Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы

Попова Елена Ивановна
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы

Тема: «Русская изба».

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Русская изба“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)

Развивающие. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация».

Методы и приё мы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т. д; шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «Игра с лентой»; русский народный костюм для девочки и мальчика ;макеты русской избы ;«лошадиные упряжки с бубенцами», музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме: "Русская изба»,заучивание стихотворений, слушание русской народной музыки, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек.

Ход занятия: Организационный момент.

Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в гости к нашим прабабушкам. Обратите внимание, во что нарядились Саша с Настей? (ответы детей). Правильно, ребята, они нарядились в русскую народную одежду. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. На ноги одевали лапти, а кто был позажиточней – сапоги.

Мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно. Предлагаю детям отправиться в русскую избу. А отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами. Вот мы и приехали. Воспитатель входит в избу с детьми, рассаживаются на скамейки под русскую народную музыку. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ребёнок. Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Для чего нужен чугунок? (Щи, кашу варить). О чем русский народ придумал такую загадку: На топтале был, На кружале был, На пожаре был, На базаре был - Домой пришел. (Глиняный горшок). Чугуны в печи стоят горячие, как же достать их, чтобы не обжечься? Рогат — да не бык Хватает — да не сыт Людям отдает Сам на отдых идет (Ухват). Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок Кочерга нужна, чтобы угли ворошить: Железный конь Скачет в огонь (Кочерга) Напротив печки наискосок от нее, место красного угла. «Красный» - значит красивый. (красная девица, красное солнышко). Красный угол - самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке всегда стояли домашние святыни - иконы. По русскому обычаю стол должен стоять в красном углу, ведь еду человеку посылает Бог, а стол — его ладонь. Гостей в русском доме уважали - усаживали за стол в красном углу, рядом с хозяином, девочки и женщины сидели рядом с печкой (ведь им готовить еду и содержать дом в порядке). - От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. - Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей). В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

11. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

12. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

13. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

14. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?

Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

Вышел Саша погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Воспитатель: Ребята мы с вами узнали как жили раньше люди. Сейчас мы разделимся на две группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)

Воспитатель. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала. И все это создал талантливый русский народ. Ребёнок. Вот такая она русская изба.

Похлебкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да тканными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Воспитатель: А сейчас мы выйдем за порог. Протянем руки к солнышку и попросим, как раньше на Руси люди просили помочь: Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

- Ну а теперь мне так хочется вас угостить сушками да чайком.

Пришла пора возвращаться в группу. Прощаемся и уезжаем в «упряжках с бубенцами» под музыку. Итог. Понравилось вам в гостях? Где мы были? Как называется комната, в которой принимают гостей? Какая самая главная вещь в горнице? Хвалю детей и благодарю за хорошую работу.

Литература:

1. Сборник «Песенки,загадки, пословицы», 2010г

2. А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях»

,2003г

3. Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия», М., 1992г

4. Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», С. – П., 2000 г. 5. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Городецкие досочки» ФИО педагога: Сухина Юлия Витальевна Возрастная группа: детей старшая группа Тема непосредственно образовательной деятельности: «Городецкая.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект интерактивного занятия в музее «Русская изба» для детей подготовительной группы «День Феклы Запрядальницы» Конспект по музейной педагогике «День Феклы Запрядальницы» для детей подготовительной группы Задачи: 1. Закреплять знания детей предметов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Знакомство с профессией овощевода» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Знакомство с профессией овощевода» Подготовила.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы «Скворечник для скворца» Тема недели «Весна-красна» (Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предметов)[/h3] Образовательная область: познавательное развитие. Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Знакомство с профессией овощевода» Возрастная категория детей: старшая группа. Вид детской деятельности: познавательная. Тип непосредственно образовательной деятельности:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Безопасная дорога» детей старшей группы Цель: Уточнить знание детей о правилах дорожного движения: знать назначение и сигналы светофора. Четко выражать свои мысли, говорить верно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская береза» для детей средней группы Приоритетная образовательная область – познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба»Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Зеленая сказка. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы по экологии Зеленая сказка. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной группы по экологии. Тема: «Зеленая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 02:31
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД