Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Надежда Новохатская
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Цель: Познакомить детей с историей появления игрушки-матрешки, с ее первыми мастерами - изготовителями, с многообразием видов росписи деревянной куклы. Развивать познавательный интерес к многообразию и творчеству народной культуры.

Задачи: Познание: Продолжать приобщать детей к традициям русской народной культуры. Обобщить представления детей о предметах русского народного творчества. Познакомить с историей возникновения русской народной игрушки – матрешки. Продолжать учить обследовать предмет. Социализация: Формировать чувство гордости за русский народ, за свою Родину. Коммуникация: Продолжать учить строить предположения, развивать речь-доказательство, связную речь. Активизировать словарь детей за счет существительных и прилагательных.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Откуда появилась Матрешка“ с использованием ИКТ» размещена в разделах

Используемые технологии : Игровая, технология сотрудничества, здоровьесберегающие (гимнастика для глаз, физминутка, ИКТ.

Предварительная работа: Беседы с детьми о истории возникновения дымковской игрушки, рассматривание предметов Городецкой и Хохломской росписи, рассматривание альбомов «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская роспись», роспись узорами на силуэтах дымковской и хохломской росписью.

Материал: Матрешки, изделия с хохломской, дымковской росписью, презентация «Откуда появилась Матрешки, созданная с помощью программы power point.

Ход:

Дети и воспитатель стоят около выставки изделий.

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку и назовите знакомые вам предметы? (Дети перечисляют их.) Как вы думаете, что общего у всех этих предметах, таких разных? (Ответы детей.) Все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились мастерами и учили других людей своему мастерству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие замечательные предметы, которыми восхищаются не только в нашей стране, но и в других странах мира. О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Как вы догадались, что это матрешка?

Что значит – темница?

- Что вам известно про эту игрушку? (Ответы детей.)

Физминутка

Давайте немножко отдохнем и станцуем танец матрешек!

Мы веселые матрешки,

ладушки-ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки-ладушки.

В сарафанах наших пестрых

Ладушки-ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки-ладушки

(Дети выполняют танцевальные движения под слова песни.)

Показ презентации «Откуда появилась Матрешки

1 слайд Всем вам нравится веселая игрушка – расписная матрешка. Оказывается родилась она сто лет назад.

2 слайд Прообразом матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

3 слайд Токарь- игрушечник Василий Петрович Звездочкин первым выточил русскую матрешку на токарном станке.

4 слайд Начинают изготавливать матрешку с самой маленькой матрешки. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

5 слайд А художник Сергей Владимирович Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков

6 слайд Вот так выглядела первая русская матрешка. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.

Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Почему матрешку так назвали? Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле.

7 слайд Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России. Существует несколько видов матрешек. Давайте посмотрим самые известные.

Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. Роспись мелкая. Она украшает платок и край фартука.

8 слайд Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов, в основном желтый и красный цвета. Большой букет занимает весь фартук, платок расписан бутонами

9 слайд Самая северная матрешка – вятская. Яркая, красочная, задорная. В ярком цветастом платочке, с большим цветком в центре сарафана.

10 слайд Основной элемент полховско - майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза", рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Эти матрешки отличаются особенной стройностью и необыкновенной нарядностью.

11 слайд Современные матрешки могут выглядеть по-разному. Матрешки – жених невеста; Матрешки- солдаты, Дама с гусаром; Семья. Все они выточены из дерева, раскрашены красками в ручную. Нет ни одной похожей матрешки. Они все всегда разные!

12 слайд Вот мы с вами и познакомились с историей появления матрешки. Вам понравилось? Какая матрешка больше всего запомнилась? Давайте продолжим дальше наше знакомство с матрешками.

Так и родилась матрешка. Как же с ней можно играть? (Ответы детей.)

Гимнастика для глаз. Воспитатель: А теперь необходимо, чтобы ваши глазки отдохнули от экрана. (Педагог раздает каждому ребенку маленькую матрешку) Эти матрешки нам помогут. Сначала выполняем движения правой рукой, возьмите в нее матрешку. Вверх-вниз (3р) опускаем и поднимаем руку, следим только глазками, голову не наклоняем. Теперь машем рукой перед собой вправо-влево (3р). Следим только глазками за матрешкой. А теперь водим рукой по кругу (3р) Теперь возьмите матрешку в левую руку и те же самые движения делаем левой рукой. (Дети легко и непринужденно выполняют движения (вверх-вниз; вправо-влево, по диагонали, по кругу, то левой, то правой рукой и зрительно прослеживают их. Взгляд фокусируется на матрешке. Глаза напрягать не надо, можно моргать.)

Воспитатель: Возьмите матрешку в левую руку, проведите по ней пальчиком. Какая матрешка? (Дети садятся за столы. Берут в руки матрешек, проводят обследовательские действия.) (Матрешка гладкая, скользкая, твердая, без углов.) Правильно, у матрешки обтекаемая форма. У этой куклы нет шеи, голова плавно переходит в туловище.

-

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком» Цель. Развивать сюжетно-игровой замысел, дорисовывать аппликативную композицию. Совершенствовать умение детей наклеивания готового силуэта.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса» Цель: Развитие детского творчества в процессе изображения силуэтов обитателей леса, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 1. Расширять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!» Конспект непосредственно-образовательной деятельности (открытый показ) Тема: "Будьте здоровы!" Группа старшая Форма организации подгрупповая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Наша русская матрешка» Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке,.

«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Путешествие по сказке «Репка» Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная. Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 21:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД