и пойдем вон по той узкой извилистой тропинке, чтобы никто не потерялся. А чтобы цепочка не разорвалась, что мы возьмем? (магнит).
Описание игры: ребенок – магнит, остальные дети – звенья цепочки. До кого дотрагивается ребенок – магнит, того – притягивает, «намагничивает». Дети цепляются друг за друга и двигаются под музыку.
Воспитатель – А вот мы пришли к следующему пункту нашего пути – «Чудесная поляна». Здесь мы сделаем привал, позанимаемся, отдохнем, поиграем с магнитами. (Дети садятся за столы).
- Ребята, а вы можете составить цепочку из скрепок? Как можно это сделать? (Ответы детей. С помощью магнита).
Опыт № 2. Дети самостоятельно составляют цепочку из скрепок. Дети подносят магнит сначала к одной скрепке, затем к другой и т. д., составляя длинную цепочку. Затем осторожно освобождают магнит от первой скрепки и убеждаются, что они намагнитились. Проверяют движение цепочки с помощью магнита под крышкой стола «Паровозик поехал».
Воспитатель – Почему скрепки двигаются? Что действует на них (магнитные силы). Проверьте этот опыт с пластмассовыми тарелочками, с картоном. Действует ли магнит через эти материалы?
Вывод: магнитные силы действуют через дерево, пластмассу, картон.
- Ребята, а какие еще свойства имеет магнит, кроме притягивания (отталкивает друг от друга). Давайте проверим.
Опыт № 3. Дети берут два магнита и присоединяют их друг к другу, меняя полюса и убеждаются в эксперименте.
Воспитатель – Однако, дети, нам надо двигаться дальше, Буратино ждет. Конечный пункт нашего пути – «Волшебный пруд».
Дети подходят к макету пруда, садятся вокруг на ковер. И слушают песенку Тортиллы под фонограмму.
Воспитатель – Ребята, смотрите, сколько здесь ключей! Одни ключи плавают, другие лежат на самом дне. Как же нам достать ключик, не замочив рук?
(Варианты ответов – удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита).
Опыт № 4. Дети опускают в воду удочку с магнитом на конце и достают ключик. Далее пробуют достать другие ключи (медные, алюминиевые, но они не притягиваются магнитом.
Воспитатель – Почему?
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель – Назовите магнетические предметы (ответы детей).
- А теперь не магнетические предметы (ответы детей).
Итог занятия. Воспитатель обобщает знания детей о свойствах магнита, уточняет, где применяют свойства магнита люди.
В каких предметах используют магнит?
Воспитатель – Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. Работали дружно, давали правильные ответы и помогли Буратино найти ключик. Он будет очень рад. На следующем занятии мы будем изучать новые свойства магнита.
Сюрпризный момент.
Воспитатель заглядывает в корзинку и обнаруживает там волшебные монетки, которые превратились в шоколадные медальки.