мария галаева
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гостях у рукодельницы» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у рукодельницы»в разновозрастной группе (3-4 года).
Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»,
Задачи:
1. Познакомить детей с предметом русского быта -прялкой.
2. Познакомить детей со способами изготовления изделий из овечьей шерсти.
3. Развивать у детей образную, научить дошкольников употреблять в речи пословицы, поговорки, загадки. ; обогащать словарь названиями предметов русского быта; прялка, посиделки.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры „В гостях у рукодельницы“ в разновозрастной группе» размещена в разделах
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать интерес к русской культуре, традициям, обычаям, народному быту.
6. Приобщать детей к духовной культуре на основе использования фольклора (загадок, пословиц, поговорок.)
Материалы: народный костюм, предметы быта: прялка, шерсть овцы, шерстяные изделия, шерсть для валяния, трафареты предметов одежды,русская народная музыка.
Ход занятия:
Сюрпризный момент.
Хозяюшка в народном костюме встречает детей.
Хозяюшка: День добрый, детушки-касатушки!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка: Наши деточки в дому,
Что оладушки в меду,
Что оладушки в меду,
Сладки яблочки в саду.
Активизация знаний.
Проходите, осмотритесь, я сегодня пригласила вас в гости,а живу я в старинной избушке,как жили давным давно наши бабушки и прабабушки. Посмотрите, какой у иеня расписной сундучок. А в нём спрятаны мои секреты. Подойдите поближе. Я вам открою сундучок, и мы посмотрим
, что в нём. (дети берут предметы и рассматривают)Как вы думаете, как они туда попали? А кто их сделал (мамы, бабушки).Вот какие мастерицы наши бабушки, мамы (обращает внимание на варежки,носочки, платок)Как можно назвать все эти вещи?
(Ответы детей).
Беседа по вопросам.
Хозяюшка: Давайте потрогаем её ,какая она на ощупь?
Ответы детей : мягкая, тёплая, пушистая.
Хозяюшка: Из чего же сделана вся эта одежда?
Дети: Из ниток,шерсти, пряжи.
Хозяюшка: Правильно,из шерстяных ниток связана эта одежда с помощью спиц. Хотите я вам покажу, как из ниточки получается вязаная одежда?
Хозяйка показывает детям, как вяжут на спицах.
Хозяйка: Дети, а теперь давайте посмотрим,какие они -спицы? Длинные и острые, ими можно уколоться, повредить глазки, детям брать спицы нельзя.
Загадывание загадок.
Хозяюшка: Отгадайте,кто ещё живёт в моей горнице?
Что за зверь со мной играет? -
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки?
Дети : Котик.
Хозяюшка: Правильно, любит он с моими клубочками поиграть, вот и перепутал все ниточки, и работа у меня не ладится. Поможете мне клубочки распутать?
Проводится игра: «Смотай клубочек».
Хозяюшка ищет: Что-то ещё у меня было волшебное, помогите мне поискать, я не вижу. Посмотрите на столике, за сундучком, на стульчиках, под стульчиками.
Хозяюшка радостно: Да это же мой волшебный мешочек, ах он проказник, я давно его ищу, наверное он приготовил для вас загадку? Давайте-ка узнаем, что у него внутри?
Хозяюшка: Угадали? Это комочек шерсти. А откуда её берут? (ответы детей).
Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.
Это шерсть овечки, посмотрите, какая она пушистая. (показ иллюстрации овечки) .
Хозяюшка: А знаете ребята, что делают из шерсти? Правильно, ниточку. Для этого в каждом доме была помощница – прялочка,и у меня такая имеется. (Показывает детям прялку).
Показ воспитателя. Практическая деятельность.
Хозяюшка: я вам сейчас покажу, как из шерсти получается ниточка.
Хозяюшка садится за прялку, объясняет, как пряли шерстяную нить.
Хозяйка: Давным давно все девушки – умелицы умели прясть. С прялками девушки ходили на посиделки или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре приходили и парни в избу. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась пением, играми и плясками. Вот и я сейчас предлагаю вам немного поиграть в игру с ленточкой, хотите?
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др. (Гендерное воспитание)
В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.
Хозяюшка: Ну что ж,делу – время,а потехе –час. Пора и нам за работу приниматься. Наши ручки пока что малы,чтобы ниточку прясть, да носочки вязать, поэтому мы одежду будем украшать. Я приготовила для вас разные предметы одежды и вы можете выбрать любой, который понравится. (Дети рассаживаются за столы, где приготовлены :шерсть разного цвета, силуэты предметов зимней одежды).
Воспитатель показывает детям способы наложения пряжи ровным слоем. Показывает приём скручивания жгутика из шерстяных волокон.
Хозяюшка: Спасибо вам, ребята за помощь, хорошо потрудились, и мне помогли и сами научились.
Выставка детских работ.