Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к казачке Ульяне»

Ольга Лукина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к казачке Ульяне»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков.

Задачи:

Образовательные :

• приобщать детей к культуре и быту казачества;

• закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

• Закреплять представления о реке Дон

Развивающие :

развивать мышление через игру «Кто спрятался?»;

развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность через пальчиковую гимнастику «Рыбки»;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „В гости к казачке Ульяне“» размещена в разделах

развивать способности соотносить слово с действием через игру «На скамейке у плетня».

Развивать и закреплять в словарный запас детей по теме казачество

Воспитательные:

• воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

• Формировать умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано

Словарная работа: курень, рундук, плетень, стряпка.

Ожидаемый результат:

• у детей сформированы представления о быте казака;

• у детей сформированы представления о реке Дон.

Оборудование:

• интерактивный экран;

• дорожка с карманами;

• фигурки животных;

• магнитная доска;

• пособие «Дары Фребеля»

• пластилин.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я сегодня шла в детский сад и мне почтальон переда письмо. Давайте я вам прочитаю что там.

Текст письма. (Открывает письмо и читает.)

Здравствуйте дорогие ребята.

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Буду очень рада, если вы приедете в гости и увидите красоту моего края.

Воспитатель: О чем говорится в этом письме?

Дети: о красоте нашего края о степях и полях;

- о великой и могучей реке Дон;

Слайд № 1 (река Дон)

Воспитатель: А что вы о ней знаете? Что можете рассказать? Посмотрите на эти картины с изображением реки Дон.

Дети:- Она большая, широкая, с красивыми берегами в ней водится много разной рыбы

Воспитатель: Ну что ребята поедем в гости к Аксинье?

Дети: Да

Воспитатель: Вот только беда адреса то нет. Куда же нам ехать?

В письме находятся маленькие конвертики разных цветов. Дети выбирают каждый себе конверт. Там лежат разрезные картинки.

Воспитатель : Вам нужно собрать все картинки в них есть подсказка

Дети собирают разрезные картинки

Йод, кошка, сова, арбуз, автобус

Воспитатель: А теперь назовите мне первые буквы названий ваших картинок

Дети называют буквы. Воспитатель помещает их на магнитной доске.

Воспитатель: Давайте попробуем составить слово и поймем куда нам нужно ехать.

Дети составляют слово.

АКСАЙ

Воспитатель: Правильно это город Аксай. Я предлагаю вам добраться по реке Дон.

Воспитатель: А на чем же нам туда добраться?

Дети: на лодке, катере, корабле.

Воспитатель: Я предлагаю плыть на корабле, вот только где же нам взять его?

Дети: Построить, нарисовать купить

На столе пособие «Дары Фребеля» и схемы корабля

Воспитатель: посмотрите, может из этого мы сможем построить корабль?

Дети собирают корабль по образцу

Воспитатель: какой замечательные у нас получился корабль. Ну что отправляемся в путь?

Дети: Да.

На экране Дон по нему плывет корабль.

Слайд : № 2

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока,

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку,

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал Ноги расставить широко, руки на поясе.

Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам.

Обеими руками изобразить легкую волну.

Покачаться из стороны в сторону.

Изобразить волну руками более интенсивно.

Присесть.

Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки.

Руку поднести к голове и резко отвести в сторону.

Сделать несколько движений в воздухе сначала одной, затем другой рукой.

Руки в стороны, балансировать.

Воспитатель: Что бы добраться быстрее, нужно позвать нам на помощь ветерок. Повторяйте за мной

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Ветер, ветерок Натяни парусок!

Дети набирают воздух носом и выдыхают п-п-п-п

Кораблик гони До Дона-реки!

Дети набирают воздух носом и выдыхают ф-ф-ф-ф

На экране рыбки плещутся в воде

Слайд №

Воспитатель: Ой посмотрите, что там плещется в воде?

Дети: Это рыбки.

Воспитатель: А каких донских рыб вы знаете?

Дети: Щука, лещ, сазан, карп.

Воспитатель: Ребята а вы знаете о том что весной нельзя ловить много рыбы, идет нерест, для того, чтобы появились мальки. Рыбу нужно беречь

Воспитатель : Давайте лучше с ними поиграем

Пальчиковая гимнастика “Рыбка”.

