Елена Гоч
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет».
Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки»
Программное содержание:
• Продолжать расширять и уточнять представления детей о книгах и библиотеках;
• Рассказать детям об истории возникновения книг;
• Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать любознательность, активность;
• Воспитывать интерес и любовь к книге, бережное отношение к ней.
Словарная работа: библиотека, библиотекарь, папирус, пергамент, береста, свиток.
Материалы демонстрационные: выставка иллюстрированных книг со сказками, стихами, рассказами, знакомых детям; презентация «Старая-старая книжка» (слайды с изображением глиняных табличек, свитков из папируса, книг из пергамента, бересты, рукописных книг из пергамента); сказочный герой – кукла Незнайка.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие. познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,
Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, беседа в книжном уголке, ситуативные беседы о книгах; организация уголка «Книжкина больница».
Работа после: подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Взаимодействие с семьями воспитанников: попросить родителей почитать детям пословицы, поговорки о книгах и объяснить их смысл, побеседовать с детьми о том, какие дома есть книги для взрослых и детей.
С утра внести в группу куклу Незнайки и посадить на видное место.
- Ребята, вы обратили внимание, что у нас изменилось в группе (Появился Незнайка).
- Здравствуй, Незнайка, что ты хочешь нам рассказать!
«Здравствуйте, ребята! Недавно у меня был День рождения и мне подарили мяч, машинку и книгу. В мяч я с удовольствием поиграл, для машинки из конструктора я сделал большой гараж, а вот с книгой я не знаю, что делать, и так и сяк ее поверну, открываю – там какие-то картинки, буквы. Что-то мне скучно стало».
- Ребята, Незнайка совсем не рад этому подарку. А если бы вам подарили книгу, что бы вы стали делать с ней? (Посмотрели, захотели бы узнать, о чем она, попросили бы маму или папу почитать)
-Что нам нужно сделать, ребята, чтобы Незнайка понял, что книга – лучший подарок? (Рассказать о книгах).
-А что мы расскажем? (Для чего нужны книги, как с ними обращаться, покажем свои Незнайке любимые книжки, расскажем, о чем они).
-А еще, ребята, вам, наверное,интересно будет узнать, какие книги были раньше, на чем люди писали в древние времена. (Да).
- А тебе, Незнайка? (Конечно, интересно).
-Тогда послушай наш рассказ о книгах. Часто говорят: Книги - наши лучшие друзья. Почему книгу считают лучшим другом? (Из книг мы узнаем что-то новое, интересное, всему учимся).
- Вы представьте себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
(Мы не знали бы интересных сказок, какие бывают растения, о животных, как люди жили раньше).
- Книги мудрые, добрые друзья открывают нам волшебный мир сказок, песенок, стихов; со страниц книг мы узнаем много интересного о природе, животных, изучаем по книгам историю нашей страны России; читая книги, мы учимся различать добро и зло, как поступать в трудных жизненных ситуациях.
-Ребята, а где вы видели очень много книг? (В библиотеке).
-Что такое библиотека? (Это место где хранятся книги).
-Правильно, раньше на Руси библиотеку так и называли – книгохранительница, но книги там не только хранятся. Что с ними можно делать? (Взять почитать домой).
-А когда вы уже прочитали библиотечную книгу, как нужно поступить? (Вернуть ее в библиотеку, чтобы могли почитать ее другие).
-Конечно, ведь в народе так и говорят: «Одна книга тысячу людей учит». А кто работает в библиотеке? (Библиотекарь, а мы читатели).
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаньям руку,
Выбирайте книгу как друга.
Физкультминутка
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
- Как вы думаете, ребята, очень давно, в древние времена, людям нужны были книги? (Да).
- Человек всегда стремился записать что-то для себя или передать информацию другим. Как же выглядели первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте. (Ответы детей).
- В древние времена в разных странах люди по-разному передавали свои знания. (Слайд 1 «Старая-старая книжка»). Сначала люди писали на глиняных табличках (Слайд 2 «Глиняные таблички»). А на Руси писали на бересте – березовой коре (Слайд 3 «Берестяные грамоты»). В Египте – на папирусе – это как бумага, только из тростника. Писали длинные свитки (Слайд 4 «Свитки из папируса»). Папирус был очень тонкий, поэтому позже изобрели более прочный материал – пергамент (Слайд 5 «Книги из пергамента»). Потом люди изобрели бумагу, книги писали пером (Слайд 6 «Рукописные книги из бумаги»).
- Как вы думаете, ребята, откуда я все это знаю? (Из книг).
- Правильно, я много читаю. У меня дома есть библиотека, домашняя. А у кого дома есть библиотека? Расскажите, какие книги есть у вас для взрослых и детей? (Рассказы детей)
- А сейчас, ребята, подойдем к нашему книжному уголоку. Незнайка, посмотри, сколько книг в нем. Это очень интересные сказки, рассказы, стихи, которые мы читаем. Ребята, кто хочет показать Незнайке свою любимую книгу, рассказать, о чем она, кто ее автор? (Рассказы детей).
- Вот видишь, Незнайка, сколько интересного можно узнать из книг.
В нашей группе для ребят
На полке книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
Но если сделаешь больной
Ты книжку - навсегда
Страницы замолчат тогда.
- Что значит «сделать больной» книжку? (Порвать, помять).
- А как нужно обращаться с книгами? (Не бросать, не мять страницы, не рвать, ничего не вырезать).
- С книгами нужно обращаться бережно, осторожно перелистывать страницы, не загибать уголки, пользоваться закладкой, а когда почитали и посмотрели за столом – аккуратно ставить на книжную полку.
- Как вы думаете, ребята, мы помогли Незнайке? (Да, мы рассказали о том, что книги помогают нам больше узнавать обо всем, что читать и смотреть книгу – это очень интересно, что с книгами надо аккуратно обращаться, что еще в древние времена людям нужны были книги).
Книга – важная, нужная вещь.
Всем нужно ее любить и беречь,
И каждый знает с малых лет
Подарка лучше книги нет.
- Спасибо вам, - говорит Незнайка, - теперь я очень рад, что мне подарили книгу, и я поскорее хочу вернуться домой и открыть эту книжку, посмотреть, почитать и узнать о чем она. До свидания, ребята.