Ольга Рогаткина
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы «Задания от Звуковичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Задания от Звуковичка.
Задачи:
обучающие: способствовать закреплению знаний детей о различительной роли звука; продолжать совершенствовать навыки звукового анализа слов; умение находить место звука в слове; делить слова на слоги, определять количество слогов; обогащать словарный запас детей;
развивающие: развивать мыслительную активность, наблюдательность, память, мелкую моторику;
воспитывающие: воспитывать навыки учебной деятельности: усидчивость, умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы, выполнять задания.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы „Задания от Звуковичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Материал: кукла Звуковичок; коробочка, на крышке которой нарисованы семь кружочков с надписями, они прикрыты картонными кружочками по цветам радуги, на обратной стороне которых по одной букве из слова «молодцы»; медальки с поощрительными наклейками; кружочки-бусины с буквами алфавита; наборы гласных и согласных букв, стрелочки «гласные» и «согласные»; карточки «Место звука в слове», фишки; картинки со схемами, фломастеры; крупные буквы из бархатной или наждачной бумаги под салфеткой; карточки «Соедини точки».
Ход НОД.
- Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и там за выполненные задания вам будут ставить оценки. А вот сегодня в конце занятия вас ждёт сюрприз от Звуковичка. Посмотрите, у него есть коробочка, на её крышке - разноцветные кружочки, как только вы будете выполнять задание, мы будем открывать один кружочек. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Не забывайте, что как будущие ученики, вы должны внимательно слушать взрослого, аккуратно выполнять задания, отвечать на вопросы. Посмотрим, что же будет в конце.
1. – Ребята, напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (Мы изучаем звуки и буквы).
- Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Скажите, пожалуйста, какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Согласные звуки делятся на…(твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
- Гласные звуки бывают…(ударные и безударные).
- Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки поются, не встречают преград при произношении).
- Как произносятся согласные звуки? (Согласные звуки встречают преграду при произношении и не поются).
- Сейчас мы проведём перекличку: я буду называть разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, будут вставать.
Игра-перекличка.
- Замечательно, все на месте. Тогда для вас первое задание: Звуковичок рассыпал бусы, в которых бусинки были расположены в алфавитном порядке. Помогите Звуковичку: соедините бусинки с буквами так, чтобы они стояли вот в такой последовательности: А, Б, В, Г, Д, Е, Е, Ж, 3, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.
Коллективное выполнение задания.
- Думаю, уже можно открыть один кружочек. Что же под ним написано? («Так держать!»).
Кладём кружочек рядом с коробочкой.
2. – По порядку буквы вы выставили правильно. А следующее задание немного другое. Перед вами на столах лежат разные буквы, давайте поделим их на две группы: гласные и согласные. На гласные буквы указывает стрелочка с нотками, а на согласные – стрелочка с заборчиком.
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
Выполнение задания парами. После проверки открываем следующий кружочек.
Под ним написано слово «Прелестно!»
3. - А сейчас по просьбе Звуковичка для вас следующее задание, послушайте внимательно скороговорку: «Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила».
- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (Звук «М»).
- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «М» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
Воспитатель интонационно выделяет в словах нужный звук: молния, замок, морковь, альбом, комар, дом. Дети выполняют задание.
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Открываем кружочек. Под ним слово «Хвалю!».
4. «Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом толково
Их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят».
- Сок, нос, дым. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).
- Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).
- Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди домик для картинки». У каждого домика свой номер: №1, №2, №3, №4. Нужно назвать, что нарисовано на картинке, и определить, сколько слогов в названии. Сколько в слове слогов такой будет № домика.
После выполнения задания открываем кружочек (Надпись «Знания – сила!»).
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели – встали
И на месте побежали.
5. – Давайте вспомним, какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки? (Синей фишкой).
- Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки? (Зеленой фишкой).
- Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (Красной фишкой).
- Вы всё правильно вспомнили, а давайте это закрепим на карточках в игре «Угадай-ка!». Но сначала разомнём наши пальчики.
На полянке стоит дом (поочередно соединяем пальцы рук, начиная с мизинца).
В этом доме умный гном.
Он в окошечки глядит (согнутыми в локтях руками показываем окошко,
Что увидит — говорит.
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать (круговые движения указательным пальцем одной
руки по центру ладони другой (поменять руки).
А теперь расслабить руку. (легко пошевелить пальцами)
Давим, (крепко сжать кулаки)
Тянем, (напряженно вытянуть пальцы)
Отдыхаем. (расслабить кисть)
Мы внимательными станем! (скрестить руки на груди).
- Отлично! А теперь возьмите фломастеры и соедините картинку с правильной схемой.
Проверить, чтобы все дети поняли задание. Дети проводят линии от картинки к соответствующей модели. Можно взять карточки разной сложности в зависимости от подготовленности детей.
Предложить детям обменяться карточками для проверки правильности выполнения задания.
Если кто-то быстро справился с заданием, можно задать вопросы: сколько гласных звуков в этом слове? Какие? Сколько согласных? Сколько мягких? Какие?
Убираем кружочек, под ним надпись: «Ай, да, молодцы!»
- Давайте дадим глазкам отдохнуть:
«Глазки - влево, глазки - вправо, вверх и вниз и все сначала».
(Упражнение выполняем в соответствии с текстом, массируем точку между бровей).
6. - Пока глазки отдыхают, предлагаю поработать вашим пальчикам.
Игра «Буквы спрятались».
(Под салфеткой шершавые буквы из бархатной или наждачной бумаги, ребёнок ощупывает букву и называет её).
- Убираем кружочек (Написано слово «Блестяще!»)
7. Да, вы действительно блестяще поработали. Но осталось одно задание:
«Соедини точки и прочти слово» (школа).
Убираем кружочек (Надпись «Ставлю 5!»)
- Мы открыли все кружочки, их семь, Звуковичок предлагает вам выложить их по цветам радуги.
А теперь переверните их и прочтите, какое слово получилось (Слово «Молодцы!»).
- Ребята, вы показали отличные знания. Я действительно думаю, что вы молодцы. Ну, что же, Звуковичок, разрешаешь ребятам открыть коробочку. (В ней медальки с поощрительными наклейками).
- Вы их точно заслужили!