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Быстро-быстро уплыла. Две ладошки вместе изображают плавательные движения.

Хлопают в ладоши

Ладони поочередно сжимаются в кулак.

Плавное движение каждой ладонью.

Хватательные движения “щепоткой”.

Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.

Воспитатель: Вот мы и добрались до славного города Аксая.

На экране курень

Слайд № 3

Воспитатель: Ребята что это?

Дети: Курень

Воспитатель: А что означает слово курень?

Дети: - Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.

Воспитатель: А сколько этажей в казачьем курене?

Дети: -Казачий курень строили двухэтажный, «полукаменный», первый этаж строили из самана, саман лепили из глины и воды, второй этаж был деревянный.

-Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.

-Балкончик, вокруг дома у казаков назывался балясы, он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни, а во время наводнения на лодке можно было отплыть прямо от балкончика.

Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук», и украшалось оно резным орнаментом в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов, а для чего казаки это делали?

Дети: этот орнамент был призван защищать дом казака от зла : наговоров и болезней.

Дети: - Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее из железа.

-Готовый дом мазали, после того как дом был помазан, его красили. Курени красили в желтый, голубой или синий цвет, деревянные стены красили в белый цвет, а ставни в жёлтый или в синий.

-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.

Воспитатель: Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем.

Пальчиковая игра «На скамейке у плетня»

На скамейке у плетня

Собралась вся семья.

Погутарить, пошутить

Деток разуму учить

Наш дедуля казачок

Смастерит нам сундучок

Сохраним подарки в нём,

Куплены на ярмарке.

А бабуля – бабушка

Испечёт оладушки,

Чтоб внучаток угощать,

В алы щёчки целовать

Батюшка любимый

Защитит родимый

Прогонит с порога

Незваного ворога.

Матушка-хозяюшка

Малым детям нянюшка

Колыбель качает

Песню напевает,

Спите крошки

Ночь уйдёт

Утро радость принесёт

И конечно пострелёнок

Озорной ноне ребёнок

Озорной ягоза

Во все стороны глаза.

Поседела у плетня

Наша дружная семья.

Поиграли, пошутили,

Малых деток научили.

Мамку с тятей почитать,

Бабу с дедом уважать,

Не грубить и не злословить,

Доброту не экономить,

Всех прощать,

Уметь любить,

Данным словом дорожить,

Ведь не зря гласит молва -

Семья дружбою жива.

Звенья все одной цепи

Ты попробуй - разорви.

Дети указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.

Разводят руками и обнимают ладонями рук плечи.

Указательный палец правой руки подносят к губам.

Указательный палец правой руки прикладывают ко лбу поочерёдно «закручивают усы».

Стучат кулачками.

двумя руками тянутся вперёд, ладонями вверх.

Держа руки на уровне головы, потирают пальцами большими, указательными и средними, имитируя посыпание солью из щепотки.

движения рук имитируют «надевание платка на голову».

Хлопают ладошками о ладошку, имитируя «лепку пирожков»

Круговыми движениями рук поглаживают живот

Указательными пальцами постукивают по щёчкам

Ладонь правой руки подносят к сердцу, а левую руку опускают на колено.

правую руку поднимают над головой, собрав кисть в кулачок «машут саблей

протягивают ладони вперёд

поглаживают ладошками соседа по голове

скрещенными руками «покачивают колыбель»

обе руки подносят под щёчку

правой рукой машут до свидание

Хлопают в ладоши

руками показывают на себя

правой рукой «грозят пальчиком».

бег на месте

Поворачивают головой вправо - влево

указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.

Разводят руками

Топают правой ножкой 2 раза.

сжимают в кулачок поочерёдно по одному пальчику - большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

Пальцы ритмично сжимают в «замок».

соединяют по очереди большие с указательными пальцами, образуя «цепочку», затем большие со средними, большие безымянными и большие с мизинцами.

Становятся вкруг, держась за руки.

На экране появляется казачка Ульяна

Слайд № 4

«Здорово дневали казачата»?

Дети: «Слава Богу»

Заходите на мое подворье!

