Получи документы

Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности «Составление рассказа по картине «Грачи прилетели»

fyt ft u
Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности «Составление рассказа по картине «Грачи прилетели»

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель:

Знакомство детей с культурным наследием русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности;

- помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности „Составление рассказа по картине „Грачи прилетели“» размещена в разделах

- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивающие :

- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к живой природе родного края.

Предварительная работа:

1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», О. Белявской «Весенние вести».

2. Наблюдение примет наступающей весны в природе.

Оборудование:

Репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», силуэты птиц, силуэт дерева, портрет А. К. Саврасова, лупы, массажный мячик, шаблоны грачей.

Музыкально-техническое оснащение:

Музыкальный центр, П. И. Чайковский альбом «Времена года».

Программное содержание:

Звучит музыка П. И. Чайковский из альбома «Времена года» «Весна».

Воспитатель:

- Слыхали ли вы,

Звенели

Капели,

Что больше не будут седые метели

Над полем кружить?

Дети:

- Слыхали, слыхали! –

Ручьи отвечали

И с гор побежали

Долины будить.

Воспитатель:

- Слыхали ли вы,

Равнины,

Долины,

Что с юга летит караван журавлиный,

Что в роще уж слышатся крики грачей?

Дети:

- Слыхали, слыхали

Мы гомон

Грачиный

Вчера над макушкою старой рябины

В сиянье закатных лучей.

Воспитатель:

На вести весенние

Чуткие

Ушки

Под талым снежком навострила листва,

На первой проталинке снежной горушки

Серебряным цветом взошла сон-трава.

(О. Беляевская «Весенние вести»)

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение?

Предполагаемые ответы детей: О весне.

Воспитатель: Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?

Предполагаемые ответы детей: Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

Воспитатель: А вот, на сколько, хорошо вы знаете перелетных птиц мы сейчас и проверим. Подойдите к столу, возьмите силуэт одной перелетной птицы, назовите ее и поместите названную птицу на дерево.

Воспитатель: Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. И сегодня мы познакомимся с творчеством одного из великих русских художников - Алексея Кондратьевича Саврасова. Вот его портрет. И главным произведением этого художника является картина «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа А. К. Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа. (Демонстрация картины).

А сейчас я предлагаю вам присесть за столы и более детально рассмотреть картину. У каждого на столе представлена репродукция этой картины, можете взять лупу и рассмотрите ее внимательно : что на ней изображено, какие цвета использовал художник.

Зрительная гимнастика для детей: «Грачи»

Как-то раннею весной

На опушке на лесной

Появилась стая птиц;

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи

Цвета черного как ночь.

Разбежались по опушке

Прыг-скок, прыг-скок!

Где жучок, где червячок.

Круговые движения глазами.

Смотрят влево - вправо.

Смотрят вверх-вниз.

Моргают глазами.

Зажмуривают глаза.

Воспитатель: Давайте вернемся к картине, посмотрите: художник изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?

Предполагаемые ответы детей: На березы прилетела стая грачей. Наступила ранняя весна. Снег начал таять.

Воспитатель: Расскажите о грачах, что они делают?

Предполагаемые ответы детей: Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.

Воспитатель: Что делает грач у корней березы?

Предполагаемые ответы детей: Он нашел веточку и держит ее в клюве. Грач собирает веточки у корней и переносит их в гнездо.

Воспитатель: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?

Предполагаемые ответы детей: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.

Воспитатель: Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!

Воспитатель: А что вы можете рассказать о деревьях?

Предполагаемые ответы детей: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые. На деревьях еще нет листьев.

Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему?

Предполагаемые ответы детей: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.

Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?

Предполагаемые ответы детей: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.

Воспитатель: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?

Предполагаемые ответы детей: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.

Воспитатель: Что еще вы видите на картине?

Предполагаемые ответы детей: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.

Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Предполагаемые ответы детей: Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, скоро будет весна, но грустно, потому что мы провожаем уходящую белоснежную зиму.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

(Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть. Возьмите свои подушечки, пройдите на ковер и образуйте круг. Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Что подходит?». Я буду говорить вам высказывания, и передавать массажный мячик, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к картине.

- небо пасмурное (да)

- идет снег (нет)

- снег тает, оседает (да)

- проталины появляются (да)

- растут цветы (нет)

- появляются лужи (да)

- листья на деревьях (нет)

- возвращаются перелетные птицы (да)

- птицы вьют гнезда (да)

- солнце ярко светит (нет)

Воспитатель: Ребята вы правильно выбрали, что подходит к картине, а что нет.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Грачи прилетели». Относите свои подушечки на место и возвращайтесь обратно, станьте как вам удобно, чтобы не мешать друг другу.

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Воспитатель: Ребята вы многое узнали нового о весне, а теперь примените свои знания. Составьте рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с помощью схемы: какой снег (снежинки) на картине, какое небо (облако, какие постройки (дом) есть на картине, какие деревья и птицы. Кто желает по картине составить рассказ? (Дети пожеланию рассказывают по картине)

Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ. Ребята, а вам понравилась картина «Грачи прилетели»? А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Предполагаемые ответы детей: Немного холодно, грустно, где-то даже радостно потому что зима уходи.

Воспитатель: Мне очень понравились ваши рассказы. Я готовила для вас сюрприз, но немного не успела, может, закончим вместе. Присаживайтесь за столы, у каждого на столе есть шаблоны грачей, нам необходимо их доделать (выполнение работы).

Воспитатель: Вот такие грачи у нас получились. А хотите, чтобы у нас в группе поселились грачи? Вы, наверное, уже заметили в нашей группе кое-что новое – это подвесной мобиль, возьмите своих птиц, скажите, что вам больше всего понравилось и прикрепите их. Спасибо за работу. Все старались, вы молодцы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна»Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна» ДОброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи по теме: "Составление рассказа по картине "Весна"" Цель - продролжать.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Скворцы прилетели" Цель: учить.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности «Составление рассказа по картине «Грачи прилетели»
Опубликовано: 31 июля 2021 в 14:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД