Лидия Авилова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Задачи: Учит составлять описательный рассказ по картине.
Развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе „Защитники земли русской“» размещена в разделах
Словарная работа: армия, солдаты, защитники, богатыри, Родина, Отечество, щит, меч, шлем, кольчуга, конь, упряжь, подвиг, былина, картина, художник; сильный, смелый, отважный, добрый, могучий, умный, хитрый; защищать, воевать, пахать, дружить, маршировать, написать, изобразить.
Индивидуальная работа: упражнять Артема К., Антона П., Илью в подборе слов-признаков и согласовании прилагательных и существительных.
Предварительная работа: чтение былин о русских богатырях;
знакомство с пословицами: «Один в поле не воин», «Кто смел, тот на коня сел», «Смелость города берет»;
беседы о российской армии.
Оборудование: выставка книг с былинами о русских богатырях; репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Ход занятия:
Ребята, скоро мы будем отмечать День Защитника Отечества. Мы с вами много уже говорили о нашей российской армии, о военных профессиях, о том, что умеют делать солдаты, какими они должны быть. Во все времена русский народ гордился своими защитниками, верил в них, слагал о них песни, сказки, былины. Художники и писатели создали огромное множество замечательных произведений о воинах, о боях, о героических подвигах. Сегодня мы отправимся в далекое-далекое прошлое – в Древнюю Русь, и поговорим о героях-богатырях, которые всю свою жизнь служили Родине.
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Учет времени
- Ребята, кто же такие
богатыри?
- Действительно. Но ведь они жили 1000 лет назад. Откуда же мы знаем о них?
- А каких богатырей вы знаете?
- А чем знаменит Микула Селянинович? Что он делал еще, кроме того, что защищал Землю русскую от врагов? Как его называли в народе?
(Внимание детей обращаю на иллюстрации в книге о Микуле Селяниновиче)
- Ребята, о героях-богатырях не только складывали былины, но и художники писали чудесные картины. Картина, о которой мы будем говорить называется «Богатыри», написал ее великий русский художник М. В. Васнецов. Она посвящена трем русским богатырям : Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше Поповичу.
- В центре находится Илья Муромец. Посмотрите, ребята, что можно о нем сказать, как художник его изобразил?
- А кто находится справа от него?
- А слева – кто?
- Как еще можно охарактеризовать их? Какие они?
- Что богатыри делают на картине?
- Еще можно сказать, что они охраняют свою землю.
- Во что они одеты?
- Понравилась ли вам картина?
- Ребята, послушайте, пожалуйста, какой рассказ получился у нас по картине, после того как мы ее рассмотрели и побеседовали. Слушайте внимательно, потом кто-нибудь из вас попробует рассказать сам.
Перед нами – картина В. М. Васнецова «Богатыри». На ней изображены русские богатыри : Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В центре – Илья Муромец – самый старший, мудрый, в руках у него копье и палица; слева от него – Добрыня Никитич. Он вытаскивает меч, а справа – Алеша Попович – самый молодой и хитрый богатырь, он держит лук. Они очень сильные, красивые, храбрые и дружные. На них надеты кольчуги, на головах – шлемы. Сидят они на конях и смотрят вдаль: нет ли там врагов. В любую минуту они готовы выйти на защиту своей Родины. Эта картина мне очень нравится, потому что она интересная, красочная, глядя на нее можно представить себе какими были настоящие русские богатыри.
- По-моему вы немножко устали сидеть. Давайте вспомним как солдаты маршируют. Вставайте на ноги и повторяйте за мной.
«Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, тверже шаг.
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг.»
- А теперь, кто хочет попробовать описать картину?
- Молодцы, ребята! Мы с вами обязательно не раз еще обратимся к произведениям художников, будем рассматривать их, говорить о них и наслаждаться их красотой.
Спасибо вам за хорошие ответы, за внимание! Занятие закончено, можете отдыхать.
Участвуют в беседе. Богатыри – это воины, защитники, солдаты.
- О них написаны былины.
- Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, Микулу Селяниновича.
- Растил хлеб, пахал землю. Его называли богатырь пахарь.
- Он самый старший, могучий, мудрый, задумчивый.
- Богатырь Алеша Попович. Самый молодой и хитрый.
- Добрыня Никитич.
- Сильные, храбрые, умные, добрые, здоровые.
- Сидят на конях, смотрят вдаль, нет ли там врагов.
На них надеты кольчуги, на головах шлемы, у них есть оружие, щиты.
Ответы детей.
Слушают образец рассказа.
Маршируют.
1-2 ребенка составляют описательный рассказ.
10 мин.
1 мин.
8 мин.