Оксана Аникина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация»)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
(«Познание» и «Коммуникация»)
Тема: «Вода, вода – кругом вода»
Воспитатель второй
квалификационной категории
Аникина Оксана Сергеевна
Томская обл. г. Кедровый.
Цель:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста („Познание“ и „Коммуникация“)» размещена в разделах
Рассказать о значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Провести наблюдение, где и какую воду видели дети (в помещении, на прогулке); как они ее использовали.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Ходят капельки по кругу", и др.
5. Чтение художественной литературы.
Ход НОД:
– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)
– Действительно мы будем говорить о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
– Для чего нужна вода?
– Как она нам помогает?
Слайд: 1.
– Давайте рассмотрим с вами карту.
– Какого цвета на карте больше?
- На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Посмотрите, это океаны и моря.
Слайд 2
- Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках.
В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной.
В морях и океанах вода соленая.
- Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на карте!
Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
– Какую воду мы пьем? Соленую или пресную?
Человек не может пить соленую воду, а ее – то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
– На карте есть участки желтого цвета.
Слайд 3
Это пустыни.
- Ребята, а почему в пустыне не растут деревья, кустарники и цветы, не живут люди?
- В пустыне очень мало воды, поэтому там редко растут растения, и живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
- Ребята, посмотрите на эти фотографии и скажите, почему здесь так много растений растет?
Слайд 4
- Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.
Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.
Подвижная игра «Мы — капельки»
Дети получают бумажные капельки. Воспитатель надевает бумажную корону с рисунком тучи. Она — тучка-мама, а дети — ее детки - капельки. Ребята окружают маму-тучу, прыгают вокруг нее, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны. Мама-тучка напоминает им, что они — капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся. Игра проводится под музыкальное сопровождение.
- Ребята, я вам хочу рассказать сказку: Слайд 5
“Жил–был Заяц - Коська в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайцу - Коське путешествовать одному. Сел он на берег ручья и загрустил.
– Чего пригорюнился, Коська? – раздался веселый голос.
Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
Слайд 6
– Эй! Заяц - Коська, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел он по сторонам и опять никого не увидел.
– Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Заяц - Коська, а под берегом, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто–то смотрит и улыбается.
– Здравствуй, Коська! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
– Здравствуй, Капелька! Да вот путешествую я по лесу совсем один, и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
– А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
– Давай, – согласился с радостью Заяц.
Слайд 7
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Заяц – Коська сел в тени дуба и задремал.
Слайд 8
Проснулся Коська, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а Капельки и след простыл.
– Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.
Пригорюнился заяц и сидит под дубом.
– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Заяц - Коська на небо и увидел Капельку уже там.
(голубой шарик надутый гелем отпустить вверх).
А Капелька улыбнулась
Слайд 9
– Ты как туда забралась? – спросил Зайка.
– Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросила Капелька.
Слайд 10
– Конечно, – обрадовался заяц - Коська.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Заяц потянулся, зевнул и решил пожелать Капельке спокойной ночи, глянул на небо, а ее там нет.
Слайд 11
– Эй, заяц - Коська! Кого потерял? – раздался веселый голос.
– Друга своего, Капельку, – ответил заяц.
– Да, вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся заяц и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
Слайд 12
– Как же так? – увидился заяц.
– А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла пролиться дождиком. Вот так–то.
– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька!
– Спокойной ночи, Заяц - Коська!”
Слайд 13
Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило?
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.
Игра: “Где спряталась вода” Слайд 14
– Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода.
Опыт с водой: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!