Кириллова Тамара
Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
«Сюжетный рассказ
по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
в старшей группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г.
Цель:
1. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Сюжетный рассказ по картине А, К, Саврасова „Грачи прилетели“ в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
2. Активизировать творческое воображение детей, чтобы они могли придумать разные варианты событий, которые предшествовали и следовали за событиями, изображенными на картине художника.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: окраины, провинциальный городок, массивные гнёзда, бревенчатые дома, шатровая колокольня церкви, обустраивать.
Ход ОД.
1. Вступительное слово воспитателя.
С первым весенним ветром возвращаются из тёплых стран грачи. И сразу спешат к своим гнёздам, потому что они вернулись гнездиться и выводить потомство.
О весенних грачиных делах и заботах рассказывает картина русского художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
2. Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Перед вами картина художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Ранняя весна. Мы видим окраины маленького провинциального городка. На переднем плане картины изображены старые кривые берёзы, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнёзда. За берёзами, среди серых бревенчатых домов, возвышается шатровая колокольня церкви. Вдали чернеют поля. Косые лучи весеннего солнца падают справа. На чуть потемневшем, но всё ещё белом снегу, лежат лёгкие тени берёз, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое очевидно клонится к закату.
3. Беседа по содержанию картины.
- Как называется картина художника А. К. Саврасова, с которой мы сегодня знакомимся? (Ответы детей: картина называется «Грачи прилетели»).
- Какое время года изображено на картине? (Ответы детей: ранняя весна).
- Что вы можете сказать о местности, которую видите на картине? (Ответы детей: это маленький провинциальный городок).
- Что изобразил художник на переднем плане картины? (Ответы детей: старые кривые берёзы).
- Почему грачи обустраивают гнёзда в ветвях старых берёз? (Ответы детей: весной, когда зазеленеют листья, гнёзда грачей будут спрятаны в листве).
- Какие дома мы видим за берёзами? (Ответы детей: дома серые и бревенчатые).
- Что вы можете сказать о лучах весеннего солнца? (Ответы детей: косые лучи падают справа).
- Расскажите о тенях на снегу от берёз, которые видите на переднем плане картины. (Ответы детей: на потемневшем снегу лежат лёгкие тени).
- Какое впечатление произвела на вас картина художника А. К. Саврасова? (Ответы детей: картина напомнила, что к нам тоже совсем скоро вернутся из тёплых стран грачи).
4. Физкультминутка «Грачи».
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (Указательный палец на губы.)
Чёрные сидят грачи, (Присесть.)
Разместились в гнёздышке, (Показать руками гнездо перед собой.)
Распушили пёрышки, (Встать, руки в стороны.)
Греются на солнышке, (Погладить себя по рукам.)
Головой вертят, (Повороты головой вправо, влево.)
Полететь хотят. (Руки в стороны – взмах.)
Кыш! Кыш! Улетели! (Хлопки, руки в стороны, бег на носочках.)
Полетели, прилетели (Руки вверх, руки вниз.)
И опять все в гнёзда сели. (Присесть.)
5. Составление сюжетного рассказа по картине.
Сегодня у нас интересное занятие, потому что мы будем учиться составлять сюжетный рассказ по картине, с которой только что познакомились. Что значит составить сюжетный рассказ? Это значит придумать разные варианты событий, которые предшествовали и следовали за событиями, изображенными на картине «Грачи прилетели».
Художник А. К. Саврасов познакомил нас с героями своей картины, «рассказал» об одном моменте, когда вернувшиеся из тёплых краёв грачи обустраивают свои гнёзда, а мы придумаем начало и конец рассказа.
- Почему именно так названа картина? (Ответы детей: грачи – главные герои картины, они заняли центральное место картины).
- Как можно было назвать картину иначе? (Ответы детей: картину можно назвать «Возвращение грачей», «Вестники весны», «Обустройство гнёзд»).
- О чем мы будем говорить в первую очередь?» (Ответы детей: решим, откуда вернулись грачи в этот городок).
- Что нужно сказать дальше? (Ответы детей: рассказать, почему грачи строят гнёзда).
- Чем мы закончим рассказ? (Ответы детей: придумаем события, которые произойдут с грачами дальше).
По вашим ответам я составила план, по которому вы будете составлять рассказ. Для облегчения запоминания словесного плана я использовала предметно-картинные обозначения для каждого пункта плана.
План рассказа.
1). Путь на родину грачей с зимовки.
2). Обустройство грачами гнёзд.
3). Появление потомства у грачей.
Я предлагаю послушать мой сюжетный рассказ по картине «Грачи прилетели».
Образец сюжетного рассказа воспитателя.
Пришло время переселения грачей с зимовки. Через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам. Они первыми прилетают из тёплых краёв, потому что им достаточно первой проталинки, чтобы добыть себе корм – личинку.
Вернувшиеся грачи начинают обустройство гнёзд. А гнёзд уцелело немного. Возле них и сидят пары грачей или одиночки. Одни нашли свои старые гнезда, в которых уже выводили птенцов. Другие выбирают себе гнездо по вкусу. Третьи уже начали ремонт выбранного гнезда.
И, наконец, гнездо готово. Самка грача откладывает 3-9 яиц серовато- зелёного цвета и садится высиживать птенцов, а самец кормит её в этот период.
Вскоре запищали в гнезде птенцы. Через месяц они вылетят из гнезда.
6. Составление детьми сюжетных рассказов по картине.
b] 7. Итог. [/b]
Сегодня вы были писателями, придумав сюжетный рассказ по картине художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Некоторые из вас воспроизвели мой рассказ, а некоторые придумали совсем другие события. Мы продолжим обучение составлению сюжетных рассказов на занятиях по развитию речи.