На экране казачье подворье

Слайд №5

Ульяна : А хотела вам показать своих животных и птиц. Но у меня случилась беда. Пришла весна, случилось половодье, Дон батюшка разлился да вышел за свои берега и смыл плетень. Все животные и разбежались кто куда

Воспитатель: Ребята давайте поможем Аксинье найти животных

Каких домашних животных вы знаете

Дети: Корова, коза, лошадь, собака, свинья

Воспитатель: Ребята посмотрите, это волшебная дорожка может там спрятались животные.

На полу лежит дорожка с карманами, в которых лежат фигурки животных

Детям нужно на ощупь определить, что за животное там находится

Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какое животное он нашел.

Давайте посмотрим, где же прятались животные. Каждый ребенок рассказывает о своем животном.

Слайд №6 (игра)

1. Игра «Кто спрятался?»

(появляется иллюстрация подворья, звучит голос животного, дети называют и выбираю правильную картинку, на экране появляется спрятанное животное)

Педагог: -кто это?

Дети: -корова

А где она спряталась

Дети: За колодцем

И т. д. животные- свинья, собака, кошка. И на большом экране появляется картинка подворья со всеми животными

Ульяна : Вот спасибо, помогли вы мне. Заходите ко мне в гости.

Ульяна : А это моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?

Дети: Потому что здесь готовят еду- стряпают.

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами такую комнату в нашем доме называем как?

Дети: кухня!

Воспитатель: Действительно, стряпать значит готовить пищу, отсюда и слова: стряпуха, стряпка.

Стряпка_ это одна из главных комнат куреня, это самая теплая комната. Здесь находится «Царица» дома. Вот послушайте загадку:

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, дрова глотает,

Весь дом согревает.

Как вы думаете, что это?

Дети: это печка!

Воспитатель: Ребята, как здесь красиво, тепло и уютно.

Ульяна : Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов.

Воспитатель: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.

Воспитатель: красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.

Воспитатель: Как хорошо и ладно все у тебя Аксинья. Но нам пора отправляться домой.

Ульяна : Давайте я вам в дорогу налью крынку молока от моей буренки.

Я же забыла совсем а крынка же у меня разбилась. Что же делать?

Воспитатель: Ребята давайте сделаем крынку сами

Дети: Давайте.

Слайд № 7 (фото крынки)

На столах разложен пластилин, дети садятся за столы и лепят из пластилина крынки.

Ульяна : вот какие молодцы. Какие замечательные крынки у вас получились. Я налью вам с собой домашнего молочка.

Воспитатель: Спасибо тебе Аксинья. Нам пора отправляться домой.

На экране Дон по нему плывет корабль.

Слайд : № 8 Волны

Я на мостике стою

И бинокль в руках держу.

Волны плещутся слегка,

Качка тихая пока,

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали.

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку,

Я ловить рукою стал,

Чуть с мосточка не упал Ноги расставить широко, руки на поясе.

Изобразить бинокль с помощью пальцев рук, поднести воображаемый бинокль к глазам.

Обеими руками изобразить легкую волну.

Покачаться из стороны в сторону.

Изобразить волну руками более интенсивно.

Присесть.

Изобразить перебирание каната обеими руками, крепко сжимая кулаки.

Руку поднести к голове и резко отвести в сторону.

Сделать несколько движений в воздухе сначала одной, затем другой рукой.

Руки в стороны, балансировать.

. Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать?

Ответы детей.

Публикации по теме:

«Птицы нашего края». Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Занятие «Птицы нашего края» Воспитатель :Шлыкова К. В Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Герб» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Герб». Составила.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну математики» по познавательному развитию ФЭМП Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мордовия — наш дом!» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мордовия – наш дом!» Программное содержание - Дать детям.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «С чего начинается Родина…» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «С чего начинается Родина…» Цель. Развивать у детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к куклам» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад. Конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Мир звука» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 33 г. Томска Конспект организации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к казачке» (средний дошкольный возраст)Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к казачке» (средний дошкольный возраст) Конспект непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «познавательно-речевое» Образовательная область «познание».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группы «В гости к Мишке» по познавательному развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28» городского округа город Салават Республики.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к Мишке» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к казачке Ульяне»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 14:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к казачке Ульяне»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лукина (УИ 383518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД