Елена Блудова
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Звуковая культура речи: звуки Ч — Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ;
- закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов и действенных причастий настоящего времени;
- развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: мяч; мягкая игрушка медвежонок; картинки с изображением людей различных профессий; изображения букв Ч, Щ.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: „Звуковая культура речи: звуки Ч — Щ“» размещена в разделах
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, а вы любите путешествовать? А хотите отправиться со мной в страну звуков? Давайте отправимся в путешествие на поезде. А для того, чтобы занять свое место в вагоне, нужно выполнить задание. Я называю один предмет, а вы – много. При этом мы будем передавать друг другу мяч. Дерево – деревья, лиса, цветок, дом, друг, звезда, птица, машина. Молодцы, с первым заданием мы справились. Занимайте свои места в вагоне, наш поезд отправляется!
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, пока мы с вами едем в страну звуков, давайте сделаем гимнастику для наших язычков, поиграем немного с ними. Выполняем упражнения «Часики», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Горка».
Я вижу, вы очень старались. А мы подъехали к первой остановке. Остановка «Угадайка». Попробуйте угадать, с какими звуками мы сегодня познакомимся.
Дифференциация звуков.
Щетка, щука, щенок, щит (- Щ)
Чайка, часы, чай, чашка (- Ч)
Правильно! Давайте попробуем произнести эти звуки.
Звук Ч – губки вперед, язычок к верхним зубкам, голосок «спит»;
Звук Щ – губки вперед, язычок кверху, голосок «спит».
Молодцы! Едем дальше!
Итак, вторая остановка. Остановка в стране великанов. Все, что попадает в эту страну, становится огромным. Посмотрите на нашего мишку. Он попал в страну великанов и у него теперь не лапка, а лапища! Не глаз, а, не нос, а, не голова, а, не хвостик, а…
Ну вот, мы справились еще с одним заданием! Пора отправляться!
Следующая остановка! Страна мастеров. Здесь живут люди разных профессий. Они выполняют разную работу и по-разному называются. Посмотрите на карточки. Подскажите, кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик. Работает на подъемном кране? – крановщик. Дрессирует животных? - дрессировщик. Работает на почте? – почтальон. Играет на скрипке? – скрипач. Учит детей в школе? – учитель. Все верно! А теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку.
Физминутка «Паровозик»
- Вставайте в паровозик. Дети встают друг за другом
«Чух-чух-чух» - Двигаются вперед,
Мчится поезд во весь дух Двигаются быстрее
Паровоз пыхтит, - «Пыхтят»
«Тороплюсь» - кричит
Как кричит паровоз? Останавливаются и повторяют хором.
- «ТУ-У-У…».
А теперь игра на внимание. Я называю слова. Если в них есть звуки Ч или Щ, нужно хлопнуть в ладоши.
Дом, слон, час, сон, лес, луг, щука, карась, человек, черепаха, стол, кровать, чеснок, щавель, лодка, щечка.
Здорово! Вы справились! Едем дальше! Нас ждет остановка «Буквознайка». С какими звуками мы познакомились? Но какие же буквы у этих звуков? А я вам сейчас покажу! (Демонстрация изображений букв Ч, Щ). На что похожи буквы? Назовите слова, в которых есть эти буквы. А может поиграем с этими буквами?
Диффиренцированное задание.
Для сильных детей: слепить из пластилина буквы Ч, Щ
Для средних детей: обвести по точкам буквы Ч, Щ
Для слабых детей: раскрасить буквы Ч, Щ
(Перед проведением занятия проводим пальчиковую гимнастику)
Коллективный просмотр и оценка выполненных работ.
Ребята, а какие вы испытывали чувства сегодня, когда мы играли, рисовали, лепили? Что бы вы хотели повторить еще раз? Если вам понравилось занятие, позвоните в колокольчик, а если не понравилось, погремите погремушкой.
А теперь занимаем свои места, мы отправляемся обратно, в наш детский сад!