fyt ft u
Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности «Составление рассказа по картине «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности;
- помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности „Составление рассказа по картине „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Развивающие :
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе родного края.
Предварительная работа:
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», О. Белявской «Весенние вести».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.
Оборудование:
Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», силуэты птиц, силуэт дерева, портрет А. К. Саврасова, лупы, массажный мячик, шаблоны грачей.
Музыкально-техническое оснащение:
Музыкальный центр, П. И. Чайковский альбом «Времена года».
Программное содержание:
Звучит музыка П. И. Чайковский из альбома «Времена года» «Весна».
Воспитатель:
- Слыхали ли вы,
Звенели
Капели,
Что больше не будут седые метели
Над полем кружить?
Дети:
- Слыхали, слыхали! –
Ручьи отвечали
И с гор побежали
Долины будить.
Воспитатель:
- Слыхали ли вы,
Равнины,
Долины,
Что с юга летит караван журавлиный,
Что в роще уж слышатся крики грачей?
Дети:
- Слыхали, слыхали
Мы гомон
Грачиный
Вчера над макушкою старой рябины
В сиянье закатных лучей.
Воспитатель:
На вести весенние
Чуткие
Ушки
Под талым снежком навострила листва,
На первой проталинке снежной горушки
Серебряным цветом взошла сон-трава.
(О. Беляевская «Весенние вести»)
Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?
Предполагаемые ответы детей: О весне.
Воспитатель: Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
Предполагаемые ответы детей: Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
Воспитатель: А вот, на сколько, хорошо вы знаете перелетных птиц мы сейчас и проверим. Подойдите к столу, возьмите силуэт одной перелетной птицы, назовите ее и поместите названную птицу на дерево.
Воспитатель: Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. И сегодня мы познакомимся с творчеством одного из великих русских художников - Алексея Кондратьевича Саврасова. Вот его портрет. И главным произведением этого художника является картина «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа А. К. Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа. (Демонстрация картины).
А сейчас я предлагаю вам присесть за столы и более детально рассмотреть картину. У каждого на столе представлена репродукция этой картины, можете взять лупу и рассмотрите ее внимательно : что на ней изображено, какие цвета использовал художник.
Зрительная гимнастика для детей: «Грачи»
Как-то раннею весной
На опушке на лесной
Появилась стая птиц;
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи
Цвета черного как ночь.
Разбежались по опушке
Прыг-скок, прыг-скок!
Где жучок, где червячок.
Круговые движения глазами.
Смотрят влево - вправо.
Смотрят вверх-вниз.
Моргают глазами.
Зажмуривают глаза.
Воспитатель: Давайте вернемся к картине, посмотрите: художник изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
Предполагаемые ответы детей: На березы прилетела стая грачей. Наступила ранняя весна. Снег начал таять.
Воспитатель: Расскажите о грачах, что они делают?
Предполагаемые ответы детей: Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
Воспитатель: Что делает грач у корней березы?
Предполагаемые ответы детей: Он нашел веточку и держит ее в клюве. Грач собирает веточки у корней и переносит их в гнездо.
Воспитатель: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
Предполагаемые ответы детей: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
Воспитатель: Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!
Воспитатель: А что вы можете рассказать о деревьях?
Предполагаемые ответы детей: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые. На деревьях еще нет листьев.
Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему?
Предполагаемые ответы детей: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
Предполагаемые ответы детей: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
Воспитатель: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
Предполагаемые ответы детей: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
Воспитатель: Что еще вы видите на картине?
Предполагаемые ответы детей: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Предполагаемые ответы детей: Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно, потому что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть. Возьмите свои подушечки, пройдите на ковер и образуйте круг. Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Что подходит?». Я буду говорить вам высказывания, и передавать массажный мячик, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к картине.
- небо пасмурное (да)
- идет снег (нет)
- снег тает, оседает (да)
- проталины появляются (да)
- растут цветы (нет)
- появляются лужи (да)
- листья на деревьях (нет)
- возвращаются перелетные птицы (да)
- птицы вьют гнезда (да)
- солнце ярко светит (нет)
Воспитатель: Ребята вы правильно выбрали, что подходит к картине, а что нет.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Грачи прилетели». Относите свои подушечки на место и возвращайтесь обратно, станьте как вам удобно, чтобы не мешать друг другу.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Воспитатель: Ребята вы многое узнали нового о весне, а теперь примените свои знания. Составьте рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с помощью схемы: какой снег (снежинки) на картине, какое небо (облако, какие постройки (дом) есть на картине, какие деревья и птицы. Кто желает по картине составить рассказ? (Дети пожеланию рассказывают по картине)
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ. Ребята, а вам понравилась картина «Грачи прилетели»? А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Предполагаемые ответы детей: Немного холодно, грустно, где-то даже радостно потому что зима уходи.
Воспитатель: Мне очень понравились ваши рассказы. Я готовила для вас сюрприз, но немного не успела, может, закончим вместе. Присаживайтесь за столы, у каждого на столе есть шаблоны грачей, нам необходимо их доделать (выполнение работы).
Воспитатель: Вот такие грачи у нас получились. А хотите, чтобы у нас в группе поселились грачи? Вы, наверное, уже заметили в нашей группе кое-что новое – это подвесной мобиль, возьмите своих птиц, скажите, что вам больше всего понравилось и прикрепите их. Спасибо за работу. Все старались, вы молодцы.