Екатерина Новикова
Конспект непосредственно образовательной деятельности Коммуникация (Обучение грамоте)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи НОД: закреплять знания детей о деревьях, особенностях их жизни зимой, продолжать расширять, развивать диалогическую речь, упражнять в определении местоположения звука в слове, количества слогов в слове, в различении гласных и согласных (твердых и мягких) звуков, умении составлять предложения со словом «снег», употреблять множественное число существительного, упражнять в слоговом чтении гласных букв и буквы «М», развивать внимание, мышление, умение аргументировать свой ответ, воспитывать умение слушать ответ сверстника, желание помогать друг другу при затруднении, воспитывать у детей интерес к природе.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности Коммуникация (Обучение грамоте)» размещена в разделах
Ход НОД:
- Ребята, послушайте, вам загадаю загадку:
«Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели». Что это?
- Дерево.
-Правильно.
- А как вы думаете, дерево живое или нет?
- Живое.
- Почему вы так думаете?
- Потому что как все живые существа деревья питаются, дышат, размножаются.
- Правильно, а с помощью чего деревья дышат?
- С помощью листьев.
- С помощью чего деревья питаются?
- С помощью корней.
- Ребята, а как вы думаете, умеют ли деревья спать?
- Деревья спят зимой.
- Давайте поиграем в игру «Назови дерево». Я буду показывать вам деревья, а вы должны назвать его. (Просмотр презентации)
- Молодцы, правильно угадали все деревья. А какие деревья называют лиственными? Хвойными? Чем отличается жизнь лиственных и хвойных деревьев зимой?
- Хвойные деревья зимой остаются зелеными, а лиственные сбрасывают листья осенью.
- Давайте поиграем в игру «Назови листок». Лист клена – какой? (кленовый) Лист дуба – какой? Лист рябины –какой? Осины? Тополя? Березы?
- Зимой на березе нет каких листьев?
- Березовых.
- Зимой на клене нет каких листьев?
- Кленовых.
- Зимой на дубе нет каких листьев?
- Дубовых.
- Зимой на рябине нет каких листьев?
- Рябиновых.
- Вся природа зимой засыпает, снег ложится на ветви деревьев, прячет их от зимних морозов. Но сколько разных развлечений приготовила нам зима. Давайте расскажем, что можно делать зимой. Продолжите фразу «Зимой можно…»
- Зимой можно кататься на коньках.
- Зимой можно кататься на санках (лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах)
Физкультминутка: «Зима» Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем.
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И Снегурку лепим мы,
Гостью – зиму любим мы.
- Поиграли немножко, а теперь проходите за столы.
Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка» (Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли. Возьмите сейчас звуковые линейки, я буду называть вам слова, а вы должны показать, где находиться тот или иной звук в слове. Первое слово «мак». Укажите место звука «А» в слове (дети размещают фишку в середине слова) - Где находится звук «а»?
-В середине слова.
- Правильно, а теперь покажите место звука «Т» в слове зонт. Место звука «и» в слове синица, место звука «Л», в слове туфли.
- Молодцы, правильно справились с заданием. А теперь возьмите карточки с изображением букв. Я буду называть вам слова, а вы должны закрасить буквы разным цветом, будьте внимательны, буквы есть одинаковые.
Вова – ведро, лапа – лиса (дети закрашивают согласные мягкие и твердые) Остальные буквы закрасьте соответствующим цветом. Каким цветом вы их закрасили? Почему? (красным цветом гласные буквы)
- А теперь на звуковой дорожке мы выложим с вами разноцветные фишки и обозначим звуки слова «Зима». Какой первый звук? Какой это звук? (первый звук «з» - он согласный мягкий, обозначим зеленой фишкой и т. д.)
- Посмотрите, у вас на столе лежат карточки с изображением схемы слова, но только одна. Я буду называть разные слова, вы должны определить количество слогов в слове и если ваша схема подходит, то поднять карточку. Будьте внимательны. Слова: береза, цветок, радуга, юла, липа, дуб.
(Встаем из-за столов)
- Послушайте, я прочитаю вам стихотворение:
«На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка,
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл»
- Ребята, какой звук встречается чаще всего?
- Звук «М»
- Давайте вспомним, что произносим и слышим мы звуки, а пишем и читаем буквы. Посмотрите, это буква «М»(показ буквы в сопровождении четверостишием)
«Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М».
- Давайте попробуем прочитать слоги, которые вы видите на доске. Я буду вести указкой от буквы «М» к гласным буквам и медленно их произносить. Совместное чтение слогов.
- Послушайте загадку:
«Пушистый ковёр,
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит»
- Снег.
- Правильно, а теперь давайте попробуем составить предложения со словом «снег».